Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Время новогодних мистерий

Украинские обряды доносят из глубин веков мудрость, а еще подскажут, как запрограммировать на счастье следующий год
30 декабря, 2009 - 00:00
А ЭТО РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП, КОТОРЫЙ СДЕЛАН ТОЖЕ ИЗ СОЛОМЫ / УКРАСИТЬ ЖИЛЬЕ МОЖНО СОЛОМЕННЫМ «ПАУКОМ», КОТОРОГО МОЖНО СДЕЛАТЬ САМИМ. ПО СЛОВАМ ИРИНЫ БИЛАЙ, ОН ПРИНЕСЕТ ВАШЕМУ ДОМУ ОБНОВЛЕНИЕ

Приход Нового года нашими пращурами мыслился намного более глубоким событием, чем смена календарного цикла. Вспомним, что Новый год в течение пяти веков — с 988 до 1492 года — праздновался 1 марта как день весеннего солнцестояния, отсюда и образ ласточки в новогодних щедровках. Для украинского народа с древнейших времен календарь считался священным, ведь он был связан с космосом: небом, Солнцем, Луной, звездами. Критериями измерения времени служили небесные светила, которые по легендам были даны людям именно для этого. Наши пращуры верили, что в ночь на Новый год небо открывается, поэтому просьбы и надежды в это время имеют особое магическое действие. Они закладывают импульсы на целый год, определяют его успешность. Особую силу имели просьбы за общее благо, ведь только в том сообществе, где каждый думает друг о друге, будет мир, благосостояние и для каждого.

МГНОВЕНИЕ МЕЖДУ ДВУХ МИРОВ

— Новый год становился символом рождения нового солнца, впоследствии трансформировался в рождение нового Бога и на украинской почве приобрел значение щедрого вечера с богатой кутьей, то есть это синтез многовековых традиций, — рассказывает кандидат филологических наук Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Г. Рыльского Елена ЧАБАНЮК. — Конечно, как и любое рождение, в народе рождение года отмечалось достаточно радостно с песнями и шутками, играми и переодеваниями. Фактически традиция переодевания на праздник Старого Нового года, на Маланки 13 января сохранилась и до сих пор на широкой территории страны: от восточных регионов — Луганщины и Донецкой области вплоть до Западных. (Ныне даже встречается переодевание парня не только в Маланку, но и в современников — народных депутатов, которые дают много поводов для искреннего народного юмора.) Эти метаморфозы у наших пращуров связывались прежде всего с мистикой времени. Переодевание символизировало приход потусторонних сил, демонов, предков. Считалось, что в час Нового года исчезает грань между живыми и мертвыми, происходит космогоническое единение — материализация непроявленного мира. И сама мистерия заключалась в том, чтобы уловить это время между старым и новым годом, прорваться в будущее, предвидеть и увидеть его. Именно поэтому только на новогодний праздник разрешалось девушкам ворожить, поскольку к этой процедуре в Украине относились с настороженностью. Например, на Харьковщине и до сих пор сохранился обычай, когда девушки выходят к воротам с кутьей судьбу призывать, однако там традиции наложились на современные тенденции. Они прислушиваются, с какой стороны услышат гудок поезда: верят, что туда и замуж пойдут.

К обычаю переодевания относится традиция водить «козу». Парни и девушки водят Маланку с козой. Издавна эта мистерия включала в себя еще и пахаря, сеятеля, деда, цыгана, цыганку и черта. Тот, кому приходится быть «козой», надевает кожух (шерстью кверху), цепляет рожки и хвост. Рукава кожуха должны свисать книзу — это как передние ноги козы. Коза также является символом богатства и достатка: «Де коза ногою, — там жито копою, де коза не буває, там все помирає», — говорится в щедровке.

ИГРА В БУДУЩЕЕ

«В Начале было Слово», — говорит христианское вероучение. Достаточно важное значение приобретает в новогодних обычаях слово, как проявленная энергия, код, благодаря которому происходит «сакральная материализация». Этим объясняется и обычай петь колядки, щедровки с пожеланиями добра, благополучия и счастья в новом году. «Сієм, вієм, посіваєм,/ З Новим роком вас вітаєм./ На щастя, на здоров’я / На Новий рік! Щоб вам вродило краще, ніж торік. / Коноплі під стелю, /А льон до коліна, /Щоб вам, господарі, Голова не боліла!» — говорится в одной из щедровок.

Еще одна особенность — первый день нового года — праздник Василия (14 января). Василий — покровитель земледелия, поэтому утром пытались засевать жилье хлебом. Именно поэтому сложилась традиция посевальщиков — особенно детей-мальчиков и молодых мужчин, которые со своими пожеланиями и засеяной рожью-пшеницей несли в дом добро, за что люди щедро благодарили щедровальщиков.

— Особое значение, подобное алтарю, обретает и праздничный стол, с которым хозяева встречают Новый год. Неспроста на нем такое многообразие свинины — колбас, кровянок, потому что кабан был для украинцев тотемным животным, — говорит Елена Чабанюк. — Был обычай отцу прятаться за миску с пирогами и спрашивать у детей, видят ли они его, в ответ раздавалось: «Ні, не бачимо» — «Так щоб і на наступний рік ви мене не бачили», — говорил отец. Как выяснилось, этот обычай существовал еще в языческие времена на острове Рюген, где была традиция сносить из каждого дома по ковриге и выкладывать их горой, за которой прятался жрец племени. Он переспрашивал, видят ли его люди, на отрицательный ответ жрец выражал пожелание, чтобы и в будущем году его не видели. Это был знак щедрого урожая и на следующий год. Существовал обычай звать к праздничному столу на Щедрый вечер и Мороз со словами: «Морозе-морозенко, іди до нас кутю їсти, а коли не йдеш, то й на Петрівку не приходь». Вместе с ним звали и медведя, и волка, и метель. Очень интересным был обычай перевоплощения хозяина в самого Бога, и в этом есть что-то действительно сакральное: хозяин как Творец. Хозяин, беря пироги, ходил вокруг дома, когда домашние видели его в окно, то спрашивали: «Хто там?» Он отвечал: «Бог», тогда родственники из дома отвечали: «Щоб і на наступний рік Ти до нас приходив». И таких новогодних мистерий множество. Главное, чтобы было желание активно участвовать в них, не только словом привлекать успех и благосостояние в будущем году, а разыгрывать, проживать их, в отличие от нынешней пассивности.

Был еще один важный обычай. На Щедрый вечер, когда засияет заря, хозяин дома зажигал свечу и обкуривал дом ладаном, очищая его от злых сил. По верованиям наших предков, этот вечер должен был служить символом щедрости и богатства. Выполняя разные обрядовые действа, считали, что и год будет таким же щедрым, как и этот вечер.

Новый год особенный тем, что человек подсознательно или сознательно подводит итоги прошлого и словно набирает силу для будущего, а поэтому стремится объединиться с самыми родными людьми, спросить совет у старших. Поэтому неудивительно, что издавна именно на рождественские и новогодние праздники космогоническое мышление праукраинцев, которые представляли себя связующим звеном между пращурами и следующими поколениями, обострялось, превращаясь в культ предков. Пращуров почитали и за рождественским столом, оставляя лишние ложки, чтобы они «приходили вечерять», их усматривали в почитании дедуха, который был будто от того зерна, которое вырастили и собрали для потомков праотцы и передали в будущность. Это же закладывалось и в традиции рождественской кутьи, которая варилась на зерне с узваром.

СИМВОЛИЧЕСКИЕ НОВОГОДНИЕ УКРАШЕНИЯ

Настоящие украинские украшения, которые можно было увидеть в украинских домах на Сочельник, — вытынанки. Технология их производства знакома нам еще с детства. Вытынанки вырезаются из сложенной цветной бумаги подобно привычным для нас снежинкам, однако исконные вытынанки имели намного более глубокую символику. Доминантными образами для вытынанок были дерево и птицы.

— Символ дерева встречается и на рушниках, и на росписях стен. Так называемое дерево рода — это та связь с предками, которая дает силу для жизни, оно символизирует и модель мира. Это два мира: проявленный — ява, и непроявленный — нава. А птицы — вестники добра, посредники между мирами, — рассказывает заместитель директора Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара», этнолог Татьяна ПОШИВАЙЛО.

Издревле украинцы больше поклонялись силе могучего дуба. Отсюда и поговорка: «Здоровый, как дуб». Ель, напротив, считалась на Украине деревом смерти, во дворе ее никогда не сажали, чего нельзя сказать о сосне. Традиция ставить в доме елку пришла к нам только в 1699 году, когда по указу Петра I празднование Нового года перенесено с 1 сентября на 1 января. Однако традиция украшать дерево имеет давние украинские корни. По верованиям праукраинцев, каждое дерево имело дух, и именно его задабривали пращуры, когда украшали ветви деревьев печеньем, яблочками, кусочками сахара. Эти традиции чувствуются и в формировании икебаны. Все необходимое для украшения новогоднего стола икебаной можно собрать на природе, прогуливаясь по зимнему лесу. Понадобится ветвь сухого дерева, например, того же символа силы — дуба, необычной формы, ветвь сосны, туи или можжевельника, а также шишки — широкое поле для импровизации подскажет сама природа. Если учитывать технологии изготовления, то стоит просушить и ветку дерева, и шишки несколько дней у батареи.

— Лучше выкладывать композицию икебаны в плетеной корзине на оазисе — флористической пене, которая предварительно пропитывается водой, благодаря ей ветки ели или сосны долго будут держать свой цвет и хвою, — рассказывает флорист-дизайнер студии дизайна «Квіткова казка» Татьяна ТИМЧЕНКО. — Центром композиции может стать сухая, предварительно просушенная, ветвь, вокруг которой уже выкладываются ветки хвои с учетом особенностей их формы. Центром композиции икебаны может стать и подсвечник с высокой свечой. Сверху композиция украшается новогодними украшениями и шишками. Некоторые ветки хвои можно опрыснуть золотым, белым или серебряным спреями, которые сегодня на рынках представлены в достаточном количестве. И неповторимое украшение для новогоднего стола, сделанное собственноручно, вам гарантировано.

Если обратиться к исконным традициям, то на матице наших пращуров рядом с новогодним дедухом вешали так называемого соломенного «паука», считалось, что именно он мир основал. Он представлял собой своеобразную модель мироздания и считался гармонизатором пространства. Наши прабабушки верили, что, постояв под пауком, можно было избавиться от негатива, а женщины, которые долго не могли забеременеть, стояли под таким творением с надеждой, что это посодействует быстрому зачатию ребенка. Кроме магического влияния паук действительно выглядит как необычное украшение — прозрачная, легкая, геометрически совершенная фигура.

— В целом украшения, изготовленные из соломы, в Украине были достаточно распространенными. Из нее делались ангелы, рождественские звездочки, колокольчики, лошадки и другие. Их часто дарили друг другу, например, коня, с пожеланием всегда быть на коне. Изготовить же соломенного «паука» довольно легко самому. Для этого понадобится 12 соломин одинаковой длины, предварительно смоченных в кипящей воде и просушенных, — рассказывает член Национального союза народных мастеров Украины Ирина БИЛАЙ. — Сначала с помощью иглы-цыганки нужно одеть на нить 4 соломины, сформировать квадрат, зафиксировав край узлом. Потом, взяв за основу каждое ребро квадратов, сделать 4 треугольника, закрепляя их вокруг ребра оборотами: первый и третий треугольник в сторону — к себе, а второй и четвертый — от себя. Следующим шагом будет поэтапное соединение противоположных треугольников и фиксирование их основы. Получаются две пирамиды, соединенные одной основой.

Именно из таких элементов, малых паучков, складывается большой паук, который формируется из поэтапного соединения одного, четырех, восьми и двенадцати в одну большую конструкцию. Размещали паука, как правило, на матице или посреди хаты с пожеланием обновления в новом году.

Юлия ЛИТВИН. Фото Богдана ПОШИВАЛА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ