Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Все хорошее кино – это антропология»

В Киеве продолжаются съемки полнометражного художественного фильма Мантаса КВЕДАРАВИЧЮСА «Стасис» (Stasis)
12 апреля, 2017 - 10:14
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МАНТАСОМ КВЕДАРАВИЧЮСОМ

В международной команде продюсеров Украину представляют Виталий ШЕРЕМЕТЬЕВ и Наталия ЛИБЕТ, присоединившиеся к Ульяне КИМ (Литва) и Надежде ТУРИНЦЕВ (Франция), которые в свою очередь работали с Кведаравичюсом над его полнометражным неигровым дебютом «Мариуполис» (2016), показанным впервые на Берлинском кинофестивале в прошлом году. В наработке Ким и Туринцев также — продюсирование фильмов Сергея Лозницы и культового румынского кинематографиста Корнелиу Порумбойю соответственно.

Проект «Стасиса» вошел в число победителей Девятого конкурсного отбора Госкино и получил финансовую поддержку в размере 11600000 грн, благодаря чему Украина стала вторым основным участником этой ко-продукции после Литвы. Общий бюджет — 1140 000 евро.

Съемки проходят в Украине, Греции, Турции, Уганде и Литве. На всех этапах работают украинские специалисты. Так, главным оператором является Вячеслав ЦВЕТКОВ, женские роли исполняют Маргарита БУРКОВСКАЯ и Анна БИЛОБРОВА, а к работе над музыкой привлечена знаменитая группа «ДахаБраха» и композитор Антон БАЙБАКОВ. Иностранные актеры — непрофессионалы: Мехди МОХАММЕД — беженец из Судана, живет в Афинах; Гарип ОЕЗДЕМ — гражданин Турции, постоянный житель Берлина.

«Стасис» — это психологическая драма, создаваемая через сочетание игрового и документального кино. Само понятие стасиса (в переводе буквально — неподвижность) сформулировано еще во времена Древней Греции и означает равновесное состояние, в котором взаимно противоположные силы сходятся в своего рода патовой ситуации, никак не проявляясь снаружи.

По замыслу режиссера, равноправными героями фильма станут три города — Афины, Одесса и Стамбул. Впрочем, съемки большинства интерьерных сцен проходят в Киеве, в Доме культуры УОС (Украинского общества слепых) — историческом здании в стиле сталинского ампира на проспекте Лобановского. В ДК удалось обустроить сразу четыре локации: ванную комнату, лазарет, концертно-репетиционный зал и помещение одной из героинь по имени София (Маргарита Бурковская).

Судя по предыдущей работе Кведаравичюса, новый фильм будет как минимум интересен визуально. Напомню, «Мариуполис», отснятый в Мариуполе на протяжении весны 2015 года, создан по методу наблюдения, фиксации повседневности, и потому не имеет ни сквозного сюжета, ни протагониста. Во всей бедности, индустриальных или разрушенных пейзажах Кведаравичюс отыскивает и красоту, и высокую драму; это не охота за экзотикой, не спекуляция темой, а точность оптики. В целом «Мариуполис» представляет собой убедительный портрет очень непростого города. Очевидно, похожие методы режиссер попытается применить и сейчас.

Встреча Мантаса Кведаравичюса с журналистами и с корреспондентом «Дня» состоялась прямо на съемочной площадке, в ДК УОС.

— «Стасис» — что это за история?

— Я пока не знаю. Она создается каждый день. Заново, и заново, и заново. И мне очень интересно, что там будет, какой результат.

— Можно ли тогда сказать, что вы импровизируете?

— Никогда.

— Но у вас есть определенная цель?

— У меня нет цели, у меня есть процесс, который происходит сейчас, каждый день, и это, повторюсь, очень интересно.

— Но когда вы подавали заявку на финансирование в Госкино, там было указано, что это история кого-то или чего-то.

— Конечно. Но эта история была тогда.

— И что это было тогда?

— Я написал, что я думаю. Но это я думал тогда одно, сейчас я уже думаю другое. А фильм — один и тот же при этом. Он всегда приходит к тому, каким он был изначально. Какие-то эпизоды я придумал пять лет назад, написал и забыл их, а затем я к ним возвращаюсь, и они становятся такими, как я их когда-то задумал. Но перед тем я их забыл и поменял. Может, будет буквально так, как задумано пять лет назад.

— Может, кто-то из продюсеров знает?

— Надеюсь, кто-то знает, но боюсь, этот человек не здесь.

— Давайте тогда пойдем другим путем. Может, вы скажете, зачем вам этот фильм? Ведь вы — социальный антрополог, поэтому можно предположить, что «Стасис» — продолжение ваших исследований?

— Ну да, антропология — везде. Режиссеры, которых я люблю, — все антропологи. У нас, кстати, в группе один из продюсеров имеет эту профессию.

— Продолжая вашу мысль, получается, что любой хороший фильм — антропология сам по себе?

— Безусловно. Это вы очень точно сказали. Любой хороший фильм — это не просто создание какой-то истории, но и дистрибуция жизненных предметов и их репрезентаций.

— Выходит, вы исследуете не отдельное украинское или греческое общество, а весь род человеческий как таковой?

— Я не знаю, что такое род человеческий в универсальном смысле, я знаю, что есть конкретные вещи, которые нам что-то говорят. И когда эти вещи появляются, неважно где — то ли на съемочной площадке, то ли в жизни, — это становится увлекательным, причем, надеюсь, в нашем случае будет интересно не только мне, но и тем, кто на это будет смотреть.

— Вы документалист. А раньше вы имели опыт работы с актерами?

— Имел опыт с людьми.

— Был ли здесь вызов для вас?

— Конечно, вызов есть. У меня каждый день вызов — общаться с людьми. И мы общаемся в разных функциях. Актер — это такая функция, интересная для меня, и, конечно, интересно войти в отношения с другим человеком, причем не важно, кто он.

— Но ведь существует определенная специфика.

— Да, конечно. И потому особенно интересно именно в этой специфике оказаться.

— А вы уже успели выработать свой метод работы с исполнителями в кадре? Можете его сформулировать?

— Если нужно его сформулировать, я мог бы... Мне интересны... люди. Мне страшно, когда из актеров вынимают человеческое. Вынимают их необычный жизненный опыт, который каждый из них накопил. Это какое-то насилие... Может, есть другая сила, с помощью которой можно все, что человек накопил до сегодняшнего дня, открыть в кадре. Это уже, возможно, другое насилие, но это входит для  меня в специфику общения с людьми и актерами.

— Вы пытаетесь их раскрыть таким образом?

— Не знаю. Я не пытаюсь их раскрыть, я пытаюсь их понять.

— У вас будут в фильме сугубо документальные съемки?

— Я здесь тоже снимаю документальное кино. А снимая документальное кино, я снимаю и игровое. У меня такого понятия нет.

— Можно ли сказать, что есть четкая грань между игровым и неигровым кино?

— Смотря кто эту грань проводит.

— Но для вас эта граница существует?

— Это не граница, это грань. Придуманная кем-то.

— Все же чего вы ожидаете в конце этого пути, который начался у вас здесь?

— Я не жду ничего.

— Может, готовый фильм?

— Да, в определенный момент он, конечно, появится. Потом он будет забыт и появится что-то новое.

***

Справка «Дня»: Мантас Кведаравичюс родился в северолитовском городе Биржай в 1976 году. Имеет степень доктора философии в социальной антропологии Кембриджского Университета, мастера по социальной и культурной антропологии Оксфордского Университета, а сейчас работает как доцент в Университете Вильнюса. Основатель (Вильнюс, 2003) и ведущий член археологической компании, которая специализируется на подводных исследованиях. Его документальные фильмы —  среднеметражный «Барзах» (2011) и полнометражный «Мариуполис» (2016) имели премьеры и получали награды в ряде кинофестивалей от Берлина до Гонконга.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ