В этом году отмечают 80-летие со дня рождения маэстро и 30-летие его ухода из жизни. Гленн Гульд — это легенда. И, как за всякой легендой, за ним тянется шлейф славы и всяческих выдумок. Музыкант славился своей эксцентричностью. Он, например, имел привычку мычать или напевать себе под нос во время исполнения, создавая определенные сложности звукорежиссерам своих записей; сам Гульд говорил, что это происходит с ним бессознательно и тем сильнее, чем хуже данный инструмент служит его исполнительским задачам. Гленн обладал выдающейся пианистической техникой, которую принято отчасти связывать с его особой посадкой: Гульд считал, что очень низкая позиция над инструментом позволяет ему полнее контролировать клавиатуру. Гульд славился четкостью туше даже при очень высоких темпах, особенно в полифонических произведениях. В то же время Гульд был резким противником развлекательно-виртуозного подхода к музыке, понимая музицирование как духовный и интеллектуальный поиск.
Руки Гленна Гульда были его инструментом, поэтому он относился к ним с фанатичной бережностью. Всегда носил перчатки, иногда сразу несколько пар одновременно. Перед выступлением он опускал руки в горячую воду (эту процедуру позднее переняли многие пианисты). Мнительный Гленн Гульд считал, что у него слабое здоровье. Всю жизнь лечился от воображаемых им болезней. Таскал с собой чемодан, полный медикаментов...
В 1957 году пианист совершил гастрольную поездку в бывший СССР, став первым североамериканским музыкантом, выступавшим в Советском Союзе после окончания Второй мировой войны. Гульд говорил, что не мыслит себе жизни, в которой не было бы музыки, а причиной того, что он стал музыкантом, называл творчество Баха (интерпретации произведений великого композитора Гленном Гульдом до сих пор остаются непревзойденными). Первое исполнение и запись «Гольдберг-вариаций» Баха принесло музыканту всемирную известность, его концерты с огромным успехом проходили на лучших сценах мира. Но в возрасте 32 лет пианист навсегда отказался от публичных выступлений и занимался только студийными записями, прокомментировав свой поступок словами: «Смысл музицирования — не в соревновании, а в любви к музыке».
Вечер, подготовленный солистами Дома органной музыки, открыла ария «Гольдберг-вариаций» в исполнении Екатерины Баженовой (фортепиано), органист Владимир Кошуба представил публике павану Lord of Salisbury высоко чтимого Гульдом Орландо Гиббонса (1583—1625 гг.) (премьера в Украине) и произведения Баха для органа. Впервые в нашей стране прозвучали сочинения Гульда-композитора — две фортепианные пьесы и Струнный квартет, озвученный Квартетом им. Лысенко в составе: Анатолий Баженов (скрипка), Олег Серединский (скрипка), Сергей Романский (альт), Иван Кучер (виолончель). Завершила концерт шуточная кантата Гленна Гульда So, you want to write a fugue? в исполнении Ольги Швыдкой (сопрано), Анны Лабуть (меццо-сопрано), Андрея Кирилова (тенор), Олега Чернощекова (бас) и Квартета им. Лысенко. Четыре вокалиста предлагали слушателям самим пробовать сочинить музыку, уверяя, что написать фугу возможно, но только нужно очень постараться!