Его фамилия — в титрах первого украинского музыкального телефильма «Червона рута». Собственной рукой молодой украинский гений Володя Ивасюк в 1971 году в журнале «Украина» дописал к своему имени и его, как автора песни «Червона рута». Его мнение о том или ином новом произведении всегда с волнением ждали выдающиеся украинские артисты София Ротару, Николай Мозговой, Василий Зинкевич, Александр Серов, Иво Бобул… К нему прислушивались Левко Дуткивский, Остап Гавриш, Марьян Гаденко…
В те, уже далекие 70-е годы, именно к этому звукорежиссеру даже из столицы приезжали, чтобы сделать запись фонограмм, многие артисты… А почему об этом я пишу в прошедшем времени? Ведь Василий Иванович Стрихович, слава Богу, жив- здоров, ему недавно исполнилось лишь 65 — а разве это возраст для мужчины? Сейчас он тешится своим самым большим сокровищем — внучкой Владой, которую наконец подарила ему дочь Ирина. Но, зная его характер, могу утверждать, что скажи ему завтра в 12 ночи, что нужна его помощь, — и он придет на звукозапись.
Именно ночью начиналась работа 1970 году над фонограммами двух едва ли не самых популярных песен прошлого века — «Червоної рути» и «Водограю». Это Стриховичу принес их студент-третьекурсник Черновицкого медицинского института Володя Ивасюк, хорошо зная его как талантливого режиссера и звукорежиссера. На то время у Стриховича был опыт нескольких лет работы на Львовском телевидении и, работая звукорежиссером, он выпускал в эфир выступления таких музыкантов, как Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Леонид Коган, Николай Колеса, Станислав Людкевич. Учась в консерватории, Василий Стрихович дружил с Мирославом Скориком, Степаном Турчаком, Богданом Янивским… Посчастливилось мастеру звукозаписи писать фонограммы для молодых тогда и очень популярных певцов эстрады Муслима Магомаева, Эдиты Пьехи, Иосифа Кобзона, Радмилы Караклаич… Итак, юный буковинский гений, которого Стрихович перед этим уже «засветил» в передаче «Камертон хорошего настроения» с песней «Я піду в далекі гори», решил доверить Василию Ивановичу и свои две новые песни, написанные в течение года.
Стриховичу обе песни понравились, и он решил включить их в новый выпуск передачи «Камертон хорошего настроения». А учитывая то, что эти песни были совсем нетрадиционные, какие-то особенные, подумал (тем более, что руководству телестудии они могли не понравиться), что лучше покажет передачу готовой, чтобы никто ничего не мог отменить. Поэтому фонограммы нужно было писать ночью — по двум причинам: стихал уличный шум и — никого на студии не было.
Когда передача вышла в эфир, это было похоже на шок — настолько поразила всех песня «Червона рута» в исполнении дуэта: автора и Елены Кузнецовой. Большинству зрителей и слушателей «Рута» так понравилась, что Черновицкую студию телевидения забрасывали телеграммами, а впоследствии — письмами с просьбой повторить передачу. Но ведь тогда видеозапись в Черновцах отсутствовала, следовательно, нужно было готовить новую передачу.
22 сентября «Червона рута» снова прозвучала в «Студенческом меридиане». Однако были и другие люди — им песня не то чтобы не понравилась — их просто «задело», что двадцатилетний парень представляет на всю Украину целых две песни в такой интересной передаче! А они пишут и о Ленине, о партии, коммунизме (такие правильные идеологические произведения), а в эфир почему-то не выходят. И полетели жалобы на режиссера, готовившего передачу к эфиру, в самую высокую в то время инстанцию — обком партии. Василию Стриховичу «влетело» за «Червону руту» (сразу же после студийной «летучки» объявили выговор). Но на Республиканском телевидении не знали об этих деталях, поэтому отметили «Камертон…» с песнями Ивасюка — как лучшую передачу недели. И выговор пришлось отменять...
Дружба с Владимиром Ивасюком — это сокровище всей жизни Василия Стриховича. И сегодня он жалеет об одном: где- то в 1977 или 1978 году Владимир привез из Львова записанные на пленку песни в собственном исполнении, чтобы дать послушать другу. А потом сказал: «Не нужно это переписывать, потому что мое исполнение несовершенно. Перепишешь позже». И Стрихович размагнитил эту бесценную пленку. Что ж — не отмотаешь пленку времени...
Тесная дружба связывает Василия Стриховича и с известной эстрадной певицей Софией Ротару — он записывал, выпускал в эфир ее песни начиная с 1966 года. Как вспоминает Василий Иванович, Ротару всегда была очень требовательна к себе и очень трудолюбива, как говорят сегодня — «трудоголик». Стрихович считает, что взлет ее карьеры — вполне закономерное явление: «София отличалась от других своим диапазоном и удивительным тембром голоса. Очень музыкальная. Она чувствует слово, фразу, ритм, темп. Своим отношением к слову София напоминает мне Володю Ивасюка — пытается донести до слушателя все оттенки смысла песни».
Работая с 1966 года на Черновицком телевидении, Стрихович готовил к эфиру разные программы — от общественно-политических до литературных и музыкальных. Одной из лучших на Республиканском телевидении была его программа «Зичимо щастя», создававшаяся по письмам зрителей. Черновицкая передача отличалась от других тем, что имела безупречную режиссуру и у нее был прекрасный ведущий — легендарный певец Назарий Яремчук, и еще тем, что ее репертуар составляли песни, «собственного производства». Ну, сделать так называемый «клип» в то время было не легче, чем сегодня, особенно в условиях областной студии. Тем не менее, удавалось. Особенно памятна программа, вышедшая в эфир накануне нового 1990 года. В сентябре в Черновцах состоялся первый Всеукраинский фестиваль «Червона рута», по окончании которого на все записи тогдашний первый секретарь обкома Компартии наложил запрет. Лишь благодаря авторитету Яремчука Украина увидела, каким интересным и нерядовым был этот фестиваль. А еще вспоминается, как для съемок песни про Новый год, которую исполнял Назарий Яремчук, Стрихович подключил все пожарные части Черновцов — они обеспечивали снег в бесснежные и по-осеннему теплые дни. Возможно, именно тогда ему дали прозвище Феллини.
Василий Иванович говорит, что и в этом, и в других случаях для него всегда было самым важным одно: качественная музыка и то, как ее воспроизвести на экране, как донести до зрителя.
Еще одна грань творчества В. Стриховича — фольклорные программы. Учась во Львовской консерватории на хормейстерском отделении, Василий во время экспедиций записал много народных песен и мелодий, которые и сейчас используются музыковедами. В начале 80-х годов на Республиканском телевидении была еженедельная программа «Сонячні кларнети». Ее готовили по очереди 14 местных студий со всех областей Украины. Черновицкая студия, кроме своей, представляла еще Ивано-Франковскую и Тернопольскую области. Процесс подготовки программы был очень сложным: отбор коллективов, согласование репертуара в управлении культуры, а последнее уже согласовывало в отделе пропаганды обкома партии, потом — фонограммы, просмотры... Благодаря режисерсскому таланту Василия Стриховича эта просто задуманная концертная фольклорная программа превращалась в настоящее изысканное фольклорное шоу! «Там была такая прекрасная музыка, что было бы грех не сделать первоклассную передачу. Долго снимали эту программу, но она была одной из лучших», — вспоминает Василий Иванович те съемки.
Стрихович как режиссер выиграл много телевизионных конкурсов. У него были хорошие ученики. Его не раз приглашали на постановки разных праздничных концертов. К его советам прислушивались коллеги из Москвы, Киева. Но все это уже в прошлом. Сегодня телевидение совсем другое — в регионах и в столице. «Тогда было легко работать, единственное, что раздражало, — это непрофессионализм, — говорит Василий Иванович. — К сожалению, его становится все больше. А сейчас на ТВ однообразные программы, однообразный подход. Сейчас отпала потребность в режиссерах и в звукорежиссерах, поэтому практически нет передач с художественным смыслом». Не согласиться с этими словами профессионала трудно. Потому что хочется, чтобы на телеэкранах украинских каналов мы, наконец, увидели бы больше настоящего творчества, тех людей, а их в Украине много, которые что-то могут сделать для нашей земли.