В этом году музыкальный мир празднует 200-летие Станислава Монюшко — самого выдающегося, наряду с Шопеном, польского композитора ХІХ века. ЮНЕСКО объявил 2019-й Годом Монюшко. Польский Сейм также установил 2019-й Годом Станислава Монюшко. В честь этого события, центральный вокзал в Варшаве назван именем композитора.
Украина музыкальная тоже присоединяется к чествованию композитора концертами и проектами. В сентябре уже состоялись импрезы в Хмельницком и Житомире при участии солистов Татьяны Оленич, Олега Ланового, Тараса Бережанского и Хора и оркестра Хмельницкой филармонии под дирижированием Романа Реваковича. На очереди — концерты в Киеве и Харькове, организованные Фондом Pro Musica Viva при поддержке Министра Культуры и Национального Наследия Республики Польша в рамках многолетней программы НЕЗАВИСИМАЯ на 2017—2022 и дотационной программы Института Адама Мицкевича «Культурные помосты» Польского института в Киеве.
В этот раз солисты сопрано Валерия Тулис, меццо-сопрано Мария Березовская, тенор Александр Чувпило, бас Сергей Москальчук и Ансамбль классической музыки имени Бориса Лятошинского Национального дома органной и камерной музыки Украины под дирижированием Романа Реваковича исполнят четыре «Остробрамские литании» Монюшко 13 ноября в Киеве в Национальном доме органной и камерной музыки Украины и 15 ноября в новом концертном зале Харьковской филармонии.
Композитор родился в маленьком селе Убель в Беларуси. Детство проводил частично в Варшаве, частично в Минске. Учился в Берлине, а первую работу нашел в Вильнюсе — был там органистом, дирижером, учителем музыки, импресарио. Поэтому, Литва тоже объявила 2019-й Годом Монюшко. Здесь композитор написал много песен и четыре «Остробрамские литании», которые исследователи считают наивысшим достижением композитора в сфере религиозной музыки. Последние 14 лет провел в Варшаве на должности директора Оперы, занимался педагогической деятельностью, окруженный почетом и уважением как самый значительный из живых польских музыкантов.
Начиная свою карьеру в Вильнюсе, Станислав Монюшко занимал там должность органиста при бывшем иезуитском костеле Яна Крестителя и св. Яна Евангелиста. Создал при нем любительский хор, который быстро достиг неплохого художественного уровня, что позволял исполнять даже серьезные ораторийно-кантатные произведения, по крайней мере, в фрагментах, при участии оркестров, куда входили также «любители и энтузиасты». С мыслью о тех исполнителях написал свои самые оригинальные религиозные произведения — «Остробрамские литании» (Litanie ostrobramskie). В то же время они были амбициозной попыткой подъема на высший уровень сакральной музыки, которая в те времена переживала регресс, что неоднократно подчеркивали критики, а также сам Монюшко.
Litanie — умоляющая молитва (от гр. Lite — просьба) — принадлежит к наиболее архетипным формам христианской набожности. Прекрасными, до сих пор актуальными остаются слова Яна Клеинского, который в некрологе композитору поражался музыкой Монюшко: «Мы убеждены, что нескоро подобное наследие из других рук по-лучим. Где же найти эту глубокую религиозность, которую имел светлойпамяти Монюшко, в нынешнем веке сомнения и реализма? Где же найти эту чистую простоту души, эту наивность, свойственную только людям гениальным, что такой в большой мере характерна произведениям нашего мастера? Где же найти автора, которому бы, невзирая на зарубежное музицирование, удалось быть настолько самостоятельным и близким нам во всех своих произведениях?»