Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Высокоуважаемому и дорогому Профессору...»

Так называется выставка по случаю 130-летия со дня рождения Станислава Людкевича, которая проходит во Львове
17 февраля, 1996 - 20:05
СТАНИСЛАВ ЛЮДКЕВИЧ / ФОТО С САЙТА PISNI.ORG.UA

Это своеобразное посвящение выдающемуся композитору, музыковеду и педагогу, которое представлено в Музыкально-мемориальном музее Соломии Крушельницкой. Экспозиция построена на материалах из личной библиотеки творца. Это — статьи и книги композиторов, исполнителей, музыковедов, фольклористов, писателей и литературоведов с дедикациями для Станислава Людкевича. Среди авторов встречаем, в частности, такие известные имена как Василий Барвинский, Борис Кудрик, Евгений Вахняк, Остап Лысенко, Мария Загайкевич, Богдана Фильц, Климент Квитка, Владимир Гошовский, Григорий Нудьга, Богдан Лепкий, Тарас Франко, Василий Пачевский, Павло Тычина и Максим Рыльский.

Станислав Филиппович вызывал глубокое уважение, восторг, благодарность своих современников, которые высоко ценили его и как композитора, музыковеда, педагога, фольклориста, музыкально-общественного деятеля, и как чрезвычайно порядочного и честного человека.

На днях в музее была представлена монография «Станислав Людкевич. Жизнь и творчество. Том 2 (1939 — 1979 гг.)», вышедшая в издательстве «Місіонер». Книжка написана вдовой композитора, старшим научным сотрудником Мемориального музея С. Людкевича Зиновией Штундер. Напомним, первый том монографии описывает музыкальный Львов на изломе веков и жизнь композитора до 1939 года (в книжке собраны материалы семьи Людкевича, элитный род которой прославился в украинской культуре).

«Второй том монографии — о последних сорока годах жизни композитора, — рассказывает Зиновия ШТУНДЕР. — То был период тоталитарного режима, когда нельзя было даже вспоминать многих коллег-музыкантов Станислава Людкевича, выехавших за границу. В частности, это касалось О. Колессы и его дочки Л. Колессы — известной пианистки, которые проживали в Германии. Время советской идеологии отразилось и на моей судьбе: в 1945 году, в 17-летнем возрасте, я была арестована органами НКВД и провела три года в заключении. В 1948 году стала студенткой Львовской консерватории, ученицей Станислава Филипповича Людкевича, которому тогда уже исполнилось 67 лет. Хотя Людкевич не был репрессирован советским режимом, но пострадали его коллеги-композиторы, в частности, Владимир Старосольский, который умер в советском концлагере в 1942 году, и Василий Барвинский, который отбывал 10 лет в ссылке.

По окончании учебы я работала ассистенткой и аспиранткой во Львовской консерватории, занималась фольклористикой, объездила в 1980-е годы всю Гуцульщину. В 1973 году выпустила первую книжку о композиторе «Музыкальные труды С. Людкевича». Именно тогда меня заинтересовала написанная композитором в Вене научная работа «Две проблемы развития звукоизображения», о которой никто в Украине не знал. Начала переписываться с Эрихом Шемком — директором Венского музыкального института. За ту зарубежную переписку меня как «классового врага» уволили с работы, угрожая лишить и научной степени».

Во втором томе основополагающей монографии Зиновии Штундер «Станислав Людкевич. Жизнь и творчество» детально выписана библиография музыкальных произведений композитора, написанных им в период с 1939 — 1979 годы: хоровые, симфонические, вокально-симфонические, фортепианные, солопение, обработки народных песен и церковной музыки. Исчерпывающе преподнесена музыкальная обработка Людкевичем произведений других композиторов, их редактирование и аранжировка, а также нотография произведений композитора.

— Такой монографии не имеет ни один украинский композитор, — отметил доцент Львовской музыкальной академии им. Лысенко Яким ГОРАК. — В двухтомной монографии Зиновии Штундер «Станислав Людкевич. Жизнь и творчество» представлено все публицистическое и научное наследство композитора и достаточно полно выписана библиография его музыкальных произведений, которые сегодня услышать стало проблематично. В книжке исправлены ошибки, допущенные музыковедами в предыдущих монографиях, а именно: с 1903 года Станислав Людкевич, как один из основателей Высшего музыкального института им. Н. Лысенко во Львове, начинает в нем работать. Впервые конкретно проанализированы музыкальные произведения композитора после 1939 года.

Читая монографию З. Штундер, понимаешь, насколько обедняли фигуру Станислава Филипповича авторы предыдущих монографий. Однако после прочтения этой книги, мне не хватало обобщений для музыковедческого стиля Людкевича. Относительно жизни композитора, то она достаточно исчерпывающе отражена автором в монографии, чего не скажешь о его творчестве, которое проанализировано весьма бедно и неоднозначно (жаль, что совсем не освещено участие С. Людкевича в комиссии по церковному пению. Собственно, об этом вспоминает о. Бабяк в опубликованных воспоминаниях за 2000 год).

Чтобы дать исчерпывающий, полный ответ на вопрос: «Кто такой Станислав Людкевич в украинской культуре?» — нужно издать полное Академическое собрание его музыкальных произведений, но для этого уже необходим целый музыковедческий институт.

СПРАВКА «Дня»

Станислав Филиппович Людкевич (24.01.1879, г. Ярослав, ныне Польша — 10.09.1979, Львов, похоронен на Лычаковском кладбище) — украинский композитор, музыковед, фольклорист, педагог, музыкально- общественный деятель. Лауреат государственной премии им. Т. Шевченко. В 1897г. окончил гимназию, в 1901г. — философский факультет Львовского университета (отдел украинской и классической филологии). Композицию изучал самостоятельно, в 1897 — 1999 гг. консультировался у Солтиса, слушал лекции по музыкально-теоретическим дисциплинам во Львовской консерватории. В 1906 — 1908 гг. совершенствовал музыкальное образование в Вене. С 1903г. года работал во Львовском музыкальном институте им. Лысенко. В 1910—1915 годах является его директором. С 1919 по 1973годы — профессор, заведующий кафедры истории, теории и композиции во Львовской консерватории им. Лысенко. 1939 — 1941 годы — старший научный сотрудник Львовского филиала института фольклора Академии наук Украины. Людкевич — один из самых выдающихся украинских композиторов ХХ в., в творчестве которого совмещаются черты национального музыкального стиля с особенностями позднего романтического стиля европейской музыки. Композитор отдает предпочтение общественно-национальным темам, выбирая для музыкальной интерпретации, прежде всего, тексты двух наиболее значимых национальных поэтов — Т. Шевченко и И. Франко: кантата-симфония «Кавказ», симфоническая поэма «Моисей», хоровая симфоническая кантата «Заповіт», «Прикарпатская симфония».

Любовь ДОЛИД
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ