В многочисленных интервью тогдашний городской голова Дмитрий Дворкис говорил о том, что памятник непременно появится на площади возле педагогического института. Перед Кабинетом Министров ходатайствовали о присвоении имени Василя Стуса этому вузу. Объявили Всеукраинский конкурс на лучший проект памятника. Открыли спецсчет для аккумулирования средств.
Кстати, первыми «запротестовали»... профессора и доценты Винницкого педагогического института, решительно отказавшиеся поддержать ходатайство о присвоении институту имени поэта. Мол, Стус еще не стал классиком, его творчество мало известно «широким народным массам», не нужно искусственно привязывать его к вузу — он учился в Донецке, а не в Виннице. И чтобы поставить точку и не возвращаться к этому острому вопросу, получившему огласку в прессе и вызвавшему возмущение общественности, институту быстро присвоили имя Михаила Коцюбинского.
«Усе моє життя в інвентарі розбите і розписане по графах». Это проклятие не отпускает поэта и после смерти. Ясное дело, чиновники по графам расписали все: сроки, мероприятия, ответственных за их выполнение. 29 мая 1997 года состоялся конкурс на лучший проект. Победил на нем винницкий скульптор Анатолий Бурдейный. Шума было много. Но памятника нет и доныне.
Пока шло время, отведенное на все работы, на спецсчет «накапало» 80 тысяч гривен (согласно самым скромным подсчетам, требуется 242 тысячи). Юбилей приближался, а руководители города окунулись в предвыборный марафон. Когда идет борьба за власть, не до культуры. И вопрос сооружения памятника засунули в самый дальний ящик. Поэтому эскиз монумента «Птах душі» так и остался миниатюрной данью великому таланту.
В Рахновке, небольшом подольском селе, где родился поэт, сохраняется о нем скромная и негромкая память. Прасковья Тимофеевна Семенюк, жена двоюродного брата Василя, угощает каждого, кто приходит на его подворье, вкусной водой из колодца, выкопанного отцом поэта. Возле школы, названной именем Стуса, установлен обелиск работы самодеятельного скульптора-зека, изготовленный по инициативе милицейского генерала Тяжлова. Скульптурное изображение Стуса весьма приблизительное, но все же 4 сентября именно сюда люди несут цветы. А еще в этой же школе усилиями энтузиастов открыта комната-музей. Земляки рады были бы и дорогу к Стусовому подворью вымостить, и мемориальную доску на избе открыть, но те 60 детей, которые ходят в школу, не всегда имеют бутерброд на обед, ведь родители их месяцами не получают плату. Поэтому вряд ли удастся в области собрать пожертвования на настоящий монумент поэту.
Однако лучшим памятником писателю, наверное, должны быть его напечатанные произведения. Премьер-министр Украины В. Пустовойтенко накануне юбилея подписал постановление о финансировании трех томов полного издания Василя Стуса, куда должны войти и знаменитые «Палімпсести». Пока что эти деньги в издательский союз «Просвіта» во Львове не перечислены. Неужели судьба книг Стуса такая же, как и винницкого «Птаха душі»?