В конце года традиционно принято подводить некие итоги, оглядываться назад и запоминать, что было в этом году хорошего, и вычеркивать страницы со знаком минус. У людей творческих эмоциональные колебания настроения всегда на градус выше, сильнее, взрывнее, ведь им приходится на сцене или на экране проживать и за себя, и, как говорится, за того парня... Творчество любимицы миллионов зрителей, известной актрисы, Героя Украины, народной артистки Украины Ады РОГОВЦЕВОЙ продолжает бурлить, несмотря на смену годов и сезонов. Прощаясь с уходящим годом, актриса вспоминает, что в нем было хорошего...
— Я уже в том возрасте, когда хорошее творческое состояние определяется наличием работы. Замечательно, когда работа в радость, когда на нее хватает сил. Этот год был у меня немного полегче в сравнении с прошлым, юбилейным, когда приходилось очень много работать: подготовка спектакля, гастроли. Этот год немного поспокойнее, хотя я много снималась и продолжала выходить на сценическую площадку. Считаю, если актриса в моем возрасте имеет возможность выходить на сцену, это большая удача! Даже могла отказываться от каких-то предложений, которые считала неинтересными для себя. Так что я счастливый человек!
— Ада Николаевна, в каких спектаклях вас могут сейчас увидеть зрители?
— Я играю в спектакле «Розовый мост» в Киевском театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра. В антрепризе играю «Варшавскую мелодию-2», это в Киеве. А в Москве — спектакли «Париж спросонья», «Трудные родители» Жана Кокто. Мои партнеры — замечательнейшие актрисы Эра Зиганшина и Ольга Волкова. Много ездим с этими спектаклями, так что я веду жизнь настоящей бродячей актрисы, как выразилась героиня «Священных чудовищ».
— А кино?
— Ой, это масса сериалов. Перечислю некоторые — «Ермоловы», «Наследники», «Я вернусь», «Провинциалка», «Хуторок», «Мавка», героини — такие интеллигентные старушки, которые активно переживают события этих сериалов. Отношение к сериалам может быть скептическое, но все же это возможность встретиться с коллегами, если они моего возраста — это просто приятно, а в общении с молодыми актерами проявляется потребность почувствовать современные веяния в искусстве, что тоже важно. Достаточно интересной для меня была работа у Владимира Бортко в фильме «Тарас Бульба».
— Когда вы репетировали в Театре драмы и комедии спектакль «Розовый мост», впервые общались с дочерью Катей как с режиссером, дебютировавшей этим спектаклем. Как вам работалось вместе?
— У меня в тот период было много другой работы — съемки, и поэтому полностью, по-настоящему вначале не удалось работать. Процесс серьезного включения начался где-то в середине репетиций. Катя полагалась на мой опыт и особо не волновалась. Но я уже в который раз на этом примере убедилась: не стоит прикрываться никаким опытом, он в театре не работает, только репетиции, только поиск, большой-большой труд. Многократные повторения, проникновение в роль, вживание в образ — и тогда родится результат. Мне очень нравится с Катей работать, она умна, я уважаю ее как профессионала. А это очень важно — уважать режиссера за то, что он понимает, что делает, что работает сердцем помимо ума и чрезвычайно ответственен за свое дело. Как режиссер Катя дает точные, продуманные установки, и они достаточно органичны в воплощении. Какие-то режиссерские вещи все время крутились в нашей семье — и вот как-то в Кате сконцентрировались. Кость Петрович Степанков мог стать режиссером, для этого были все основания, у сына Кости задатки тоже есть, хотя не так проявлены. У меня особой склонности к режиссуре нет, но ведь и я всю жизнь — в театре, и наиболее интересно для меня следить за работой мысли именно режиссера. Могу сидеть с ним хоть пять-шесть часов и смотреть за разбором, работой. Вот такое любопытство я испытываю.
— В будущих планах есть совместная работа с Катей как с режиссером?
— Да, скоро мы приступим к новой работе, хотя из суеверия не скажу к какой. Сейчас, несмотря на все сложности окружающей жизни, в плане творческой загрузки у меня — счастливое время.
— В Театре Романа Виктюка в каких спектаклях Катя занята?
— Она играет в спектаклях «Давай займемся сексом» и «Нездешний сад».
— Уже и Катин сын, ваш внук, пошел по пути творчества. У него не было иных вариантов?
— Да, Алеша уже учится на первом курсе театрального института, на операторском факультете. Мне кажется, это очень мужская профессия. У меня на любой съемочной площадке самые большие симпатии и уважение именно к человеку за камерой, это очень творческая и ответственная работа, и я рада, что он выбрал ее.
— Ада Николаевна, в преддверии Нового года хочется спросить, существуют ли в вашей семье традиции встреч этого праздника?
— Главное — чтобы все были дома и заранее подумали о подарках. Имею в виду не просто какие-то безделушки, чтобы отделаться, а именно настоящие, дельные подарки, с учетом индивидуальности всех наших родных людей. Сразу после 12 часов из-под елки первыми достают подарки дети, такой ритуал. А мы наблюдаем за их эмоциями, как они радуются, а тот, кто это подарил, доволен, что угадал желание и подарок вызывает восторг. Это такое ценное ощущение! Сейчас предновогодняя гонка уже началась, и мы в поисках наиболее интересных сюрпризов друг для друга. Доставить радость — хлопоты приятные. Когда встречаем Новый год, я уже в полпервого отправляюсь спать и служу великой потехой для всех домашних, которые каждый раз этому удивляются. Они же гуляют до утра, болтают, смеются, песни поют — настоящие посиделки, во время которых можно сердечно, хорошо, не спеша обо всем поговорить. Я могу присоединиться к общей компании уже часов в пять-шесть утра, и тогда все продолжается. У нас на этом празднике почти никогда не бывает чужих людей, которые бы хотели громко веселиться, плясать, напиться, — нет, это настоящий домашний сбор, дающий возможность прислушаться друг к другу без суеты. Телевизор в последнее время только разочаровывает, поэтому мы его не смотрим. Горят свечи, звучит музыка и идет милое, спокойное общение. Обязательно с моими фирменными пирожками и Катиным «Наполеоном». Это для семьи и близких друзей — закон, все их ждут.
— Елку в доме ставите настоящую?
— Только настоящую. Обожаю запах свежей хвои, с ним в дом приходит ощущение настоящего праздника.
— Что вам дети дарят?
— Главное в подарке, считаю, не его цена, а ощущение того, что он предназначен именно тебе. Важно прочувствовать, что же человеку хочется получить в этот Новый год. Я вообще люблю именно сам процесс поиска, выбора подарка, вот эту праздничную суету. Мне дарят мои любимые духи, нравится, например, какая-нибудь пушистая махровая простынь или халат, такой объемный, чтобы я в нем потерялась, одним словом, что-то милое.
— А где вы одеваетесь в обычной жизни — у каких-то известных дизайнеров?
— В последнее время многие вещи покупаю у замечательной киевской художницы, дизайнера Светланы Никитчиной. Компания «АСЛ» — ее детище, она много работает для театра, кино, телевидения. Светлана так тонко чувствует и внутренний мир человека творческого, и театральную атмосферу, в которой мы живем! Мне это очень импонирует, у нее удивительные по настроению вещи, которые я ношу с удовольствием. Как-то был случай, что мы со Светланой Крючковой зашли в какой-то магазин и ей стали предлагать такие солидные дамские вещи, а она попросила: нет, такого не нужно, мне что-нибудь для взрослой девочки. Мне так это понравилось! Вот такое ощущение своего внешнего вида, мне кажется, присутствует у всех актрис.
— Ада Николаевна, после вашей книги о муже, Косте Петровиче Степанкове «Мой Костя» нет ли у вас идеи написать еще одну, но уже непосредственно о себе, своей жизни, творческой судьбе?
— Такая книжка уже практически написана, и она посвящена тем замечательным людям, которые были рядом со мной в моей жизни, близкие сердцем и душой. Родные, папа, мама, брат, бабушки, коллеги, люди театра — самые разные, не только актеры. Отдельным разделом хочу написать о Давиде Боровском, о своем восторге перед этим человеком и художником, творцом. Планирую поместить в книге много фотографий и письма зрителей — эти живые, неподдельные впечатления-свидетельства моих ролей, моих спектаклей. В них столько искренности и правды!
— Уже знаете, какое название будет у книги?
— Его, можно сказать, подсказала сама жизнь, в моей метрике записано имя «Адда» с двумя «д», потом одно «д» зачеркнуто и рядом написано: «Исправленному верить!» Вот это и будет названием книги.
— Ада Николаевна, с наступающим вас Новым годом! И пусть он будет плодотворным и счастливым!
— И я от всей души поздравляю всех моих зрителей, всех людей с этим Новым годом и желаю надежды, силы и веры! А своим домашним я постараюсь устроить настоящий новогодний праздник, ведь грех его не сделать, когда у тебя есть возможность и ты так любишь своих детей и внуков!