Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Взрослое детство

Киевский экспериментальный театр вышел на польские улицы
21 июля, 1999 - 00:00

При нынешнем разнообразии и мешанине жанров есть такие виды искусства, равнодушие к которым в Украине рационально объяснить невозможно. И уличный театр в этом хит-параде равнодушия на одном из первых мест. Это тем более странно, потому что в эпоху барокко это чисто городское развлечение было чрезвычайно популярным, особенно в кругах студентов и преподавателей Киево-Могилянской академии. Впрочем, все-таки существует какая-то растворенная во времени справедливость, и сегодня вновь с территории Киево-Могилянки начинается возрождение яркого искусства уличного лицедейства. Анатолий Петров, художественный руководитель Экспериментального театра, базирующегося ныне в «Могиле», истинный фанатик уличного театра, не только устраивает представления или обучает студентов Академии, но организует целые фестивали, — первой пробой в том был состоявшийся этим летом в Киеве и Алуште праздник «Открытое небо», в котором приняли участие киевляне, львовский театр «Воскресенье» и знаменитый краковский театр «КТО». Но если у нас это только начинается, то наши западные соседи просто-таки болеют уличными действами. В соседней Польше существует до 15 фестивалей «пленэрного» театра. Признанием достоинств Киевского экспериментального было приглашение на два крупнейших из них — Гданський «Фета» и Краковский международный. «Фета» — очень представительный, европейского уровня фестиваль (за 4 дня более 30 театров). Нашим с программой «Карнавал мечты» выпало практически закрывать его. Спектакль смотрело, по самым скромным подсчетам, 5000 человек, стоявших на улице, глазеющих из окон домов. Киевский карнавал — виденный уже неоднократно здесь — с шествием дюжины масок на ходулях, с барабанным боем, концертом и танцами (на ходулях же!) попросту очаровал поляков. Сочетание стеба, виртуозности исполнителей и суперпопулярной музыки привели к тому, что овации продолжались едва ли не дольше, чем само выступление.

Но чем ценен всякий фестиваль — возможностью увидеть коллег из самых разных стран. В Граньске было чему подивиться. Французский театр — мясная лавка на колесах и с оркестром — разыгрывал уморительные скетчи. Австралийские эквилибристы устраивали целое шоу верхом на гибких высоких шестах. Испанская труппа «Харха» демонстрировала совершенно грандиозное пиротехническое представление, по сравнению с которым все парадные салюты на Крещатике — детский лепет. Серьезные театры, веселые театры... Среди всего этого разнообразия киевляне выгодно выделялись истинно славянским ригоризмом и артистической стойкостью: ни у одного из театров на обеих фестивалях нет такой большой и слаженной группы танцоров на ходулях. Ведь этот вид уличного искусства — настолько же эффектен внешне, насколько опасен для исполнителей. Забота же о своем здоровье на Западе давно уже достигла уровня, почти вредного для искусства — и изящную самоотверженность наших артистов поляки оценили вполне.

Визит в Краков был не менее рискованным, поскольку там был запланирован показ совершенно нового, необкатанного спектакля «Марко Пекельный» по мотивам бурлескной украинской поэзии XVII- XVIII веков. История бесшабашного казака-гуляки, во искупление своих грехов вызволяющего из когтей самого дьявола души погибших казаков, решена Петровым и компанией со свойственным им сочетанием иронии и цирковой помпезности. Для спектакля придуманы новые костюмы, фейерверки здесь вспыхивают прямо на плечах причудливых сюрреалистических персонажей да еще и под музыку киевского театрального композитора Юрия Шевченко из балета «Катруся» в смеси с советскими танцевальными хитами. В Кракове вновь, как и в Гданьске, киевлянам выпало фактически завершать фестиваль. И здесь поэзия, переложенная на язык масок и пластики, взорвала публику аплодисментами. А в Лодзе, на незапланированном выступлении уже по дороге домой, какой-то сердобольный театрал пытался даже спасти очаровательную ведьмочку из рук сердитого Марка. Такая детская непосредственная реакция, по мнению Анатолия Петрова, не удивительна. Потому что в Экспериментальном театре многое оттуда, из детства. Например, ходули — это воплощение детской мечты — стать немного выше. «В каждом из нас в детстве было желание высоты». А еще праздника, шумного, веселого, на всю улицу. Ведь в праздничной игре нет времени, а еще в ней нет рубежей. Стар и млад равно радостны в ней, и страны — Польша ли, Украина — так же могут быть едины в карнавале Европы. Ведь, что ни говори, на ходулях очень удо бно перешагивать границы.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ