За последние сто лет мировое музыкальное искусство, как и человечество в целом, переживало эпоху бурного и непрестанного развития. Возникновение новых стилей, форматов музыкальных коллективов, их эклектически-диалектическое сочетание неузнаваемо изменили мировой музыкальный тренд. Вместе с тем, появились новые возможности для развития классических коллективов оркестрового типа. Вполне естественно, что для оркестра, состоящего преимущественно из духовых инструментов, джазовая музыка стала новой нишей для творческой реализации. Об этом и других творческих экспериментах поговорим с дирижером Национального академического духового оркестра Украины Алексеем ВИКУЛОВЫМ.
— Для нашей газеты — вы новая фигура. Расскажите, почему выбрали оркестр именно духовых инструментов?
— Родители отдали меня в музыкальную школу в возрасте трех с половиной лет, так я этим всю жизнь и занимаюсь. Несколько лет назад проводился конкурс на должность дирижера в Национальный академический духовой оркестр Украины. Я принял участие и выиграл. С того времени я и нахожусь на этой должности. В оркестре есть как полный состав, так и формат джазового Big Band (у нас проводятся концерты джазового направления).
— Вы являетесь дирижером Национального академического духового оркестра Украины и одновременно руководителем и главным дирижером джазового оркестра «Drum Art Big Band». Скажите, пожалуйста, во всех этих проектах вы концентрируетесь на джазовой музыке или сочетаете ее с другими стилями? Возможно, как-то экспериментируете?
— Конечно, сочетаю, потому что в нашем Национальном оркестре очень много направлений: от классической до современной музыки как украинских композиторов, так и мировых. Оркестр исполняет любую музыку, в любых форматах. Из направлений у нас — классика, украинская, джазовая музыка, также мы исполняем мелодии из кинофильмов. Это основные направления нашей деятельности. Я участвую в разных проектах; для меня не проблема, что именно исполнять, нет приоритетов. Есть концерт, задача, и мы его готовим.
— Есть такой стереотип, что джаз — это сугубо американская музыка, а не европейская. Каким вы видите будущее джаза в Украине?
— У него есть не только будущее, но уже и настоящее. В Украине джаз очень развился, сравнивая, например, с ситуацией двадцать лет назад. Существует много маленьких, средних и больших джазовых коллективов. Мы постепенно начинаем исполнять очень качественно (а не просто, как раньше, когда были разные любительские коллективы), потому что подросло поколение джазменов, которые начинали играть джаз еще в детстве. Сейчас есть что (кого) послушать, существуют коллективы и музыканты. И это уже сейчас происходит — можно ходить и слушать наших исполнителей. Потому джаза у нас хватает, и это прекрасно.
— В джазе есть много направлений: боп-джаз, соул-джаз, смуз, ф’южн и тому подобное. Какому лично вы отдаете предпочтение? Или у вас свой особый стиль?
— Поскольку я занимаюсь Big Band, у нас есть несколько направлений. Big Band — это стандартный джазовый оркестр, который еще со времен Гленна Миллера, Бенни Гудмена сохранился в этом формате, и сейчас его все используют. Мы играем хиты эры свинга, также фанк, немного играем из композиций нового джазового стиля. Все остальные, что вы назвали — это для небольших коллективов, эта ниша достаточно эксклюзивная. Мы не имеем с ними дело, наша же ниша — традиционный джаз, фанк, джаз-рок.
— Традиционный вопрос, который я задаю всем дирижерам: каково ваше понимание сути этой профессии?
— Дирижер — это проводник между музыкантами; или между музыкальным произведением и слушателем/зрителем, теми людьми, для которых мы играем. Моя задача — максимально передать содержание музыки, которая также обрамляется, например, моим видением ее. Я должен создать представление этой музыки и передать слушателям то, что заложил композитор, но также добавить свою «изюминку».
Считаю это самым важным, потому что главное — дарить максимально комфортное прослушивание, понимание содержания музыки, чтобы зрители получали удовольствие и снова приходили на концерты. Это наша миссия.
— Кому лучше быть дирижером — коллективисту или индивидуалисту?
— Думаю, наверное, индивидуалисту, но не нужно забывать, что все же у нас коллективная работа, и у всех главная задача — дарить музыку слушателю.
— Гастролирует ли ваш оркестр? Если да, то где именно?
— В сентябре мы принимали участие в Международном фестивале «Стравинский и Украина», гастролировали по Волынской области, играли открытие этого фестиваля в Луцке. Есть планы на будущее поехать за границу, но пока это на стадии обсуждения, поэтому нет конкретики. Знаю, что оркестр ездил в европейское турне, однако это было довольно давно. Хотелось бы повторить подобный успех европейских гастролей.
— С кем сотрудничаете сейчас?
— Преимущественно с солистами-инструменталистами и солистами-вокалистами как классического направления, эстрадного, так и джазового. Это очень плодотворное сотрудничество, поэтому солистов у нас хватает.
Также могу упомянуть о двух серьезных международных сотрудничествах. В прошлом году было ответственное задание: мы делали запись с легендарным джазовым контрабасистом Дэвидом Фризеном для его нового диска. Он должен издать его осенью этого года. Также у нас был международный проект с французским джазовым Трио Венсана Буржекса». Его программу мы презентовали в Национальной филармонии с нашим Big Band.
— Вы впервые в Украине осуществили постановку «Симфонии Queen» Толги Кашифа для оркестра, солистов, смешанного хора и детского хора. Было ли сложно?
— Это современное произведение, абсолютно классическое (просто композитор написал его по мотивам мелодии группы «Queen»), которое до нас никто не исполнял. Он длится почти час, состоит из шести частей. Это очень сложное произведение, потому что там есть солисты, задействован большой, а также детский хор. Премьера состоялась в 2017 году в Украине, где я осуществил постановку вместе с Национальным академическим духовым оркестром.
— Какое место в вашей деятельности занимает классическая музыка?
— Скажем так, с классикой много что связано, тем более, поскольку мы ее исполняем. Я считаю, что классика — это неотъемлемая большая часть любого музыканта. Без классики невозможно развитие чего-либо. Это база и основа.
— 28 января состоится концерт «Легенды рока», где ваш оркестр духовых инструментов с вами во главе будет исполнять хиты мировой рок-музыки. Чем будете удивлять и как планируете заинтересовать зрителей?
— Ближайший рок-концерт будет проводиться в формате большого оркестра. То есть будут задействованы абсолютно все музыканты. Но самое главное, и в чем ценность: у нас выступит удивительный солист — суперфиналист «Голос країни» Александр Онофрийчук. Он обладает уникальным голосом, почти идентичным с Фредди Меркьюри (солист группы «Queen»). Это незаурядная личность в музыкальном мире Украины. Не каждый день слушаешь подобный вокал, да еще и с оркестром и аранжировкой. Концерт интересный, мощный, по энергетике будет невероятный.
— Тяжело исполнять рок-музыку именно на духовых инструментах? Ведь ее, как правило, пишут для струнных и ударных.
— Есть нюансы исполнения в духовом оркестре, но если люди — профессионалы своего дела, для них нет значения, что именно исполнять. У нас универсальный оркестр, поэтому мы исполняем любую музыку, в нашем случае нет никаких преград.
— Сейчас часто оркестры исполняют популярные мировые хиты. Как вы считаете, о чем это свидетельствует? Классика уже отходит на задний план, а ее место занимает музыка, которая насыщена спецэффектами и с более динамичным ритмом? Или эти концерты проводят, чтобы разнообразить выступление и заинтересовать ценителей?
— Классика все равно будет исполняться всегда. Она вечна. В частности, существуют академические площадки, где обязательно исполняется классическая музыка, у нее есть свой зритель. Кроме того, надо помнить и различать, что есть массовое направление культуры, а есть элитарное, к которому и относят в большей степени классическую музыку. Эта ниша не очень большая, но есть прослойка, которая постоянно будет ею интересоваться.
В то же время во всем мире массовая музыка привлекает более широкую аудиторию. Поэтому большое количество людей посещают концерты, где есть шоу, например, или музыка более простая для восприятия. Это и есть ответ. Людям хочется шоу, услышать знакомые мелодии, отдохнуть. Классическая музыка очень сложная, ее надо любить, чувствовать, к ней нужно относиться по-другому. На нее тоже необходимо ходить, чтобы отличать качественное от некачественного.
— Не считаете ли вы, что музыка из кинофильмов или мировая рок-музыка со временем станет классикой?
— В принципе она уже является классикой. Потому что, например, рок-группы «The Beatles», «Queen» считаются классическими в своем направлении. Это классика рока. В классической музыке различаются разные классические направления и жанры. Классика есть и в джазе, она называется традицией. Так что везде есть своя классика. А у нас принято называть классикой сугубо академическую музыку.
— Расскажите о предстоящих концертах и творческих планах.
— Запланирован большой проект с американским джазовым контрабасистом Дэвидом Фризеном 29 февраля в Национальной филармонии с нашим оркестром. Немало концертов будет киномузыки, концертов джазового направления с Big Band. Также 7 марта будет концерт французской музыки. Кроме этого, возможно, будут концерты по Украине. Пока конкретных дат нет, но идут переговоры. Еще будет обязательная серия — «Джаз на пляже», хотя это будет уже летом; а до этого у нас хватает концертов в Национальной филармонии. Ближайшие события: 12 февраля — концерт «Оперетта» и 19 февраля — концерт, посвященный творчеству голливудского композитора Ханса Циммера.
— Но ведь недавно играли Циммера!
— Да, но если заказывают и заинтересованы в проведении программы, то мы ее исполняем. Например, Национальная филармония захотела, чтобы мы еще раз повторили эту работу. Тогда был аншлаг, за три недели все раскупили! Поэтому будет возможность послушать Циммера еще раз.