Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Я не люблю самодеятельности»,

говорил герой известного фильма и тут же брался за гитару
29 марта, 2005 - 20:40

По убеждению психологов, каждый человек в душе артист. И, независимо от возраста, социального статуса, время от времени он ощущает острую потребность в творчестве. Люди «бывалые» говорят, что своеобразным спасением в таких случаях была художественная самодеятельность. Любой районный дом культуры, сельский клуб, школа могли похвастаться своим коллективом. Более того, намного престижнее казалось подготовить к торжеству «свой» номер, нежели заказывать «чужого» артиста.

Но «организованная» самодеятельность стоит денег, которых сегодня не хватает. Так может, художественная самодеятельность должна приобретать другие формы? Может, стоит каждому человеку предоставить возможность самому искать способы реализации своих талантов? Или все-таки забота о «самодеятельном» творчестве должна оставаться на государстве? Или есть третий путь? Это мы и попытались выяснить у наших экспертов.

Николай ПЕРЕСУНЬКО , директор Киевского городского центра народного творчества:

— Любительское искусство есть, должно быть и будет. Народное творчество отличается от профессионального только тем, что в первом случае получаешь больше удовольствия, а во втором — больше денег.

Если сравнить конец 80-х уже прошлого века с сегодняшним днем, видим, что количество клубных мероприятий заметно сократилось. Например, с 1985 по 1992 гг. в Киеве насчитывалось 98 профсоюзных клубов. А с 1992 по 2002 гг. в столице Украины уже не было ни одного центра народного творчества. Происходит все это потому, что клубные заведения не прибыльны. В то же время помещения, в которых они размещаются, довольно привлекательны для бизнесменов. На сегодняшний день в Киеве пока что действующими остаются 46 клубных заведений. Очевидно, что любительская культура нуждается в реформе, укреплении материальной базы и, по силе возможности, в предоставлении руководителям любительских коллективов педагогического образования.

Нина МАТВИЕНКО , народная артистка Украины:

— На самом деле народное искусство является базой настоящего искусства. Сегодняшний день показывает, что есть очень много интересных поэтов-любителей, художников, артистов. Они, как необработанный кристалл, который начинает сверкать только на поверхности. В то же время любительское искусство никогда не станет на уровень высокого искусства, потому что у него есть определенные границы. И в этом — небезопасность народного творчества. «Соль» же самодеятельности заключается в ее аутентичности — когда народные песни передаются из поколения в поколение. Архаика — это жемчужина высокого духа народа. Это, так сказать, ветви древа нашей жизни, которое говорит за весь народ.

Надежда МАКСИМЕНКО , директор Молодежного центра культурно-эстетического воспитания:

— Народная культура — это форма выражения личности. Если говорить о молодежи, то во времена учебной нагрузки студенту самовыражение просто необходимо. Пение, танцы, народные гулянья — это, в первую очередь, духовный заряд для человека. Не удивительно, что по статистике сегодня 80% людей идет в любительские кружки. Поэтому будущее именно за любительским движением, поскольку от него зависит эмоциональное и духовное самовыражение народа, а следовательно — и поднятие общественной планки нации.

Георгий ГОЛУБЕНКО , писатель, один из основателей движения КВН:

— Мне иногда кажется, что все беды нашей страны происходят именно из-за излишнего увлечения самодеятельностью. Это шутка. Ну а если серьезно, то у меня с художественной самодеятельностью связаны самые жуткие воспоминания. Когда в начале 70-х , спасаясь от распределения после окончания Одесской государственной консерватории, я был направлен художественным руководителем одесского Дворца студентов. И там в течение года каждую неделю должен был обеспечивать концерты наших самодеятельных коллективов во всяких подшефных колхозах. А в них люди зарплату не получают и разнорядкам разным подчиняться не обязаны. Тогда я понял: самодеятельность, как любовь, — живет и развивается только свободной. Стоит из нее сделать организацию, и она тут же превратится в бордель. Не терпит самодеятельность государственного вмешательства. Хороший пример тому КВН — единственное протестное молодежное движение, которое существовало в 70—80-е годы. Самодеятельность, которая потом для многих стала профессией. Может, кавээновское движение и существует уже столько лет и разрастается с каждым годом потому, что в нем сохраняется дух свободы, вольного творчества. Конечно, если дальше проводить аналогию между самодеятельностью и любовью, то понятно: сегодня такого чистого чувства, как тридцать лет назад, уже не осталось. Сегодня добровольное участие во всяких творческих коллективах воспринимается как шаг в строительстве будущей карьеры. Дети и их родители ищут себя, присматриваются к возможностям использования своего увлечения в дальнейшем. Наверное, в каком-то смысле такой прагматичный подход оправдан. Раньше самодеятельность для многих взрослых была единственным способом реализовать себя где-то помимо нелюбимой работы. Сегодня возможностей для реализации стало больше, а самодеятельности меньше. Хотя не исключено, что у людей сегодня просто не хватает времени для свободного творчества.

Михаил ГУЗУН , народный артист Украины, директор школы хореографического искусства «Солнышко», Житомир:

— Народные традиции пения, танцев, других видов искусства как особенности национальной культуры, созданной до нас, сохранять нужно. В мире должны видеть, чем мы отличаемся от других стран, в чем наша неповторимость и самобытность. Частично эти функции может выполнять художественная самодеятельность. Однако за последние десять лет в Украине резко упал уровень государственной поддержки как профессиональных, так и любительских коллективов. У многих из последних направление далеко от народного. Относительно причин этого с высоких трибун много говорилось об экономических трудностях, которые переживает страна и по причине которых большинство ансамблей оказались невостребованными. За последние 15 лет в область не вернулся ни один балетмейстер с высшим образованием. Квалифицированных специалистов уже сейчас почти нет, скоро некому будет создавать новые коллективы. Функция сохранения народного творчества должна оставаться за государством, поскольку бизнесмены, во всяком случае в Житомире, думают в первую очередь о доходах, а не о проблемах духовного наследия, и говорят: пусть эти проблемы решаются с налогов, которые они платят. Поэтому должна быть соответствующая государственная программа. Местные бюджеты обеспечить эти потребности в необходимом объеме не могут. Со стороны власти звучали лозунги, что народную культуру сохранять нужно, но по существу для этого до сих пор мало что делалось.

Валентина ВЫБОДОВСКАЯ , заместитель начальника Хмельницкого областного управления культуры:

— На территории края — 5035 коллективов и кружков художественной самодеятельности. Это — оркестры и инструментальные ансамбли, вокально-хоровые, хореографические, театральные коллективы. 205 из них присвоены почетные звания «народного любительского» или «образцового» . Кроме того, создано десять муниципальных коллективов. В художественной самодеятельности принимают самое активное участие 52,8 тысячи жителей края, среди которых 16 тысяч — дети. Эти показатели остаются стабильными в течение многих лет. Таким образом, несмотря на экономические проблемы (неотапливаемые учреждения культуры, устарелая материально-техническая база, изношенность музыкальных инструментов, сценических костюмов, неполные ставки оплаты труда культармейцев), у наших людей остается желание творить, проявлять свои способности, развивать эстетические вкусы.

Каждая возрастная категория (ветераны, молодежь, дети) имеет возможность активно использовать свое свободное время, реализовать себя, занимаясь художественной самодеятельностью. Талантливые творческие люди всегда приходили в большое искусство из так называемой периферии, где через «сито» народного творчества и художественной самодеятельности «пересевались» от природы одаренные люди. Поэтому вопрос о том, нужна ли художественная самодеятельность сегодня, — риторический. Нужна, а как же! Иначе лишим граждан Украины права на полноценную художественную жизнь. Еще учтем тот факт, что рядовому работнику глубинки сегодня почти недоступны выступления профессиональных коллективов. Поэтому на периферии слушают песни, смотрят спектакли самодеятельных коллективов. Следовательно, при условии улучшения финансирования коллективов и отдельных исполнителей уровень самодеятельного творчества будет повышаться.

Валерий КОСТЮКЕВИЧ, Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, Елена АСТРАХОВИЧ, «День», Инна ШАПОШНИК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ