Спектакль «Рождественские грезы» по пьесе Надежды Птушкиной был выбран юбиляршей для бенефиса неслучайно. Героиня София Ивановна, которую играет Смолярова — пожилая и больная женщина, живет с дочерью, и уже смирилась с мыслью, что ведет отсчет своим последним дням. Но судьба умеет отблагодарить тех, кто верит в чудеса. Мать помогает дочери убедиться в возможности невозможного, она очень хочет, чтобы дочь познала женское счастье. И «принц», о котором они вместе читали в сентиментальных романах, однажды таки позвонил в дверь их квартиры. Ну, пусть не принц, а просто мужчина, тоже заблудившийся в поисках своего счастья.
Ныне Александра Захаровна пребывает в хорошей творческой форме. Даже не верится, что актриса отметила 60-летие своей творческой деятельности. Спектакль «Рождественские грезы») она посвятила своей дочери, безвременно ушедшей из жизни. Александра Захаровна признается: «Сейчас меня на этом свете держит внук и театр».
Творческий девиз Смоляровой: «Равнодушие — враг искусства». Глубина и сложность психологической жизни актера воздействует на роль. Человек равнодушный, либо не имеющий жизненного багажа, вряд ли найдет в себе ресурсы для создания на сцене сложного характера. В жизни актриса перенесла много невзгод. Это закалило характер, научило отличать подлинное от мишуры. Она постоянно вкладывает себя в тех, кто рядом. Много внимания уделяет молодым. Внутренний камертон благородства, достоинства, порядочности, ума — яркий пример для молодых.
По окончании Киевского института театрального искусства им. Карпенко-Карого Александра Смолярова работала в нескольких театральных коллективах — Киевском ТЮЗе, Киевском театре транспорта, Винницком музыкально-драматическом театре им. Садовского. Но родным домом навсегда стала Русская драма, где на творческую долю актрисы выпало более 100 интересных и разнообразных ролей в спектаклях, которые создали и украсили историю театра.
В «золотой фонд» вошли такие сценические «жемчужины» Театра им. Леси Украинки (времен Михаила Романова, Леонида Варпаховского, Юрия Лаврова и Виктора Халатова) — спектакли «Живой труп», «Маскарад», «Давным-давно», «Дон Карлос», «Мораль пани Дульской». Но есть немало киевлян старшего поколения, которые помнят эти постановки. В этих спектаклях играла Александра Смолярова. Ей повезло быть не менее популярной, чем Лариса Голубкина в кинофильме «Гусарская баллада», в роли Шурочки Азаровой в спектакле «Давным-давно»; грациозной Ниной в лермонтовском «Маскараде» и обольстительной Машей в «Живом трупе»...
За долгую творческую жизнь Александре Захаровне довелось сыграть множество разнообразных ролей, это были образы любимых, матерей, жен, сестер, было в них много искренности, чувств, преданности искусству театра. Возможно, все это стало залогом творческого и жизненного долголетия Смоляровой.
— Мне в жизни очень повезло, что я попала в Театр им. Леси Украинки, — вспоминает актриса. — Я пришла в этот театр в 1952 году — Русская драма была на подъеме, здесь работали эпохальные личности. Театр возглавлял Константин Хохлов, какая высокая культура царила в коллективе, какие спектакли создавались! Именно в этом коллективе я поняла, что нужно много работать. Моими партнерами были такие легендарные актеры, как Романов, Опалова, Лавров, Халатов. Только с расстояния лет можно в полной мере оценить мое творческое везенье. Первая роль — Маша в «Живом трупе» с Романовым, с ним же, Арбениным, играла Нину в «Маскараде», в шиллеровском «Дон Карлосе» — королева Елизавета, король — Юрий Лавров, Ханка в «Морали пани Дульской», а Евгения Опалова — Дульская. «Давным-давно» — роль Шуры Азаровой, а Кутузова играл Виктор Халатов...
Интересно, что при наличии таких великих актеров, для этого театра всегда было самым важным, чтобы на сцене была гармония, существовал ансамбль. О Романове — Феде Протасове — можно говорить часами, но не получилась бы эта роль такой масштабной, если бы не был сделан гармонично весь спектакль, не выстроились все остальные роли до мелочей. Благодаря этому вышло такое безукоризненное сценическое полотно. Кстати, в те времена актеры охотно играли все, был культ эпизода. Никому и в голову не приходило отказываться от маленькой роли, как сейчас это стало модно среди актеров. Как только появилась маленькая популярность, они считают возможным ставить свои условия, отказываться от небольших ролей. В годы моей молодости актеры были рады играть все, и на сцене каждый был важным винтиком, все думали об искусстве своего театра, как представить свой театр зрителям наилучшим образом. Такое отношение к театру я сознательно исповедую и сейчас с одинаковой радостью играю и главную роль Софии Ивановны в спектакле «Рождественские грезы», и говорю несколько фраз в современной версии моего любимого спектакля «Маскарад». Образ Нины — любовь моя на всю жизнь, и сейчас хотя бы в таком виде прикоснуться к гениальной драме Лермонотова считаю для себя честью.
Мне посчастливилось работать с разными режиссерами. Но, бесспорно, были такие, у которых я многому научилась и качественно, профессионально выросла. Это Константин Хохолов, Леонид Варпаховский, Соколов, Нелли-Влад, Михаил Резникович. С ним мы сделали множество спектаклей, но самым дорогим для меня остался «История одной страсти». Я еще благодарна режиссерам за то, что мне, тогда еще молодой актрисе, доверяли играть возрастные роли. Например, в спектакле «К новому берегу» я играла героиню, которая начинала действие в 17 лет и заканчивала в 75! Николай Рушковский, почти мой ровесник, играл моего сына. Чувствуете, какие у меня были возможности показать свой актерский диапазон. Конечно, сначала немного испугалась. Но у меня жизненный принцип — никогда ни от чего не отказываться, а наоборот, пытаться победить обстоятельства и доказать, что я могу. Роль получилась. Это была хорошая школа, которая мне помогла позже сыграть Мотрону во «Власти тьмы» Льва Толстого, совсем старую, а мне тогда не было еще и 50-ти. Тоже этапная роль в моей биографии. Потом была тоже одна старая, но уже комедийная — экономка Луиза в спектакле «Будьте здоровы». С удовольствием вспоминаю постановки последних лет — «Возвращение в Сорренто», «Долетим до Милана». Сегодняшние мои спектакли мне очень дороги, это «Школа скандала», «Последняя любовь», «В плену страсти», «Рождественские грезы».
Сейчас наш театр очень интересно работает, много молодежи, которая привносит уже какой-то новый дух в театр, современный. Появляются спектакли разных творческих направлений. Хочется, чтобы постановщики не забывали, что Русская драма имеет свое неповторимое лицо. Наш театр психологический и силен именно этим. Актеры сегодня такие самостоятельные, думают, что все понимают, не могу сказать, что это бывает часто. Но когда возникает потребность в чем-то помочь молодому партнеру, подсказать, они прислушиваются с пониманием, благодарны за советы. Особенно трепетно я относилась к спектаклю «Маскарад». Конечно, современная постановка была совсем не такой, как та, которую мы играли когда-то, но это все равно Лермонотов. И потом, я никогда не указываю молодым актерам, как играть, это и неэтично, и задача скорее режиссерская, я просто рассказывала им о внутренней атмосфере лермонтовского текста, чтобы они смогли точнее ухватить правильную интонацию, и даже чтобы через внешнюю форму роли можно было прочувствовать внутренний психологизм.
Сейчас на этом свете меня держит мой внук и театр. Это заставляет меня жить, бороться, идти вперед. Не буду говорить, что театр — это любовь, это слишком романтично, для меня это святая обязанность. Пытаюсь делать все, чтобы быть нужной театру. Такое понимание пришло ко мне когда-то. Все, что происходит на сцене, в театре вызывает у меня живые человеческие эмоции. Если эмоции есть, значит, человек живет!
«День» поздравляет актрису с юбилеем. Желаем здоровья и сыграть еще много интересных ролей