До сих пор нераскрыты тайны баховской «Арии с 30 вариациями для клавира или клавицимбала с двумя мануалами»... и вот знаменитый шедевр Иоганна Себастьяна Баха, известный как «Гольдберговские вариации», прозвучал в Национальном доме органной и камерной музыки в авторском переложении для органа Мартина Хейни (Швейцария).
30 вариаций (в действительности 32 — вместе с двумя изложениями арии-темы) — это 80—85 минут музыки! Едва ли не самый масштабный цикл в истории для солирующего инструмента. Со времени его появления 275 лет назад никто из преемников-коллег не превзошел этот шедевр. Монументальное клавирное произведение Баха справедливо называют музыкальной энциклопедией времени барокко, ведь Бах представил в своих вариациях все стили, которые существовали в то время. Полифония сосуществует в цикле с гомофонным составом, а вариации — это изысканные миниатюры в итальянском, немецком, польском или французском стиле. Жанровая палитра цикла безгранична: даже неопытный слушатель услышит каноны, а также виртуозные токаты, совершенные сонаты и грациозные танцы того времени. А еще — фугетта, ариета, увертюра. Здесь есть даже цитаты популярных песен: в «Арии» Бах увековечил песенку «Когда ты был со мной» (сарабанда на эту же тему есть в «Нотной тетради Анны-Магдалины Бах), а в кводлибите (название пьесы, которая совмещает несколько тем, переводится как «Что угодно») развил лирический напев «Я так долго не был с тобой» и танцевальный наигрыш «Если бы мать кормила меня мясом, а не горохом, я был бы с тобой дольше». Свой характер Бах проявил в этой музыкальной шутке...
Что касается тайн. Кое-кто из баховедов считает причиной определенных несогласований в биографии композитора и истории его произведений недостоверную информацию, которую представил И.Форкелю, первому биографу И.-С. Баха, его сын Вильгельм Фридеман. Поэтому, второе название — «Гольдберг-вариации» — связано с именем юного виртуоза Иоганна Теофила Гольдберга. Современники рассказывали, будто он мог играть на клавесине с завязанными глазами, или же по нотам, которые стояли, как говорится, вверх ногами! Исследователи творчества титана всех времен и народов и до сих пор ломают копья относительно посвящения одного из более масштабных произведений 14-летнему музыканту. Как бы там ни было, а покровитель Иоганна Себастьяна Баха, граф Кейзерлинг, который помог композитору с трудоустройством при дворе и щедро вознаградил композитора за его монументальную колыбельную от бессонницы, положив 100 луидоров в золотой кубок, такого посвящения почему-то не заслужил! Хотя именно по его заказу Бах создал свою грандиозную «колыбельную». Кейзерлинг часто болел, поэтому по ночам ему играл на клавесине Гольдберг — музыкальные лекарства от бессонницы. До сих пор не установлены точные даты начала работы над «вариациями», завершения и печати. Зафиксированы публикации 1741 и 1742 годов.
Выступление швейцарского органиста Мартина Хейни в Киеве состоялось благодаря творческому сотрудничеству председателя ОО «Союз музыкантов Украины», заслуженной артистки Украины Анны Нужи с Алексом Холодовым, президентом компании Коллегиум «Артес либералис» (Швейцария) и при поддержке дирекции Национального дома органной и камерной музыки Украины.
Без лишней патетики отмечу: исполнение этого произведения можно квалифицировать как героический поступок. И дело здесь не только в колоссальном хронометраже непрерывной игры. Ведь лишь совершенное исполнение музыки И.С.Баха можно считать состоявшимся. Мартин Хейни в который раз доказал величие и безграничность баховской вселенной. Благодаря его органной версии «Гольдберг-вариации» обрели полную звуковую палитру. Кажется, Хейни не повторился в своей тембральной драматургии ни разу.
Все барочные мелизмы выигрывались с большим пиететом, а виртуозные пассажи — с невероятной легкостью! Архитектоника изысканных и совершенных канонов сохранила все законы строгой полифонии, лирические песенные интонации «выписаны» нежными пастельными красками, монументальные аккорды раскрыли могучее звучание всех органных труб, а танцевальные мотивы словно играли всеми цветами радуги на солнце.
Мартин Хейни доказал еще одно: орган киевского Николаевского костела (НБОКМУ) пригоден для исполнения на нем музыки «от Баха до современности».
СВОИ ЭМОЦИИ Я ПРОВЕРЯЛ ПО БАХУ
После концерта лауреат конкурса органистов им. И.С.Баха Мартин Хейни ответил на несколько вопросов «Дня».
— Когда состоялась премьера вашей версии «Гольдберговских вариаций»?
— В феврале 2017 года.
— Сколько продолжалась ваша работа?
— Я работал на протяжении года. Это непросто. Нужно было прожить эту музыку, «пропустив» ее через себя. Свои мысли и эмоции я «проверял» по Баху.
— По-видимому, если бы Иоганн Себастьян Бах хотел слышать свое произведение на органе, он написал бы его для этого инструмента.
— Знаете, Бах часто делал переложения своих произведений для органа, сначала написанные для какого-то другого инструмента (например, для скрипки). Он переложил, кстати, вивальдовские концерты. А свое последнее произведение, «Искусство фуги», композитор вообще написал без указания, на каком инструменте его нужно исполнять. Я часто говорю, что если бы не было Иоганна Себастьяна Баха, история музыки после 1750 года была бы совершенно другой. Его влияние затрагивает все стили и жанры, вплоть до джаза. Баха обойти невозможно, все пути развития идут через его творчество...
Красота и совершенство произведения в исполнении Мартина Хейни вызвала ассоциации с архитектурной жемчужиной Антонио Гауди «Саграда Фамилия» (храм Святого Семейства) в Барселоне. Оба шедевра будто направлены в будущее, они не имеют своего времени, их жизнь — Вечность.
Концерт стал событием, а для большинства аудитории — открытием. В зале Николаевского костела были музыканты (органисты, пианисты), педагоги, меломаны всех возрастных категорий. Овации, цветы, возгласы «Браво!» Благодарная публика поздравляла артиста стоя.