Владимиру Караташу — 92 года. Он — один из немногих ныне живых участников легендарного Кенгирского восстания — крупнейшего в сталинских лагерях ГУЛАГа акта неповиновения политзаключенных, инициированного украинцами в лагере «Степлаг» в 1954 году.
Пан Владимир живет в селе Побужском — это 130 километров от Кропивницкого. Несмотря на дальнее расстояние от областного центра, он согласился на приглашение местной интеллигенции посмотреть историческую ленту «Червоний», посвященную борьбе украинцев против тоталитарной системы и которую сейчас показывают кинотеатры страны. Приехал в Кропивницкий с внуком Владимиром, который сопровождает деда на подобные встречи.
О впечатлении от просмотра фильма, снятого по мотивам исторического романа Андрея Кокотюхи, Владимир Караташ рассказал не сразу. После ленты попросил время для переосмысления увиденного.
Первое, что отметил Владимир Михайлович, — это чрезвычайная «нужность» фильма «Червоний» для простых украинцев. «Широкая общественность мало знает о нашей роли в акциях протеста в концлагерях ГУЛАГа, потому фильм «Червоний» имеет чрезвычайно важную миссию, в первую очередь просветительскую», — считает бывший политзаключенный.
История жизни Владимира Караташа сама достойна экранизации: перипетии, с которыми столкнулся главный герой фильма, знакомы Владимиру Михайловичу в реальной жизни: «Я точно так же, как и Червоний, не унимался: сначала УПА, затем 12 лет лагерей. Были и камеры смертников, и карцеры, и голод, и изнурительная работа на шахтах. Все, что показано в фильме, мне хорошо знакомо. Другое дело, как это изображено... Мне кажется, это очень сложная работа — показать так, как это было на самом деле, в реальности, особенно трудно, наверное, снимать сцены восстания. Самое главное, что я увидел в фильме «Червоний» — это украинцев, которые борются до последнего патрона. Мы именно такие!» — поделился Владимир Караташ.