Выдающийся украинский писатель, драматург и переводчик оставил после себя большое творческое наследие. Известны кинофильмы по его сценариям («Цыганка Аза», «Остров любви»), произведения для детей («Школьная драма», «Привет, Синичка!»). А спектакли по пьесам и инсценизациями Ярослава Стельмаха и сегодня идут не только в украинских театрах, но и за пределами нашей страны. К юбилею Ярослава Михайловича в Киеве на доме, где он жил, открыта мемориальная доска (см. «День» №212). Накануне шестидесятилетия писателя о нем вспоминают его коллеги и друзья.
Анатолий ГНАТЮК, актер Театра им. И. Франко:
— Мне посчастливилось на жизненном пути встретить прекрасного человека и выдающегося писателя Ярослава Стельмаха. Он подарил нам, франковцам, 10 лет счастья: режиссер Сергей Владимирович Данченко поставил спектакль «Кохання у стилі бароко, або Любов із неохоти»по пьесе Стельмаха, в которой я играл роль Степана. Эта блестящая комедия с замечательно выписанными характерами и интересными диалогами более 10 лет шла в нашем театре всегда при полных залах. Вспоминаю, когда спектакль только рождался, Ярослав Михайлович присутствовал на всех репетициях. Он с большим уважением относился к актерам, поддерживал нас, а иногда даже что-то подсказывал. Я считаю, что роль Степана Стельмах мне помог сделать очень колоритной. Кроме того, я работал и с другими текстами Ярослава Стельмаха — «Привет, Синичка!» (радиопьеса), «Крошка Цахес» (инсценизация).
Прекрасно, что произведения этого мастера живут и после его смерти. Светлая ему память!
Владимир ЯВОРИВСКИЙ, писатель:
— Первой загадкой, оригинальностью Ярослава Стельмаха стало то, что он разрушил постулат: «На детях талантливых людей природа отдыхает» (он — сын легендарного писателя Михаила Стельмаха. — Е. В.). Ведь на нем, наоборот, природа расцветала. Как писатель, он начал работать в то время, когда в украинской литературе был вакуум, а все конфликты произведений сводились к «между передовыми и еще более передовыми». Был только Корнийчук, и даже когда появились Зарудный и Коломиец, их произведения все равно оказались близкими, в первую очередь, для провинциальных театров. Ярослав Стельмах вывел украинскую драматургию на европейский уровень. Он зацепил новые тематические пласты, проявив интерес к духовной сущности человека. И очень жаль, что ему суждено было прожить так мало... Сколько прекрасных произведений для театров он мог бы еще написать!.. А наша жизнь дала бы ему много острых тем. Сейчас Ярослава очень не хватает в нашем писательском обществе — с его деловой педантичностью и, вместе с тем, нежностью... Я очень рад, что его творчество популярно и после смерти, ведь в театре и сегодня возвращаются к его драматургии, потому что современной актуальной пьесы очень не хватает. Кроме того, Ярослав Стельмах был талантливым переводчиком. Он быстро овладевал языками, поэтому как переводчик работал по призванию. Вместе с тем, в его переводах, в отличие от многих других, был утонченный украинский язык — язык европейский.
Алексей ВЕРТИНСКИЙ, артист Молодого театра:
— Когда я приступил к работе над моноспектаклем «Синий автомобиль» по пьесе Ярослава Стельмаха, с его творчеством я был почти не знаком. На то время у меня уже сформировались определенные представления о театре. Вместе с тем, для актеров и режиссеров тогда был достаточно сложный период — всяческие проблемы финансового и творческого характера очень удручали. И вдруг — «Синий автомобиль»! Я встретился с автором, прочитал пьесу. Откровенно говоря, сразу я не поверил в этот спектакль. А потом, когда начались репетиции и глубже погрузился в текст, то понял, что «Синий автомобиль» — это огромная история семьи писателя, творческого человека, которым был Ярослав Стельмах. И я пересмотрел свое отношение к этому произведению... Хотелось бы отметить еще одну интересную вещь. До знакомства с Ярославом украинские писатели казались мне похожими на живой постамент. По-видимому, я чувствовал, что они претендуют на невероятную ценность каждого слова. Однако этот стереотип Стельмах разрушил. Его ум не позволял ему тратить собственную энергию на что-то пустое, раздутое, надуманное. Он очень живо и искренне общался с людьми, любил шутить и каламбурить. Я считаю, мне чрезвычайно повезло, что в своей жизни (творческой и личной) я имел возможность общаться с таким человеком, как Ярослав Стельмах. А еще, что «Синий автомобиль» и до сих пор «ездит» — на протяжении многих лет этот спектакль украшает афишу нашего театра, постановка получила немало призов на престижных международных театральных фестивалях.