Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Юбилейный «Бал...»

26 февраля, 2008 - 19:31
ЕВГЕНИЙ ЛУНЧЕНКО В МОНОСПЕКТАКЛЕ «АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ. БАЛ ГОСПОДЕНЬ...» / ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

29 февраля в Национальном театре русской драмы им. Леси Украинки состоится 150-е представление моноспектакля «Александр Вертинский. Бал Господень...»

Именно этим спектаклем о жизни и творчестве легендарного Александра Вертинского четыре года тому назад открылась новая экспериментальная сцена «Под крышей». С тех пор спектакль прошел проверку временем и испытание зрителем — киевляне полюбили спектакль о своем знаменитом земляке. Этой постановке рукоплескала публика в Москве, Мюнхене и других городах. Постоянные аншлаги свидетельствуют о том, что спектакль прочно стал на путь долгожителей, которых немало в Театре им. Леси Украинки. Кстати, совсем недавно театр отмечал 150-е представление спектакля «Последний пылко влюбленный»...

Первоначально некоторые поклонники и знатоки творчества Александра Николаевича Вертинского несколько настороженно отнеслись к информации о том, что в Русской драме преступили к репетициям спектакля о знаменитом артисте, которому удалось создать новый эстрадный жанр. Сам артист говорил: «Я был больше, чем поэтом, больше, чем актером. Я прошел по нелегкой дороге новаторства, создавая свой собственный жанр». К счастью, все опасения развеялись сразу же после первых показов спектакля, в котором очень точно воссоздана атмосфера, дух творчества, а также личность великого «певца русского шансона».

В основе сценической композиции — песни и стихи, отрывки прозы и письма, мемуары Александра Николаевича. Автор композиции и постановщик спектакля Ольга Гаврилюк отталкивалась, в основном, от автобиографической книги Вертинского «Дорогой длинною», в которой он вспоминал свой первый выход на сцену в Киеве, отъезд в Москву, откровенно рассказал о любви публики и женщин. Сценическая композиция позволяет в полуторачасовой спектакль вместить то «огромное жизненное пространство», на котором, по образному выражению певца, «можно вышивать, как на бесконечном рулоне полотна все, что вам угодно». В названии спектакля строка из раннего стихотворения Вертинского «Бал господень», в который режиссер Ольга Гаврилюк вложила другой смысл, нежели поэт. Это «бал» жизни самого Вертинского. Однако легенда о ярком представителе русского декаданса не стала главной в спектакле. Постановщик стремится понять и раскрыть загадку человека, который, несмотря на фантастическую популярность, так и не смог реализовать себя до конца. Да, его концерты всегда собирали аншлаги, но, к сожалению, при жизни певца не было выпущено ни одной пластинки, его не «крутили» по радио...

Евгений Лунченко — исполнитель роли Вертинского, практически соавтор спектакля, точно воссоздает трагедию человека и артиста, потерявшего и вновь обретшего Родину. Образ Вертинского зримо вырисовывается из поэтических строк, песен, воспоминаний, проникнутых ностальгией и горечью непонимания. Эта роль не случайна в творческой биографии Лунченко. Когда Евгений учился в эстрадно-цирковом училище, его педагог по вокалу предложила исполнить песню Вертинского «Мадам, уже падают листья». Именно с этой песни актер начал учиться петь, творчество Вертинского всегда было ему близким.

Известно, что порой Александр Николаевич Вертинский доводил публику до экстаза, но актер Евгений Лунченко не стремится внешне сыграть харизматичного художника, легендарного артиста и кумира женщин. Ведь это воссоздать невозможно, тем более, что ныне сохранились только записи голоса Вертинского, и навсегда исчезло его пластическое мастерство. Но Лунченко нашел удивительно точную меру узнаваемости Вертинского. Он использует некоторые моменты внешнего сходства, пластику, мимику, элементы костюма, стиля эпохи. В песнях слышны характерные интонации певца, но это не копирование. Одновременно существует некая почтительная отстраненность актера от образа... Одна история сменяет другую. Зрителей потрясает миниатюра об известной актрисе и горбатом румынском скрипаче, покорившем красавицу «концертом Сарасате». В моноспектакле звучат не только шлягеры «В бананово-лимонном Сингапуре», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Доченьки», «Время лечит людей», но и также малоизвестные стихи и песни Вертинского. Например, очень точно «стреляет» в сегодняшний день песня «Мальчики» — «Я не знаю, зачем и кому это нужно, кто послал их на смерть недрожавшей рукой?»...

Театральная, загадочная атмосфера спектакля создается при помощи лаконичных средств выразительности, используемых в сценографии (художник Елена Дробная). Оформление простое: гримерный столик, афишная тумба, превращающаяся в сцену, портреты Александра Вертинского, мерцание свечей. На протяжении всего моноспектакля звучит живая фортепианная музыка в исполнении автора музыкального оформления, аккомпаниатора и аранжировщика Николая Сазоненко.

Со временем спектакль «Александр Вертинский. Бал Господень...» приобрел новые штрихи и нюансы. Болевые точки судьбы и творчества артиста, проблема «художник и время» — всегда волнуют зрителей.

Татьяна МОЦАРЬ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ