Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Юрий МИНЗЯНОВ: «Фильмы нужно снимать о себе и для себя»

Успешный украинский продюсер — о телесериалах и оскаровских амбициях
26 января, 2018 - 10:56
НА ФОТО: РЕЖИССЕР ФИЛЬМА «ВЫПУСК’97» ПАВЕЛ ОСТРИКОВ И ПРОДЮСЕР ЮРИЙ МИНЗЯНОВ — НА СЦЕНЕ ОДЕССКОГО ОПЕРНОГО ТЕАТРА — ПРИЗ «ЗА ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ» / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЮРИЯ МИНЗЯНОВА

В профессиональных кругах продюсера Юрия Минзянова знает каждый. В его фильмографии более 60 названий телесериалов и кинофильмов. В 2009 году он даже был номинирован на Monte-Carlo Televizion Festival (Монако) как «Выдающийся международный продюсер» за сериал «Отряд».

Впрочем, если бы много лет назад  мальчишке-киноману из Казани, мечтавшему поступить во ВГИК, сказали, какой будет его кинематографическая судьба, он бы, вероятно,  скептично ухмыльнулся. Мальчишка мечтал стать режиссером. После института приехал в Киев, просто потому ему очень нравился город, пришел на киностудию имени Александра Довженко и сразу попал в группу к тонкому и интеллигентному режиссеру Артуру Войтецкому — на фильм «Рассказы о любви». Не успел надышаться запахом декораций и пленки — армия. Когда вернулся, вакансий по его профессии  на студии не было, и ему иронично предложили поработать дворником. Все, чем могли... Юрий был согласен и на это, без преувеличения. Лишь бы остаться в кино.  Тогда не получилось.

Так в биографии Юрия Минзянова  появилась  детская любительская киностудия, потом видеообъединение на  «Укртелефильме», где его первая должность называлась «ассистент по реквизиту». Позднее он снял там две документальные картины, одна из них — «Не закрывайте ваши двери» об олимпийской чемпионке Вере Крепкиной, которая, уйдя из спорта, стала заниматься детьми-сиротами — была отмечена специальным призом Всесоюзного кинофестиваля спортивных фильмов в Ашхабаде. Мечта о режиссуре практически сбылась, но в это время развалилась «крепкая и нерушимая» страна, с кинопроизводством стало совсем худо, и Юрий ушел в  видеобизнес — возрос спрос на пиратские видеокассеты, и знание мирового кинематографа оказалось как нельзя кстати, работы было много, и достаточно прибыльной.

Чуть позднее начали открываться  частные телестудии. Помог случай, как часто бывает. Приятель пригласил Юрия на телеканал «Мегапол» вести передачу о новинках видеопроката. Те, кто повзрослее, и сегодня помнят, наверное, программы «Экспресс-видео», «Капитан-видео» — путеводители в хаосе  откровенного кинотреша  и шедевров мирового кинематографа, прорвавшихся в нашу страну.

Пройдет еще немного времени, и появится революционный, интеллектуальный и стильный телеканал «1+1», куда генеральный продюсер Александр Роднянский пригласит Юрия Минзянова. Вначале программным директором, затем — руководителем кинопроизводства.  «На «плюсах» я прошел через горнило серьезных испытаний в профессиональном и жизненном смысле», — скажет Юрий позднее. Его опыт окажется нужным телеканалу «Интер», студиям   «Film. UA», «Star Media». Уже продюсерский опыт.

«СЕРИАЛ «ОТРЯД» МОГ ОПЕРЕДИТЬ «ИГРЫ ПРЕСТОЛОВ». НО ЛЕГ НА ПОЛКУ»

— Юрий, когда кино, пусть даже сериальное, стало возрождаться, ты не хотел вернуться к профессии режиссера?

— Нет. Даже наоборот, на «плюсах» я увидел, что профессия продюсера реально интереснее и многообразнее, чем режиссура. По сути ведь, продюсерство — такое же творчество, только ты смотришь уже отснятый режиссером материал и указываешь ему на ошибки. Чтобы фильм получился, нужен творческий тандем, необходимо, чтобы режиссер, которого ты выбрал, был на одной волне с тобой, мыслил одинаково. Так получается не всегда, люди разные, все со своими тараканами в голове, но когда удается совпасть во взглядах и вкусах, результат налицо. Мне, кстати, когда я начинал сериальное производство на «Star Media», один из молодых режиссеров сказал: «У вас — глаз-алмаз, вы очень точно выбираете актеров». А при выборе режиссера авторского, имиджевого кино как пример — сотрудничество с  Пашей Остриковым, с которым мы сделали «Голден лав»,  «Выпуск «97». Однажды я зашел в кинотеатр «Лира» на  показ короткометражных картин и посмотрел работу  Острикова «Зупинка», которую  Паша, не имея специального образования, сделал за собственные деньги. Она мне очень понравилась,  я и по сей день считаю, что «Зупинка» —  лучшая картина Острикова (он ухмыляется, наверное!). В тот день я подошел к Паше и предложил поговорить, если у него есть какие-то идеи.

— А чем было вызвано решение кардинально сменить сферу продюсерских интересов — с сериального производства, где ты преуспел, на авторское, фестивальное кино?

— Я бы занялся этим и раньше, если бы была возможность, потому что все мои лучшие телевизионные картины все-таки имеют налет авторского кино.

— Какие  проекты ты считаешь лучшими?

— Те, которые долго лежали на полке, поскольку из-за «неформата» телеканалы не хотели их брать. Это «Внеземной» режиссера Сергея Крутина с Виталиком Линецким, «Караси» (того же режиссера), «Отряд». К слову, «Отряд» — просто моя боль! Находясь под влиянием телесериала Lost, мы с автором Сашей Зеленко придумали своих героев, свою таинственную интригу, которую зритель не сразу бы разгадал. В каждой серии были  секреты, «скелеты в шкафу», такие же флэшбеки, как и в сериале Lost, которые рассказывали про каждого героя, — кто он, чем занимается. Планировали снять три сезона. Закончили первый, в финале которого был титр: «Продолжение следует», зрители ждали развития сюжета,  но сериал положили на полку, и его никто не видел четыре или пять лет. Да, не удивляйся, телевизионные картины тоже лежат сейчас на полке, как в советские времена. Очень часто, и очень много...  Правда, Александру Роднянскому, которого тогда только назначили главой телеканала РЕН-ТВ, «Отряд» понравился, он обожает такие фильмы. Мы даже  провели с ним  переговоры о покупке сериала, но Александр Ефимович буквально через месяц ушел с канала, и сделка не состоялась. Через пару лет, правда, «Отряд» все-таки нашел своего зрителя (им стал российский телеканал ТВ3, специализирующийся на фильмах и программах мистического характера), но его поставили в эфир лишь один раз  в очень плохое, неблагодарное для премьер время: конец мая — начало июня. Просто слили, говоря жаргоном. Позднее он демонстрировался на «1+1», но тоже неудачно. С этим сериалом вообще связано много мистических (причем, не позитивных) историй, мы это чувствовали на себе. И я убедился на собственном опыте, что, снимая мистику, следует быть очень осторожным с материалом. Это правда.

И знаешь, что самое обидное? Это был 2007 год, и во втором сезоне «Отряда» мы планировали снимать такие вещи, которые сейчас называются «Играми престолов».

— В каком смысле?    

— У нас была линия, когда люди через своеобразный тоннель попадают в XVI век к тамплиерам, и параллельно с современностью разворачивается история, которую мы сейчас видим в «Игре престолов»! Тогда же в этом направлении еще никто и не думал... Мне очень жаль, что продолжения сериала не случилось. Недавно, кстати, мне предложили на ICTV перезапуститься с этим проектом, немного подкорректировав его, переписав какие-то эпизоды, потому что редактору тоже очень нравится «Отряд». Но это невозможно, увы. Нет Виталика Линецкого, да и тот актерский состав я уже не смогу собрать.

— То есть  с сериальным периодом покончено?

— Не совсем. Я не стану делать дешевые «телемувики» или  4-серийные проекты. С руководством «Star Media» у меня существует договоренность, что буду работать с проектами премиум-класса. Один такой сценарий уже пишется, думаю, что нынешним летом начнем его снимать. Это адаптация английского сериала Liar («Лжец»), но мы посмотрели на него с иной стороны, нежели британцы, он будет называться «Жертва». Так сохранится  интрига.   Знаешь, почему он меня заинтересовал? Это вновь — о предчувствии. Мы знали, что  «Лжец» выходит на экраны, положили на него глаз, предполагая, что он станет рейтинговым.  Это сериал о сексуальных домогательствах.

— Сколько планируется серий?

— Восемь. Кстати, последний эпизод «Лжеца» порвал в Англии все рейтинги, поскольку  тогда начался скандал с Харви Вайнштейном. Хотя сам по себе проект  слабенький. У меня же есть на примете один очень хороший сценарист, которому я предложил сделать адаптацию. Это сложно. Нужно менять многие ситуации, вводить новых персонажей, чтобы зритель понимал, что действие происходит у нас, а не в какой-то другой, непонятной стране.

«УСПЕХ ЛЮБОГО ФИЛЬМА — ИНТЕРЕСНЫЙ   СЦЕНАРИЙ И ТОЧНЫЙ КАСТИНГ»

— Новый этап в профессиональной работе — продюсирование авторского кино  — начался у тебя ошеломляюще успешно. На церемонии закрытия прошлогоднего Одесского кинофестиваля ты выходил получать призы на сцену четыре раза — это был рекорд, по-моему?  В чем секрет успеха, можешь проанализировать?

— Да,  лучшим  короткометражным фильмом на ОМКФ-2017 стал «Выпуск «97» Павла Острикова, приз ФИПРЕССИ за лучший короткометражный украинский фильм достался Екатерине Горностай за ленту «Бузок», специальными дипломами международного жюри были отмечены также  «Припутні» Аркадия Непиталюка и уже упомянутый «Бузок».   Конечно,  такой успех был очень  приятен.

Как его объяснить?.. Попробую. Рецепт успешного   кино — прежде всего, самобытный, крепкий сценарий и точный кастинг. Это 50 процентов удачи. В остальном можно придираться:  мол, там длинный план, здесь не дотянул актер или сцена на работает... Но, по большому счету, если сценарий и кастинг на уровне, считайте, что фильм состоялся — зрители или фестивальная публика его поймут. В этом я убедился, сняв более 60 сериальных проектов, две полнометражных  и несколько короткометражных лент. И считаю, что для продюсера главное — иметь вкус,  четко угадать  режиссера, которому ты доверишь делать кино и, соответственно, деньги. Ведь не откровение, что сегодня самая сложная проблема в кинопроизводстве — найти финансирование.

— А где ты достаешь деньги? Только не отшучивайся, что в тумбочке...

— Самое смешное, что короткометражки (они малобюджетные) я снимал на свои деньги. Кроме того, что-то  мы заработали на рекламе в компании «Кристи Фильм».

— «Кристи Фильм» —  твоя собственная компания?

— Нет, это компания моего  сына Дмитрия. Он создал ее год назад. «Кристи Фильм» находится в партнерских отношениях со «Star media», и Влад Ряшин на первоначальном этапе очень помог компании. Кстати, Дмитрий долго не мог  придумать название, а когда родилась моя внучка,   решил назвать компанию ее именем — Кристина. (Улыбается.)

Подсознательно я давно хотел заниматься тем, что люблю. Но не было возможности       — в 2008 грянул страшный экономический кризис, на телевизионное кино денег не было, не то что на фестивальное или прокатное. А сейчас, когда украинский кинематограф начинает возрождаться, я подумал,  что это шанс. Мне 61 год, не так много активных лет впереди, что же я до конца жизни так и буду заниматься сериалами?!

— И каков же итог первого года жизни «Кристи Фильм», кроме уже упомянутых картин и призов?

— Самое главное, на мой взгляд, что мы выбрали правильную ориентацию, позицию и направление. Ведь если ты занимаешься авторским кино, нужно понимать фестивальные хитрости. Мы в них разобрались.

— Например?

— Например, можно послать работу на кинофорум и даже выиграть приз, а можно  попасть в номинацию на EFA (Европейская киноакадемия) или даже в квалификацию на «Оскар». Мы сделали выборку и сейчас точечно отправляем наши фильмы на те кинофестивали, где такие правила существуют. Недавно, к примеру,  Дмитрий был с Пашей Остриковым на МКФ в Бельгии.  Прилетев туда, он позвонил мне, расстроенный, сказал, что у нашей малобюджетной короткометражки нет шансов , поскольку в конкурсной программе участвуют работы с серьезным бюджетом, поддержанные уважаемыми мировыми   киноинституциями. А в результате мы не только получили приз, но и номинацию Европейской киноакадемии, члены которой в декабре 2018-го  назовут лучшие фильмы года.

Теперь наша цель — попасть в квалификацию на «Оскар», дорожка к которому оказалась совсем недлинной. На примере кинофеста в Бельгии поняли, что это реально. И, кто знает,  может быть именно нам удастся привезти «Оскар» в Украину! (Улыбается.) Во всяком случае, мы поставили перед собой такую задачу.

«В ПЛАНАХ — КОМЕДИЙНЫЙ ХОРРОР, ЭРОТИКА  И МНОГО ДРУГОГО ХОРОШЕГО КИНО»

— Ожидают ли нас какие-то сюрпризы от лихо стартанувшей компании «Кристи Фильм»  в ближайшем будущем?

— В «Кристи Фильм» завершается работа над комедийным хоррором «Хеллоуин стори». Это  будет кино, которое любят зрители — где можно посмеяться, ну и страшновато  немного. (Смеется.) У нас уже определена дата премьеры — 31 октября 2018 года состоится вечеринка-презентация картины, а на следующий день — 1 ноября — она выйдет в прокат.

В планах также — самый большой проект, к которому мы с со-продюсером Мирославом Слабошпицким только подбираемся, это полнометражный фильм «Серафима» по роману Олеся Ульяненко. Очень сложная, непростая, откровенная картина.  Мы надеемся, что будем снимать фильм в ко-продукции с зарубежными партнерами, кое-какие наметки уже есть.  Марыся Никитюк пишет сценарий (кстати, она — лауреат Премии имени Олеся Ульяненко), она же будет и режиссером  картины. Так что, лед тронулся...

Кроме того, как продюсер, я приступил к работе над  фильмом «Секс и ничего личного». Это проект «Star Media», режиссер — Ольга Ряшина. Только что прошел кастинг, мы определились с актерами, которые будут играть главных героев. Мне кажется, должна получиться классная молодежная комедия.

— Как опытный и успешный продюсер, человек, обладающий вкусом и интуицией, можешь дать прогноз, какие фильмы, темы и жанры будут востребованы в ближайшие годы?

— Я всегда говорю, что мне интересны не новейшие, пусть даже самые сумасшедшие спецэффекты в кино, а истории  человеческих отношений. Чем, например, меня зацепил уже на первоначальном этапе сценарий фильма «Припутні»? Там речь идет о простых людях, чьи характеры знакомы каждому из нас. Это кино не про  олигархов, не про «золушек», а (условно говоря) о   твоих соседях, с которыми можно поболтать на улице. Как бы ни развивалось кинопроизводство, пусть придумают 4D, 6D, 10D, благодаря которым  мы сможем наблюдать невероятную виртуальную реальность, интереснее человека и его  жизни, переживаемых им  рефлексиях, ничего быть не может. Я считаю, что украинскому кино не следует гнаться за производством блокбастеров, нужно снимать фильмы о себе и для себя, как это делают в небольших странах — той же Швеции, Норвегии, Финляндии. На  такое кино пойдут зрители, потому что любому человеку хочется посмотреть на себя и свои проблемы со стороны. Причем, жанр значения не имеет — это может быть  и драма, и комедия, и мюзикл.

— По сути, я — твой единомышленник, но нельзя забывать, что мы живем в стране, где идет война. Воюют  наши дети, братья, отцы. И погибают. Это тоже  реальность. Как ты относишься к так называемому «патриотическому кино», на которое целенаправленно выделены большие деньги из госбюджета?

— Без восторга. Потому что если талантливый человек снимает честное кино о любых проблемах своей страны  — это и есть любовь к Украине. А если под формулировку «патриотическое кино» будут выделять деньги конъюнктурщикам и приспособленцам к любой власти — ничего хорошего из этого не выйдет. И зрители на подобное кино не пойдут, и деньги —  на ветер.

— А на какие фильмы ходил ты, когда еще и не предполагал, что в один прекрасный момент услышишь фразу: «На сцену для получения приза выходит продюсер Юрий Минзянов?».

— Моим кумиром был Андрей Тарковский. В десятом классе я посмотрел «Солярис» и просто влюбился в него. Даже   в своей режиссерской курсовой работе во ВГИКе  пытался  подражать ему.  Более того, я был знаком с Тарковским, правда, коротко. Когда он начинал снимать «Сталкера»,  приятель оператор предложил мне поработать в экспедиции и притащил меня в группу перед ее отъездом на съемки..  Это была мимолетная встреча. Андрей лишь спросил, кто я, на каком курсе, и сказал собираться  в поездку. Но на следующий день пришла телеграмма от мамы из Казани, что умерла бабушка (она жила в Полтавской области). Мама не успевала на похороны и плакала, умоляла, чтобы поехал я. Отказать ей, естественно, я не мог. Так «Сталкер» прошел мимо меня... Но юношеские влюбленности очень влияют на всю дальнейшую жизнь, это несомненно.

Были другие любимые режиссеры и фильмы в разные периоды жизни. Одну картину я могу смотреть до бесконечности и сегодня. А впервые увидел ее во ВГИКе. Это «Конформист» Бернардо Бертолуччи. Он тогда сам приезжал в Москву и показал вгиковцам фильм. Картина ошеломила нас. Это действительно гениальное кино! Недаром и Френсис Коппола, и Джордж Лукас, и Джеймс Камерон говорили, что выросли на «Конформисте»...  Когда-то любил фильмы Никиты Михалкова. Давно.

«ПРОДЮСЕР — ЭТО ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР  СБОРНОЙ»

— Для обычного зрителя не всегда понятно, какое место в съемочной группе занимает продюсер. Какова твоя  формулировка сути этой профессии?

— Сложно определить. Сказать, что она сродни профессии медика, который диагностирует болезнь и лечит ее — банально. Может быть (оживляется), если сравнивать кино с футболом, продюсер — главный тренер сборной команды!

— Ты — болельщик?

— Да! Скажу больше, я обожаю компьютерный футбол,  играю в него регулярно. И отдыхаю немножко в это время.  Иногда думаю, почему в моем детстве, когда мне было 10—12 лет, не было компьютеров, я бы  сидел перед монитором 24 часа в сутки! (Смеется.) Меня отец заразил футболом, он брал меня с собой на стадион.

— За какую команду болеешь?

— Сейчас, естественно, за киевское «Динамо», а когда жил в Казани, болел за казанский «Рубин». Сегодня «Рубин» уже не тот, а когда отец впервые привел меня на стадион, в команде играл знаменитый Виктор Колотов, и папа сказал, что он далеко пойдет. Колотов  был нарасхват, его приглашали  в московское «Торпедо», практически был подписан контракт, но главный партийный босс Украины Владимир Щербицкий (он был страстным болельщиком) поднял всех на ноги, сказав, что Колотов неприменно должен играть в киевском «Динамо». И его указание было выполнено! (Смеется.)

Кстати, знаешь, независимо от твоего вопроса, я уже давно провожу параллели между кино и футболом...

— И в чем они, кроме аналогии «продюсер — тренер»?

— Всякие футбольные нюансы — кого поставить на ту или иную игру, на кого делать ставку в предстоящем матче — во многом совпадают с подготовкой к съемкам фильма. У тренера, как и у продюсера, должно быть внутренее чутье. И оно не должно подводить тебя. Иначе — меняй профессию.

P.S.

Когда верстался номер, стало известно, что новый фильм Марыси Никитюк «Когда падают деревья»  стал участником конкурсной программы Panorama Berlinale-2018.  «Марысик, поздравляю, не задирай носик — нас ждет прекрасная «Серафима»! — откликнулся на замечательную новость  продюсер-перфекционист  Юрий Минзянов.

Ирина ГОРДЕЙЧУК, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ