Юрий Шевчук — рок-музыкант, поэт и философ стал легендой жанра. Он известен не только своей «бунтарской» музыкой, но и гражданской позицией — выступает против цинизма и жульничества власти, несвободы. Шевчук поднимает острые социальные темы, всегда подчеркивает бесчеловечность и беспощадность войны — особенно после нескольких поездок в Чечню, Югославию и другие горячие точки в разгар военных конфликтов.
Интервью украинским СМИ он не давал уже почти два года, не спешит устраивать встречи и с журналистами из других стран — говорит, что сейчас, во времена тотальной пропаганды, изнасилованной действительности и лжи, когда так много криков, но никого не желают слышать, лучше делать то, что хорошо можешь, в его случае — петь.
О творчестве, жизненной философии и обществе — в эксклюзивном интервью «Дню» во время европейского тура с новой программой «Акустика». Перед интервью он внимательно изучает газету «День» и соглашается пообщаться.
— Расскажите о программе «Акустика». Стихи и песни» и почему именно такой формат?
— Во-первых, убежден, что не может быть пропаганды войны и брани на таких «земляничных полях», как музыка, поэзия, театр, кинематограф. Это те удивительные вещи, которые не имеют границ и должны нас мирить, а не наоборот. Второе: «Акустика» — потому что времена сейчас тяжелые, и беседы под гитару, чтение стихов, разговоры по душам о том, что помогает нам остаться людьми, необходимы. Когда ты один на один со зрителем, чувствуешь зал и тебе не мешают киловатты звука, получается диалог. Думаю, что для меня пришло время именно для такой беседы — спокойной, разумной, мотивирующей к размышлениям. Поэтому не всем составом группы, а только с двумя музыкантами «ДДТ» сделали программу. Группа не развалилась, просто одна ее часть занята в новом проекте — «Алена Романова», это древняя славянская музыка в новых формах, в рок-н-ролльной обработке нашего клавишника Константина Шумайлова. А мы решили поработать в формате «Акустики» — «пошептать при свечах». (Улыбается). Мы — это я, Леша Федичев и Тема Мамай. Возможно, это поможет найти звук для нового альбома — я написал для него уже более 10-ти новых песен, но не знаю, с каким гарниром подавать. Каждая новая программа — это однозначно поиск. Возможно, настолько разное звучание немного эклектично, но, с другой стороны, скучно играть в одном стиле, быть одной интонацией.
«СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ РОЖДАЕТ НОВЫЕ ТЕМЫ»
— Вы второй год подряд активно гастролируете по Европе...
— Не сказал бы, что активно. В прошлом году мы проехали несколько городов на Западе в рамках презентации альбома «Прозрачный». А вообще-то было 35 городов в России, Казахстане, Беларуси, Грузии и т. д. Вот только в Украине эту программу не играли — надеюсь, приедем.
Хотя материал готов для нового альбома, сегодняшний день выдает новые темы. Мир сейчас стремительно меняется, попробуй разобраться — то ли полегче будет, то ли третья мировая... Глобальное переселение народов, которое по масштабу сопоставить можно только со временами Древней Римской империи: готы, гунны, сирийцы... людей мотает, все нестабильно, коррупция, скачем то назад, то вперед. (Смеется). Одно у нас неизменно — дураки и дороги... Политики тоже, на мой взгляд, почти все «лажают». Не отвечают объемам происходящего. И скажу как старый хиппан-анархист — если бы многих из них не было у власти, жить нам было бы легче.
«ГЛУБОКО ПЕРЕЖИВАЮ ТРАГИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДИЛИ И ПРОИСХОДЯТ В УКРАИНЕ»
— Вы неоднократно говорили, что для вас, после Санкт-Петербурга, Киев — самый близкий город. Питеру вы посвятили много своих композиций, услышим ли мы посвящение Киеву?
— Мы любим те города, с которыми у нас многое связано. Например, Питер — город, где я сейчас живу. Уфа, где родилась группа «ДДТ». Каждый раз, когда нахожусь в Киеве, я им очарован. Я помню, как в юности пел в переходах, потом на Майдане Незалежности. Помню первый рок-фестиваль, тогда Киев был еще советским городом, и туда приехал «десант» питерского рок-клуба — «Алиса», «ДДТ», «Аквариум», «Телевизор» и другие, пели про то, что «рок-н-рол — это любовь и свобода». Это была «рок-революция» в Киеве в конце 80-х. И сейчас я глубоко переживаю трагические события, которые происходили и происходят здесь, в Украине. Между нашими странами... Конечно, пишу об этом.
— Под влиянием чего формировались ваши взгляды? Какие важные события в жизни повлияли на вас и творчество? И, кстати, ваши песни наполнены множеством отсылок к литературе. Какие книги вы бы посоветовали нашему читателю?
— По поводу событий — не могу сказать определенно, сама жизнь все время меняется, поворачивается то одним боком, то другим. Как говорят моряки, «жизнь — как тельняшка, то черная полоса, то белая, на этом контрасте ты и мужаешь».
Включите в интернете лекции Дмитрия Быкова, великолепная подборка из 100 книг, которые необходимо знать каждому образованному человеку. Вчера я прослушал его лекцию о Николае Гумилеве, прекрасном поэте, который так рано погиб в застенках ЧК. Сейчас я почитываю книгу воспоминаний Кита Ричардса — гитариста Rolling Stones, и всем ее советую. Я был удивлен — его языком, знанию жизни простых людей, послевоенных лет в Британии. И конечно же его история рок-н-ролла, без прикрас и цензуры. Интересно читать, такие же проблемы — человек он везде человек, с его плюсами и минусами.
«МОЯ РОЛЬ, КАК И ВАША — ИСКАТЬ СМЫСЛЫ — НАСТОЯЩИЕ, ТОЧНЫЕ, ВЕЧНЫЕ»
— По образованию вы педагог, чувствуете ли себя таковым по своей миссии? «Я получил эту роль», — поете вы в одной из своих песен. Какая она — ваша роль?
— Я учился живописи на художественно-графическом факультете БГПИ и преподавал после института в деревенской школе — один из немногих, кто не откосил, а поехал по распределению. Была школа-интернат, были дети, я любил этих детей, а они — меня. Но каждую субботу из этой деревни — поселок Тан, Благоварского района — ездил на репетиции с группой «ДДТ», не мог без этого. Помню, температура минус 30, а ты стоишь, ловишь какой-нибудь «КАМАЗ» на трассе, который провез бы тебя 200 км до Уфы,— дорогого стоило. Потом преподавал в пгт. Иглино, в художественной школе. Участвовал в выставках. Работал художником в Башкирском оперном театре... Я долго выбирал между живописью и рок-н-роллом, но музыка все-таки потащила меня за собой.
Педагогом себя не чувствую. Всех учить жить... мне кажется, были какие-то моменты в жизни, когда я грешил этим, но это было очень давно. Нужно стараться самому поступать правильно, соответственно своим представлениям о гармонии, и тогда люди к тебе потянутся. А учить жить — это занятие неперспективное и пафосное. Моя роль? Как и ваша — искать смыслы — настоящие и точные, по возможности — вечные. Правд очень много. Истина — одна.
— «Небо под сердцем» — это самая главная роль в кино Юрия Шевчука или стоит ждать, например, философский клип «Где мы летим» в большом кино?
— (Смеется). Вы знаете, я иногда во сне до сих пор летаю, и этому счастлив. Видимо, я еще расту, не в физическом смысле, конечно. Думаю, когда человек летает во сне, значит, у него еще не все потеряно, это точно. А сниматься в кино — не мое.
— Сегодня невозможно спокойно читать новости — мир словно сошел с ума. Юрий Юлианович, когда удастся «наполнить небо добротой» (цитата из его одноименной песни. — Ред.)?
— Отвечаю просто — в небе доброты завались, на земле ее мало.
«С ОДНОЙ СТОРОНЫ, МИР СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЕТСЯ, А С ДРУГОЙ — «СТОЙ НА СВОЕМ»
— Какие творческие и жизненные планы?
— Я не строю никаких планов, потому что все так стремительно меняется. С одной стороны, только уворачивайся, а с другой — «стой на своем». Я думаю, миллионы людей сейчас на этом ветру — между жесточайшими жизненными обстоятельствами и необходимостью держаться своих принципов. Перед нами стоит проблема выбора — ежеминутного, ежечасного, ежедневного. И, несмотря на весь ужас положения нашего, мы живем в величайшее время. Потом будем вспоминать его не только с трепетом, с болью, горечью, но и с восхищением. Это время рождает героев и подонков, дарит прекрасных людей и изрыгает чудовищ. И мы с вами это все наблюдаем, в этом варимся и находимся. От того, как поступим мы, и зависит наше будущее, если не забудем про любовь и добро — я думаю, лет через сто оно будет неплохое.
Мира и добра Украине!