Режиссер Юрий Одинокий поставил собственную инсценизацию романа Федора Достоевского «Идиот» (перевод Теодозии Заривной, сценография Александра Друганова). Кажется, имеем тот редкий случай, когда тебя застает врасплох вопрос: «Как тебе?» или: «Какая здесь концепция»? Потому что в течение больше четырех часов, пока длился спектакль, ты просто его смотрел, забыв думать о том, «какой» он и какая у него «концепция».
Об этом, возможно, и сам Ю. Одинокий также не думал, его «Идиот» сделан с чистой любви к этому тексту и к этим артистам. Здесь есть некоторая избыточность, которую, впрочем, грех назвать лишней. Вот вам вдруг дают послушать скрипичный дуэт — ну, вставной номер, почти концертный! Но благодаря этому «номеру» откуда-то возникает ощущение скрытой глубины сцены, тайное дыхание «живого закулисья», вам представляется, что за кулисами прячется еще тьма скрипачей, юродивых и философов, и их там больше, чем нас в зале.
Спектакль получился очень щедрым на яркие актерские работы. Даже массовку хочется рассматривать долго, потому что она индивидуализируется — как вот перовские «Охотники на привале». Дальше — целый фестиваль актерского искусства. Кроме главных героев, здесь есть еще с десяток таких, что, будучи, по сути, эпизодическими, в определенный момент кажутся почти главными. Например, монументальный Лесь Заднипровский в роли генерала Епанчина или Людмила Смородина в роли его жены Елизаветы Прокопьевны. В этом же таки ряду эпизодически «главных» — Татьяна Олексенко-Жирко в роли Нины Иволгиной или Ксения Вертинская в роли Вари Иволгиной. Дальше — те, чье пребывание на сцене превращается каждый раз в отдельный мини-спектакль. Здесь — по-детски трогательный лгун генерал Ардальйон Иволгин (Олег Стальчук). Дьявольски фантасмагорический и жизнерадостный Фердищенко (Владимир Николаенко). Здесь и Дарья Легейда в роли Аглаи, чья причудливая капризность, в то же время бесовская и невинная, возвышена на уровень почти героический. А вот в роли Лебедева — Андрей Романий. С такой последовательной подробностью, кажется, теперь уже редко кто выстраивает роль, как это делает он.
И наконец — трое центральных героев. В роли Настасии Филипповны — Анжелика Савченко. Рискуем допустить, что в ней от природы нет необходимой соблазнительной стервозности. Однако актриса ведет роль так безукоризненно точно, грамотно и уверенно, что о стервозности как-то неудобно напоминать.
Дмитрий Рыбалевский — Рогожин. Это, без сомнения, на сегодня одна из самых заметных ролей Рыбалевского. Влюбленный варвар, от которого трудно отвести взгляд. В чем-то он более наивен самого князя Мышкина — будто его младший брат, который представляет себя старшим. Вот что интересно: в спектакле, по сути, нет негативных персонажей. Они есть такие, как есть — и не виноваты в этом.
В такой ситуации тяжелее всего Мышкину — Александру Печерице. Потому что — как на фоне невинных играть святого? Впрочем, Печерица, слава Богу, ничего не играет. Он работает осторожно, экономно, светится, словно лампочка вполовину мощности. По крайней мере, такое впечатление было на премьере. Но даже этого тихого света хватило, чтобы завоевать симпатии зрительного зала.