Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

За кулисами лагеря

Почему ромы — это обо всех нас и о Европе, рассказывает новая выставка в Киеве
28 августа, 2018 - 10:11

«Определенный хеппенинг, чтобы показать форму жизни, недоступную простым людям», — так фотограф Алексей ЗИНЧЕНКО формулирует идею своего фотоцикла о ромах. Он снял его в 2016 году в Воловецком районе на Закарпатье. Раньше Алексей гостевал там у друга, случайно увидел ромов и подумал, что было бы здорово их поснимать.

Серию, получившуюся в итоге, показывали в программе ежегодного международного фестиваля Krakow Photo Fringe, который проходит в Польше. Сейчас эти фотографии можно увидеть в Музее истории города Киева, вместе с экспонатами заведения, касающимися ромов. Кураторами проекта «Ромы — это мы» стали Константин Дорошенко и Екатерина Липа.

ЗНАКОМСТВО С БАРОНОМ

«Через моего друга мы познакомились с мэром города, я с ним подружился, объяснил, для чего это нужно (сделать съемку. — Авт.), потому что ромы плохо реагируют на журналистов, всяческие провокационные вещи. После этого я познакомился с бароном и уже когда приехал в лагерь, фактически ходил с ним за руку и все это снимал», — рассказывает Алексей Зинченко.

Барона с семьей, на пороге его дома, можно увидеть на одной из фотографий. «Мировой нормальный мужик, с ним мы обсудили много разных вещей, он рассказал о своих болях», — характеризует барона Алексей. Кстати, «главный» в лагере не живет отдельно, в каком-то «дворце с золотыми унитазами», вместо этого — такой же домик, как и у других обитателей лагеря.

«В какой-то момент я хотел отделиться и походить, поснимать самостоятельно. Но барон запретил мне это делать, так как это действительно опасно, — продолжает Алексей. — Этот лагерь маленький, там живет 317 человек, из которых процентов 65 — дети. Мы пытались попасть в большие лагеря, в такой, как в Мукачево, например, где живет около семи тысяч человек. Но у нас не получилось договориться, потому что до этого приезжали британские журналисты, которые сняли большой сюжет и показали, как там бедно живут, антисанитарию и тому подобное. Ромы обиделись и после этого не захотели никого впускать».

ПЕСТРАЯ ЕВРОПА

Выставка привлекла большое внимание, в частности потому, что сейчас тема ромов на слуху из-за погромов лагерей в разных городах и даже убийства ромского парня под Львовом, случившегося в этом году.

«Этот цикл не был сделан специально под нынешнюю социально значимую тему. Фотограф заинтересовался ромами именно с человеческой точки зрения, заинтересовался тем, как эти люди живут, — говорит куратор выставки Константин ДОРОШЕНКО. — Мы видим совершенно разные эмоции, но нет какого-то мрака. Мы можем увидеть в этих людях, что, чтобы быть счастливым, не обязательно быть богатым. Чтобы быть красивым, не обязательно быть ухоженным и сделанным».

ФОТОРЕПОРТАЖ: «Довольно счастливые люди»

«Французско-чешский писатель Милан Кундера в свое время проводил такую границу между Европой и Большой степью, между Европой и Россией, говоря, что Европа, особенно центральная, — это земли, где на маленькой территории смешано очень много разных культур, этносов, религий. Чем дальше мы двигаемся к Большой степи, тем больше становится огромных территорий, которые не так плотно заселены и имеют очень однообразную культуру, — продолжает Константин Дорошенко. — Таким образом Украина, бесспорно, является Европой. Как и в каждой европейской стране сегодня, когда речь идет о народе, о нации, имеется в виду, что народ и нацию составляют все люди, которые живут на той или иной территории. Они переплетаются, влияют друг на друга с точки зрения культуры, традиций и тому подобное. Это тоже европейский подход».

Поэтому, подытоживает куратор выставки, каждый, кто живет в Украине, каждый, кто любит эту страну, — это есть мы.

«ВСЕ, ЧТО КАСАЕТСЯ РОМОВ, У НАС ТЕАТРАЛЬНОЕ»

На территории современной Украины ромы живут более 600 лет. Как отмечает куратор проекта Екатерина ЛИПА, они хлынули сюда в середине ХVІІ века, во время освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого. «Причина такой активности проста: по стране передвигались огромные армии, для обслуживания которых было нужно много кузнецов. У ремесленников-ромов весь реманент был с собой, они могли ковать коней и чинить упряжку прямо на марше», — объясняет Екатерина. Некоторые фамилии из казацких реестров, как, скажем, Цыган или Циганчук, показывают, что некоторые ромы захотели заниматься военным делом.

Несмотря на такую древнюю историю, вещей, которые раскрывают ромскую культуру, мало, и они касаются в первую очередь театра. Это иллюстрируют экспонаты Музея истории Киева на выставке: эскизы театральных костюмов Анатоля Петрицкого, афиши «Сильвы» и «Кармен» и тому подобное.

Мощные традиции ромов, их культурный код Екатерина Липа сравнивает с водой, они как будто выскальзывают из нашего поля зрения. Куратор проекта обращает внимание, что на протяжении ХХ и начала ХХІ века люди воспринимали отдельно красивую, преимущественно сценическую, сказку о ромах, и отдельно — реальных людей с их спецификой, носителей реальных традиций.

«Не скажу, что должна быть только реальность или наоборот. Должно быть и то, и другое, потому что, вероятно, у каждой нации должен быть эффектный национальный миф», — считает Екатерина. Собственно, заполнить пробел в знаниях о реальных ромах и помогает проект Алексея Зинченко.

НЕВИДИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Юлиан КОНДУР, проектный координатор фонда «Чирикли», который заботится о ромах, рассуждает, как строить отношения с ромскими громадами: «Когда мы говорим о закрытости ромов, то сегодня это обусловлено социально-экономической ситуацией, которая реально отличается, по сравнению с людьми, живущими рядом с ромами. Поэтому я считаю, что государство должно быть проактивным, помогать этим людям налаживать диалог. Много лет вопросы ромов оставались на уровне культуры, самоидентичности народа, а доступ к социальным правам, защита прав этих людей оставались вне поля зрения. И потом мы имеем эти театральные образы, потому что других не было. Поэтому хочется, чтобы не только гражданское и ромское общество помогали строить диалог, но и государство — тогда бы и люди чувствовали себя его частью. Это не только о социальных службах — это и о демократической полиции, других институтах, школах, детских садиках и тому подобное».

Ольга ВЕСНЯНКА, которая сотрудничает с ромской правозащитной группой, и является представительницей ромского радио Chiriklo, призывает всех больше интересоваться  социальными проблемами ромов, такими как доступ к образованию и медицинским услугам и тому подобное, а не только «горячими» темами наподобие погромов.

«Часто местная власть на встречах думает, что когда будут говорить о национальных сообществах, в частности ромском, то будет идти речь о фестивалях, выступлениях шоу-балетов и тому подобном. А это — о таких же или вдвойне более сложных социальных вопросах. Например, ежедневная работа относительно доступа к образованию ромских детей, получения паспортов, свидетельств о рождении и тому подобное, дискриминация во время трудоустройства и другие проблемы — их не освещают, но они есть ежедневно», — подчеркивает Ольга.

Кстати, узнать больше об истории и культуре ромов, а также о молодежном ромском активизме можно на лекциях в рамках выставки. Найти анонсы этих событий и зарегистрироваться на них можно через страницу проекта «Ромы — это мы» в «Фейсбуке».

ДОВОЛЬНО СЧАСТЛИВЫЕ ЛЮДИ

Алексей Зинченко уверяет, что большинство его работ — репортажные фото, постановочных снимков почти нет. Однако эти черно-белые фотографии похожи на картины, в которых постепенно открываются новые детали. Вот совсем бытовая сценка — на улице сушатся несколько рядов одежды: кофточки, шорты, свитера, блузы. Вдруг видишь на заднем плане народную икону, богоматерь с младенцем, по сути, единственные человеческие лица в кадре.

«У меня вообще не было задачи защищать ромов или заниматься морализаторством, — акцентирует Алексей Зинченко. — Да, эти люди воруют. Но у современных людей, которыми мы с вами являемся, часто понятие о ромах — это одни вокзалы, грязь и злодейство. Это есть, но ромы интересны тем, что имеют определенные традиции, определенный культурный код, преемственность, которую важно рассматривать на очень длинном отрезке времени. Поскольку мы в последнее время много говорим о Европе, о цивилизованном обществе, следует помнить, что отличительная черта такого общества — высокий уровень толерантности, нравственности и эмпатии».

Алексей называет ромов «довольно счастливыми людьми». Хороший повод сказать: «Ромы — это мы».

Выставка длится в Музее истории Киева до 3 сентября.

Мария ПРОКОПЕНКО, «День», фото Бориса КОРПУСЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ