Ох уж этот карантин! В какое-то другое время мы бы имели возможность найти интересные факты и истории? На это всегда было маловато времени, возможностей, а главное — желания. А теперь, набрав в запросе Google слово «карантин», чего только не увидишь! Выпадает фото — на нем обложка старинных нот: «Карантин». Опера-водевиль в одном действии. Музыка А. Верстовского. Увертюра Г. Мейера, которая была представлена первый раз в санкт-петербургском Большом театре 26 июля 1820 года». Летом будет 200 лет со дня премьеры. Интересно? Безусловно.
Мы знаем композитора Алексея Николаевича Верстовского (1799—1862 гг.), как автора первой оперы, с которой с невиданным успехом начала свои выступления оперная труппа в Киеве, — «Аскольдова могила». Содержание оперы происходит в знакомом киевском пейзаже. Популярность оперы о Киеве, о Днепре, была неслыханной! Отрывки исполняли даже шарманщики Лондона, Парижа, Берлина, Вены, играя мелодии из оперы — «Залечивай ты, Днепр», «Ах, подружки, как грустно», «В старину проживали деды», «Уже как веет ветерок». Все четыре действия «Аскольдовой могилы» сопровождаются шикарной музыкой в популярных ритмах марша, мазурки, полонеза, ариями и множеством хоровых партий, которые стали народными. Основная же причина популярности оперы кроется в особенностях музыкальной драматургии. Выдающийся русский критик Серов писал: «У Верстовского есть легкость, веселость, живость, разнообразие, ловкость распоряжаться сценой».
Откуда такой и мелодический и драматургический талант? Начнем с самого начала.
Родился Алексей Николаевич Верстовский в Тамбовской губернии, в имении Селиверстовых, 18 февраля (1 марта) 1799 года. Дед Верстовского — генерал Селиверстов — привез из военной кампании «пленную» турчанку. Екатерина Вторая позволила брак деду и бабушке — при условии «прекращения фамилии». Так Селивестров превратились в Верстовского (количество букв осталось то же самое). Семья Верстовского была музыкальной, в доме постоянно музицировали. У отца был свой крепостной оркестр. Все это содействовало развитию музыкальных данных мальчика. В восемь лет он уже выступает в любительских концертах, в десять — принимает участие в открытом концерте. Но что самое интересное — именно с этой новой фамилией композитор Верстовский был зачислен в... Польское благородное общество. Еще раз — Польское. В Тамбове.
Отмечая исторические факты, что в Тамбовскую губернию в свое время не без участия той же вышеупомянутой Екатерины переселили множество казаков, неплохо владеющих военным делом (где они при поселении и получали фамилии вместо казачьих — Сели-Верстов, Семи-Верстов, или Курин вместо Куренного), во время войны с Наполеоном такие местные «тамбовцы» отличились как герои 1812 года. По крайней мере, уже немного яснее становится, почему так интересовался Верстовский историей, связанной с украинскими или польскими событиями. И писал произведения, которые таким или иным образом пересекались с польскими и украинскими сюжетами. Среди них удачная опера «Пан Твардовский», романс на стихотворение Пушкина «Казак» и последнее написанное им произведение — кантата «Пир Петра Первого». Как говорят итальянцы, Бог им в помощь в это наше трудное карантинное время, «коктейль в крови дает наилучший вкус». Поэтому, не без основания можем допустить в генетике Верстовского коктейль не только русский, но и поляков с турками.
Относительно музыки, то хотя и писал музыку он в самих разных жанрах, но преимущество отдавал вокалу. Романсы Верстовского «Старый муж», «Черная шаль», «Однозвучно звучит колокольчик» звучали везде — от аристократических салонов до шарманщиков на базарах. А водевили, мелодрамы, театрализованные кантаты и баллады, которые часто ставились в то время на сцене Большого театра, и которые именно и подготовили появление его серьезных опер, были любимыми жанрами композитора. Кстати, опера-водевиль «Карантин» ставилась на сцене Большого трижды.
Французское слово Vaudeville происходит от слова vaux-de-Vire, то есть от названия долины горы Верь в Нормандии, места, в котором родился народный поэт Оливье Бассель, который здесь впервые стал сочинять юмористические песенки, названные водевирами, а позже водевилями. Именно сейчас время кратко поинтересоваться литературной частью «Карантина». Напоминаю, «Карантин» является вторым произведением в водевильном жанре композитора. Но и первый, и второй имеют одного и того же либреттиста...
И здесь нас ждет следующий сюрприз, потому что автор либретто найденного водевиля «Карантин» . последний потомок гетмана Богдана Хмельницкого, Николай Иванович (1.VIII.1789, Петербург — 3.IХ.1846, Петербург), известный драматург. Родился в семье доктора философии Кенигсбергского университета (ого, куда занесло потомков гетмана!), служил в министерствах иностранных дел, юстиции, внутренних дел. С 1812 года — адъютант начальника Петербуржского ополчения, принимал участие в заграничном походе 1813-14 гг. — и дошел с казацкими полками вплоть до Парижа. Впоследствии стал губернатором Смоленска, и под его руководством началось строительство шоссе Смоленск — Москва именно на той большой смоленской дороге, которой после пожара Москвы отступал Наполеон.
Дружить смолоду с таким человеком Верстовский безрезультатно не мог, слишком интересным человеком был старше его на десять лет последний Хмельницкий. Хотя вместе они по молодости не смоленские пути строили, а сочиняли водевили!
Что же собой представляет опера-водевиль? Если кратко —это музыкально-сценический жанр, в котором чередуются вокальное исполнение и разговорные сцены. В операх-водевилях вокалом могут исполняться не только арии, но также и диалоги, и даже беседы нескольких действующих лиц. Опера-водевиль больше напоминает оперу, чем оперетту, однако в наше время называется то оперой, то опереттой.
Опера-водевиль что ни есть современным названием «Карантин» по содержанию такая же нехитрая и проста как сюжеты почти всех комедий дель арте — с вечной парой разлученных влюбленных, переодеваниями, обманом надзирателей и счастливым финалом. Задействованные лица — красавица Арбатова, Стрельской, «смотритель» Шляхтенко, Ленушка — в финале поют тексты, которые можно в настоящее время печатать в «Фейсбук»: «Что пиеса наша, скажут, Удалася или нет? Что же зрители прикажут Мне сказать тому в ответ. Быть смотрителем ужасно, Где такая кутерьма, Хоть и можно, но опасно, Все больные да чума. Там не нужны эти средства, Где счастливым быть хотят, Где невеста без кокетства, А жених не так богат...». Звучит вполне доступно и настолько современно, что так и просится на сцену, где, безусловно, будет иметь успех.
Но самое интересное то, что случайно найденный файл во время карантина может стать началом интересных историй, идей, легенд и, возможно, новых спектаклей и произведений.