Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Заньковчане начнут премьерный отсчет-2021 с украинской классики и позитива

Режиссер Вадим Сикорский репетирует «Конотопскую ведьму»
26 января, 2021 - 09:35

Первая премьера нового года в Национальном украинском драматическом театре им. Марии Заньковецкой — сатирически-фантастическая повесть Григория Квитки-Основьяненко «Конотопская ведьма». Произведение написано в 1833 году, опубликовано в 1837-го во второй книге «Малоросійських оповідань» писателя. Постановку, события которой разворачиваются в XVIII веке, а главными героями являются сотник славной конотопской сотни Никита Уласович Забреха, его писарь Прокоп Ригорович Пистряк и ведьма Евдокия Зубиха, осуществляет режиссер Вадим Сикорский. Инсценировка — Богдан Жолдак. Музыка — Игорь Поклад. Художник — Наталья Тарасенко.

Репетиции должны были начаться еще в июле. Переносились несколько раз из-за всем известных обстоятельств. Стартовали в начале января. Первые показы запланированы на 24, 27 и 28 февраля.

Почему для постановки избран именно этот материал, как он вписывается в контекст новых постановок прошедшего года, с каким настроением работают актеры, хватает ли средств на спектакль, какова в целом ситуация в театре — об этом и не только об этом в разговоре с режиссером В. Сикорским. А перед этим уместно напомнить, что в активе Вадима Ивановича такие известные работы, как «Амадей», «Ханума», «Три товарища», «История лошади», «Загадочные вариации»,», «Голый король» (перечень можно продолжать), которые годами в афише заньковчан и точно не оставляют равнодушными зрителя.

«ГОПАК-ОПЕРА»

— Насколько мне известно, Вадим, у тебя в планах был Стефаник...

— Да. На Камерной сцене хотел ставить. Но карантин поломал все планы. Если бы не локдаун, то поставил бы «Вора». Так что все постоянно переносилось и уже никто не помнит, как оно переносилось, вышел приказ директора театра о проекте на Большой сцене. «Конотопская ведьма» должна была выпускаться в конце сентября. Потом — в начале октября, далее переносили на конце октября. Потом говорилось о ноябре и декабре. И вот допереносились до того, что работы начали 8 января. И никто не виноват, что так получилось с «Вором». Карантин. И все оформилось в такую ситуацию. Делаем «Конотоп».

— Но почему все же «Конотопская ведьма»?

— Я искал настроение. Есть театр, который занимается сложными вопросами, есть театр, который информирует, есть театр, который учит, есть театр, который создает настроение. И в той ситуации, в которой мы все оказались, в частности — и я хочу хорошего настроения. Хочу позитива. А этот материал — насквозь положительный. Абсолютно положительный. Он может создавать улыбку, хорошее настроение — все плюсы, которые человек хотел бы. Не знаю, удалось ли мне это сделать, потому что не хочу забегать вперед. Но то, что этот материал способен это сделать, — правда!

— Как жанрово в афише будет обозначен спектакль?

— Там будет писаться, как заявлено у автора инсценировки — «гопак-опера». Но это не признаки внешние того, что происходит на твоих глазах. Это, скорее, мера позитива. Ведь не существует такого жанра. Но по внутреннему состоянию восприятия, по настроению это должна была быть «гопак-опера». Хотя, безусловно, там будет достаточно и пения, и музыки, и танца — такого театра, который должен был быть в позитив.

— Репертуарная политика театра Заньковецкой прошлого года — довольно специфическая. Потому что, как на мое восприятие, больше в тех спектаклях было трагедии, чем даже драмы. Вспомним хотя бы «Жизнь P.S.» и «Буну». А о комедиях вообще речь не шла. Поэтому спрошу, как коллектив отнесся к материалу, который ты предложил к постановке?

— И по внешним признакам, и по внутренним моим ощущениям, все всем нравится. Потому что материал — действительно светлый. Он не в трагедии, не в глубокую драму — наоборот, совсем в другую сторону. Возможно, люди устали от того, в чем сейчас все находимся. Ведь не только я — мы все вместе в этом варимся. По настроению вижу, что работать они хотят. Взаимоотношения внутри хорошие. Внутренне радуюсь этому. А как дальше будет, посмотрим.

— Музыку берете Игоря Поклада. Будет ли она в живом исполнении?

— Да. Хотелось мне хорошего театра — с открытой оркестровой ямой, с дирижерской палочкой, с живыми музыкантами, живыми инструментами, живым вокалом... Поэтому все будет вживую.

— На сколько составов будет спектакль учитывая высокую вероятность заболеть (хотя, насколько мне известно, многие работники театра уже переболели ковидом)?

— Не менее двух. В конце концов, такая практика была и до локдаунов, так как всякое может случиться, кто-то может заболеть. А сейчас — тем более. Пока не скажу тебе, кто будет работать в первом, а кто — во втором составе. Все работают одинаково хорошо.

— Художник-постановщик— Наталья Тарасенко. Вы сделали вместе много спектаклей. Но мне хочется увидеть в работе вашего нового главного художника — Андрея Романченко. То осмелюсь спросить, почему не он с тобой делает спектакль?

— Ответить на этот вопрос очень просто: когда составляли приказ на «Конотопскую ведьму», еще не прошел конкурс на должность главного художника. Что касается Натальи, мы с ней делали, в частности, «Небылицы про Ивана», «Пропавшую грамоту», «Жизнь насекомых», «Профессионала». То есть мы с Натальей прошли долгий творческий путь, и мне не на что жаловаться — всегда находили общий язык. Мы — не два лидера в одном мешке. Наталья умеет слушать, понимает, куда нам нужно идти, всегда может творчески помочь.

— Ты привлекаешь к постановке актеров, недавно пришедших в театр?

— Да, они все — у меня.

«РИФЫ» ИЛИ «КОЛЮЧКИ» ОБХОДИМ

— Не могу, Вадим, не спросить о ситуации в театре. Насколько она сейчас для тебя комфортна? Потому что больше года назад начались события, связанные с неперезаключением контрактов, что, мягко говоря, вызвало бурю. «День» освещал эти перипетии (см., в частности, публикацию «О конфликте в Театре имени Марии Заньковецкой» в «Дне» №222 от 3 декабря 2019 года. — Т.К.).

— Ты же понимаешь, что я смотрю на это субъективно, а не объективно... Если сделать ретроспективу, то той войны, того противостояния, неприятия (неважно где — в коридоре или в гримерных), нет! Я думаю, что работа (одна, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая...) делает свое. Потому что эта работа не дает возможности «драть», «поджигать»... Такого сейчас нет. Мы работаем, и эти «рифы» или «колючки» обходим, потому что (или сознательно, или подсознательно) концентрируемся на том, что делаем. И на желании сделать хорошо. А желание сделать хорошо, как правило, объединяет. И дальше я развивать ту тему не буду...

— Не возникает ли с постановкой финансовых проблем, так как театр на протяжении длительного времени не проводит полноценной хозяйственной деятельности?

— Можем мечтать, фантазировать сколько угодно. Но все театры сейчас в беде. И дать нам неоткуда. И самым заработать нет возможности, так как не можем людей принять. Да, все просто. И когда делаешь оформление, то учитываешь эти обстоятельства. И даже в той ситуации сложной кажется мне, что мы сделали интересно. Я уже говорил, что хочу позитива. И даже та картинка (оформление), которую ты видишь из зала, создает позитив. Все достойно! Побираться мы не будем, потому что достойно выходим из ситуации.

«ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ СЕЙЧАС НАЧИНАЕТ ПРЕОБЛАДАТЬ»

— Несомненно, все мы пострадали эмоционально в карантине. Но недаром говорят: «Новые времена — новые вызовы». Должны барахтаться, как и лягушка в сметане... Чему тебя лично научил прошедший год?

— Я думаю, что эта ситуация, в которую мы все попали, сделает нас лучше. Смотрю по тем людям, что меня окружают. Казалось, должны были бы обозлиться, закрыться, стать недобрыми, агрессивными. Но все происходит наоборот. Люди с желание не быть в агрессии начинают творить человечность. Я вижу, что хорошие отношения сейчас начинают преобладать. То есть с одной стороны — беда, но эта беда извлекает из человека человеческое.

— Я понимаю, что неблагодарное дело сравнивать постановки, а у тебя их — огромное количество за плечами и, наверное, каждая — как твой ребенок. Конечно, детей любим по-разному, но любим всех... Несмотря на это, спрошу. Как относишься к этой своей работе?

— Как бы это сформулировать, чтобы не по-книжному?.. Я ее уже люблю. Независимо от того, какой будет ход событий дальше. Люблю материал, люблю актеров, которые работают над этим материалом, люблю оркестр, который сразу все понял, и все вместе зазвучали. Мне это приятно! Я нахожусь сейчас в очень позитивном кругу, и да будет так...

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ