Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Записки из замерзающего «Живого» дома

Художники творческого объединения «Лаврские мастерские» заявляют, что их снова пытаются выжить. На этот раз — холодом
17 февраля, 2012 - 13:45
СЕРГЕЙ ВАНДАЛОВСКИЙ ПРОДОЛЖАЕТ ИКОНОПИСНЫЕ ТРАДИЦИИ ЭТОГО ДОМА
ИЗ ЭТОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЭКЛЕКТИКИ В МАСТЕРСКОЙ ПЕТРА ГАНЖИ РОЖДАЕТСЯ ИСКУССТВО

Дамоклов меч завис над «художественным» корпусом на территории Киево-Печерской лавры: невзирая на минус двадцать за окном, батареи отопления отдают холодом. Художники, работающие здесь, в мастерских, убеждены: таким образом их пытаются выжить... их соседи в рясах.

Нынешняя ситуация — продолжение уже почти забытой прошлогодней канители, считают художники. Летом 2010 года в адрес Союза художников Украины поступила выдержка из протокола №26 заседания Кабинета Министров Украины от 14 июня 2010 года. В ней сообщалось следующее: «...До 16 июля 2010 года принять меры по выселению с территории Киево-Печерской лавры субъектов хозяйственной деятельности, деятельность которых не связана с деятельностью монастыря и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника».

Художники написали общее открытое письмо Президенту, главе Верховной Рады, комитету Верховной Рады по вопросам культуры и духовности с просьбой не выселять их из мастерских. Органы государственной власти, отвечая на вышеупомянутое письмо, предложили им переехать в другое здание... требующее серьезного ремонта, средства на который власть до сих пор ищет. Тогда комиссия Киевсовета по вопросам культуры и туризма отклонила просьбу Киевской администрации передать священникам корпус № 30. Художники подозревают, что святые отцы выбрали другой путь присвоения здания — через неспособность нынешних владельцев оплатить тарифы.

ОСОБОЕ МЕСТО

...Корпус № 30 на территории Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника — особое место. Не только благодаря удивительной архитектуре. Под крышей этого здания работают иконописцы, художники, скульпторы, графики. Корпус этот построил на собственные средства Иван Ижакевич в 1880—1883 годах именно для иконописных мастерских. В свое время Ижакевич учился в Иконописной школе в Лавре, а впоследствии работал со своими учениками над росписями в Трапезном храме и Церкви Всех Святых.

С тех пор корпус № 30 — центр культурной жизни. Во время реконструкции в период с 1902 по 1910 год здесь работал архитектор Алексей Щусев над проектом главного иконостаса Успенского собора. Здесь же была в 1875—1901 гг. художественная школа Николая Мурашко, в которой по приглашению мастера преподавал Михаил Врубель. На момент создания Киево-Печерского историко-культурного заповедника (1926 год) творческие мастерские уже существовали и были включены в его состав. Здание корпуса № 30, разрушенное во время Второй мировой войны, было отстроено при поддержке государства на собственные средства Союза художников. На то время (1952 год) израсходованная на восстановление сумма составляла около 2 млн рублей.

Сегодня в 30-м корпусе функционирует 29 мастерских. «День» пришел, чтобы познакомиться с обитателями этого «Живого» дома.

В мастерской Сергея Вандаловского чувствуется особая атмосфера: в комнатке, похожей на келью, рождаются христианские святыни. «В «Лаврских мастерских» я с 2001 года, — рассказывает. — Бесконечно-бесконечно пишу иконы. Вот вы, наверное, спешите на работу, чтобы не опоздать, а затем спешите домой, у меня же вот такая безразмерная работа. Пишу по ночам... Чем дальше, тем больше чувствую, что не хватает времени. Хочется писать некрасивое, чтобы художественной красотой не подменить красоту духовную. Я сделал более 30-ти иконостасов, уже и перестал считать. Мои работы есть и в Украине, и в Израиле, в частности в Хевроне, рядом с одной из наибольших христианских святынь — Маврийским дубом».

Этажом выше — мастерская художника Петра Ганжи. Он здесь работает уже более 20 лет. Дмитрий — ученик знаменитого бойчукиста Романа Сельского. Учился во Львовской академии искусств. Значительная часть его работ — это портреты, причем украинцев диаспоры. «Это — Элеонора Валентайн, директор Программы содействия парламенту Украины, а это — Алекса Милянич, директор Фонда помощи и развития детям Чернобыля, — рассказывает он, указывая на полотна. — Когда его портрет увидел посол Грузии, сразу захотел мне позировать».

ТУЧА НАД ИСКУССТВОМ

За окном морозно, в здании холодно, а в глазах членов творческого объединения «Лаврские художественные мастерские» пылает справедливое возмущение: корпус не отапливается из-за непомерно высоких коммунальных платежей. В такую затруднительную ситуацию попали художники по всей Украине, поскольку с 1 января 2011 года они должны платить за услуги теплоэнергии как категория «другие потребители», то есть почти втрое больше, чем раньше. До этого времени, в соответствии с постановлением Кабинета Министров № 1539 «О поддержке деятельности творческих союзов и книгоиздательского дела», члены творческих союзов платили за пользование коммунальными услугами по тарифам, определенным для населения. А это 171,25 грн за 1 Гкал вместо нынешних 563,46 грн.

Подливает масла в огонь постановление № 116 Национальной комиссии регуляции рынка коммунальных услуг Украины от 30.09.11, по которому категория «другие потребители» должна платить 800,61 грн за 1 Гкал.

Чиновники вертят законом, как цыган колесом: то творческие союзы имеют право оплачивать коммунальные услуги (установление которых принадлежит к компетенции местных советов) по установленным как для населения ценам (в соответствии с постановлением Кабинета Министров № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регуляции цен» и уже упоминавшимся № 1539), то уже при условии, что городской бюджет покроет разницу в расходах. А в соответствии с постановлением № 1729 «Об обеспечении потребителей природным газом» потребность в природном газе населения удовлетворяется из ресурса природного газа собственной добычи, других категорий — из ресурса импортированного газа. Отсюда — такая разница в цене.

Между тем Национальная комиссия регуляции электроэнергетики Украины в письме-ответе художникам сообщает, что «предоставление преференций Национальному союзу художников Украины относительно оплаты услуг по теплоснабжению на уровне тарифов для населения противоречит действующему законодательству и может негативно повлиять на финансово-экономическое состояние предприятий теплоэнергетики». Непосильная нагрузка...

В корпусе общей площадью 1606 кв. метров сейчас находится выставочный зал, иконописная школа и 29 мастерских художников. В соответствии со счетами, на одну мастерскую приходится более 4 Гкал, а это от 2500 гривен за месяц. Не слишком ли много как для одной комнаты? Для сравнения — на отопление дома с жилой площадью 100 кв. м в месяц нужно почти 3 Гкал.

«Ко мне в мастерскую заходят люди со всего мира, — рассказывает Иван Пилипенко, член Союза художников Украины, преподаватель Академии искусств и владелец одной из мастерских. — А искусство замерзает! Тепла нет, потому что такие цены, что профессорской зарплаты не хватает. Уже много художников заболело, ведь здесь невозможно находиться длительное время. Что интересно: священников Киево-Печерской лавры в тарификации сначала тоже определили как категорию «другие потребители», но потом после официальной просьбы их снова приравняли к населению, — говорит Иван Пилипенко и продолжает: — Почти все, что приходится использовать в работе, — импортное: краски, рамы... Украина для художников не выпускает ничего, кроме разве что подрамников. Зато наши картины покупает вся Европа. Я не знаю ни одного украинского художника, у которого бы немцы не купили работу. А вы слышали, чтобы хоть один немец купил у нас «Таврию»? Так тогда давайте поддерживать то производство, которое ликвидное, — призывает Иван Пилипенко. — И в России, и в Беларуси, и в Узбекистане (не говоря уже о Европе) существует значительная государственная поддержка искусства. А что происходит в Украине? Мы целый год пишем письма и наталкиваемся на полное игнорирование, отфутболивание наших просьб: от одной комиссии к другой. Все делают вид, что это не их компетенция. Пусть бы нам хоть счетчики бесплатно поставили. Это же не так дорого, и нас не так много!»

Ивана Пилипенко поддерживает Светлана Шаповал:

«В свое время я 16 лет работала бок о бок с Татьяной Яблонской. У меня очень много работ. Распродавать я их не хочу, потому что это же уважение к самой себе, поскольку полотна — музейные. Приходится переживать за свои работы. Что с ними будет? От таких температур краска поотлетает! От влажности полотна стали шататься».

«Я вижу проблему в том, что власти не понимают, чем мы здесь занимаемся. Думают, что это исключительно производство для продажи. Я здесь с 1987 года. С тех пор преподаю. Сейчас я доцент, заслуженный деятель, и все — благодаря работе в этой мастерской. Написал учебник «Эстетика украинского рукописного шрифта». На выходные ко мне сюда приходят студенты, ученики детской художественной школы», — рассказывает график Виталий Митченко.

Многие из этих художников работают в мастерских почти вечность. Юлий Шейнис, например, — 43 года. Художник сложившуюся ситуацию считает издевательством: «Здесь нет ни логики, ни закона. Распад общества, разложение элиты. Она должна была бы аккумулировать в себе все лучшее, что наработано, но вместо этого она реализует себя через какие-то никчемные, жалкие проявления, которые отражаются на обычных людях. Если элита хочет себя спасти, немедленно необходимо что-то делать. Спасите свое лицо!» — призывает художник.

...Художники снова пишут письма — нет, не турецким, а нашим «султанам». Обитатели «Живого» дома еще верят в то, что справедливость возьмет свое.

КОММЕНТАРИИ

Олеся АВРАМЕНКО, искусствовед:

— Считаю, раз у нас есть Союз художников, то он должен защищать художников, поскольку они не те люди, которые могут и написать, и продать. Чаще всего вся энергия идет на то, чтобы создать. Государство не должно забирать то, что есть. Оно и так ничего не дает, только отнимает. Нужно поддерживать художников. Из-за этого повышения тарифов художники будут гибнуть, потому что им просто будет не за что жить. А ментальность наших художников такова: он может, конечно, пойти работать официантом или кем-то еще, но потом уже не сможет быть художником, его творческая натура погибает от того, что не может творить. Фактически, это убийство. Почему художники должны становиться бомжами? В Киеве сейчас 2 тысячи членов Союза художников. Речь не идет о том, что художник может быть очень богатым. Состоятельные среди них — единицы, но часто даже цены, которые выставляются на те или иные полотна, не касаются стопроцентно того человека, потому что они многократно перепродаются и так возрастает цена. Если государство хочет иметь высокий культурный уровень, то должно поддерживать художников, а тем более тех, кто имеет глубокое профессиональное образование. Во всем мире его уже потеряли, а у нас еще есть. И вот людей, которые несут эту культуру, государство просто убивает. В этих мастерских традиционно уже не одно десятилетие работают художники. О каком государстве вообще идет речь?! За этот дом уже плачено-переплачено, и он уже абсолютно мог бы стать собственностью Союза или конкретно этих художников.

Александр БРИГИНЕЦ, председатель комиссии Киевского городского совета по вопросам культуры и туризма:

— Весь комплекс Национального историко-культурного заповедника «Киево-Печерская лавра» сегодня находится в муниципальной собственности, ведь пока что процесс передачи заповедника в государственную собственность не состоялся. Поэтому странной кажется ситуация, когда государство пытается оттуда выселить музеи, мастерские в частности. Когда я слышу об этом, то думаю, какую большую ошибку допустила киевская власть, отдав заповедник в государственную собственность.

Я считаю, что в Киево-Печерской лавре, являющейся большим культурно-историческим комплексом, должна быть не только религиозная, но и настоящая культурная жизнь — потому что так было всегда. В свое время там работали самые известные украинские художники, и лишить заповедник этой составляющей — аморально. В данной ситуации я поддерживаю мастеров, и вопрос не в каждом конкретном художнике, а в том, что КПЛ — это комплекс, в котором до недавнего времени мирно сосуществовали музеи, галереи и священники. Мы должны сохранить его именно в таком виде.

Сегодня ни одна из конфессий не является правопреемницей конфессий, владевших когда-то КПЛ. Юридического основания рассуждать о том, кому отдать заповедник, а кому не отдавать, нет. А поскольку нет правопреемников, то КПЛ должна остаться культурным центром. Кроме того, нужно побеспокоиться о том, чтобы все религиозные общины, имеющие отношение к КПЛ, имели там свои представительства и храмы. На мой взгляд, самым простым путем решения этой конфликтной ситуации является замена власти, ориентированной на Московский патриархат и бизнес, такой властью, которая будет ориентирована на Украину, ее историю и культуру. К сожалению, сегодня интересы большого бизнеса и власти не включают в себя культурно-историческую составляющую. Каждый раз лоббисты, проявляющие религиозный или финансовый интерес, побеждают культуру и духовность.

Я думаю, что приватизация мастерских была единственным способом их сохранить. Хотя все эти помещения должен был забрать под свое крыло Союз художников Украины, который и распределял бы эти мастерские. К сожалению, этого не произошло. В свое время Союз художников сделал немало ошибок, надеясь, что и в дальнейшем будет получать в аренду эти помещения, но случилось иначе. Конечно, союзы всегда были инструментом усмирения художников перед властью, но с другой стороны, в советское время отсутствовала поддержка художников со стороны государства. Сегодня практически никто из художников не получает новых мастерских. Все те льготы, которые были у них в советское время, сегодня практически отменены, а новые экономические рычаги поддержки искусства до сих пор не сформированы.

Неля ВАВЕРЧАК. Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ