Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Запорожец за Дунаем» и... историческая правда

В апреле исполняется 156 лет со времени первой постановки оперы
26 апреля, 2019 - 11:53
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРОЙ УКРАИНЫ

Об исторической основе оперы исследователи уже писали. В частности, и основатель музея певца и композитора в Городище, известный краевед Георгий Коваль. Но, по мнению автора этих строк, этот вопрос значительно глубже. Хотя бы потому, что перекликается с... днем сегодняшним. Ведь, в своем контексте, дает ответ не только на то, кто положил начало освоению Юга Украины. Но и то, кто осуществлял его активную колонизацию.

Да, это были запорожские казаки, которые задолго до ликвидации Сечи заселяли просторы современной Сичеславской области по оба берега Днепра, а также Донецкую, Запорожскую, Кропивницкую области.  Впрочем,  это общеизвестный исторический факт. Как общеизвестно и то, что после уничтожения Запорозькой Сечи летом 1775 года значительная часть запорожцев активно участвовала в русско-турецкой войне 1787—1791 годов. И очень существенно способствовала победе России над Османской империей. Что окончательно утвердило ее господство в Северном Причерноморье и Крыму. Именно за ратные заслуги запорожцев, которые боролись с турками  на суше и море, царица Екатерина «даровала» им недавно завоеванную Кубань. Куда в 90-е годы ХVIII века несколькими потоками переселилось 25 тысяч украинских казаков вместе со своими семьями. К слову, в 1917 году население Кубани (современные территории Краснодарского и часть Ставропольского краев) почти наполовину было украинским, и число украинцев (потомков запорожцев и переселенных украинских селян) доходило до одного миллиона!..

Но сейчас речь пойдет о той части запорожцев, которая после падения их материнского гнезда Сечи не захотела иметь с Российской империей никаких отношений!.. И когда большинство запорожцев, несмотря на унижения и военные поражения, усердно служило своему вчерашнему врагу и снискало его благосклонность  (все, как и сегодня, когда Россия отняла у Украины Крым, часть Донбасса и воюет с нашим государством, а часть украинцев «хорошо» относится к России). То меньшая половина воинов направилась на юг, во владения Османской  Порты, и признала себя подданными турецкого султана!..

То есть более чем двести лет назад, те запорожцы, которые решили, что с врагом им не по пути, принялись налаживать жизнь в Побужье, в Поднистровье, в низовье Днепра. На землях, которые еще недавно принадлежали крымским татарам и которые, после еще одной победной для России войны с Турцией (1768—1774 гг.) совсем опустели. Потому что крымчаки убегали кто куда мог... Потому что уже тогда почувствовали, что такое для них эти завоеватели! Которые уничтожают все национальности и утверждают лишь свой «русский мир» и «милуют» лишь тех, кто им угождает.

Поэтому Задунайская Сечь возникла впоследствии, а пока еще запорожцы и беглые украинские селяне с Большой Украины осваивали земли в сотнях и сотнях километров от большой реки. Поэтому те города, которые тогда же «основали» москали на Юге нынешней  Украины, часто возникали у казацких поселений. Как это, например, было с Одессой.  Где бывшие запорожские казаки жилы в селении Пересып еще до того, как здесь появились российские оккупанты. Подобное можно сказать и об Олександрове (ныне Запорожье), о Екатеринославе (ныне Днипро) и тому подобное.  Однако в меру того, как Турция терпела поражение за поражением (за шестьдесят лет состоялись четыре кровопролитных войны!..)  имперская Россия победоносно шагала на запад! И тогдашние шовинисты «русского мира» собирались остановиться аж около Греции.Завоевав проливы Босфор и Дарданеллы и саму турецкую столицу Стамбул. Которую в России продолжали называть Царьградом..

Следует сказать и о том, что в этих войнах на стороне России продолжали воевать ее верноподданные бывшие запорожские казаки. А на стороне Турции ее не менее верноподданные, тоже бывшие запорожские казаки... Которые партизанили, шпионили в глубоком российском тылу, чем наносили значительный вред завоевателям, которые после очередной победы, отдельным пунктом мирного соглашения требовали у султана выдать им запорожцев и их потомков!.. Иными словами, выселить их из тогда еще  турецкой земли в Россию. Где, естественно, они получат заслуженное наказание!..

Но магометанская Турция упрямо отказывалась выдавать  своих православных подданных. Потому что, кроме того, что наделяла их землей и другими привилегиями, использовала их военную силу в войнах не только с Россией. Но и в подавлении национальных восстаний на Балканском полуострове. Народы которого (сербы, болгары, греки и другие) продолжали бороться с турецкими захватчиками.

Но турецкая неволя с самого начала была немила и запорожцам!.. Поэтому не удивительно, что часть их попросила пристанища и у Австрийского императора, который позволил украинским казакам  поселиться в провинции Банат (ныне часть Сербии). Не  раз  запорожцы (кто хотел, число их незначительное), также возвращались и в Российскую империю.

Но большинство казаков, их потомков и беглые селяне  из Украины в 10-х — 20-х годах ХІХ в. продолжали жить в Османский империи, осваивая земли в устье Дуная, где было не одно украинское село и селение, а также и последняя, Задунайская  Сечь. Естественно, что людей там насчитывалось не один десяток тысяч. Поэтому, когда в разгар новой войны  весной 1828 года на сторону России перешли около полутора тысяч казаков, возглавляемых фактически последним кошевым атаманом  Иосифом Гладким, это было совсем не значительное число украинцев!

Однако в советской историографии, которая фактически была российской, этот факт преподносился как массовый переход казаков к своим «единоверным братьям» из страшной турецкой каторги. Потому что, мол, только в братской России украинские казаки получили, наконец, богатую, счастливую жизнь!

Следует сказать, что объективно на этот миф работала и опера нашего земляка «Запорожец за Дунаем»!.. Поэтому в сознании всех более поздних поколений украинцев (да и в сейчас тоже!) утвердился факт массового возвращения украинцев на свою родную землю.

Но историческая правда совсем другая!Наоборот, после измены Иосифа Гладкого и его войска, которые нарушили присягу и вероломно перешли на сторону врага Турции, на землях Задунайской  Сечи начались жестокие репрессии против украинского населения, в ходе  которых  пострадало несколько тысяч человек.  Многие из них были не только брошены в тюрьму, но и казнены. Тем, кто остался, турецкие власти  не доверяли, и многие наши земляки вынуждены были отправиться в другие земли, поселившись и в разных местах на территории современной  Румынии, которые тогда тоже принадлежали Турции.   Многие, спасаясь от гнева турков, бежали  в Украину. Правда, значительная часть их впоследствии опять вернулась на Дунай, куда в течение ХІХ века продолжали переселяться украинцы. Особенно во времена крепостничества. Что, кстати, ярко описано в повести И.Нечуя-Левицкого «Микола Джеря» и в рассказе  М.Коцюбинского «Дорогою ціною». А также в других художественных произведениях.

Следовательно, изображенные в опере «Запорожец за Дунаем» события  совсем не отвечают исторической действительности! Как не является правдой и то, что С.С.Гулак-Артемовский якобы показал в образе Ивана Карася кошевого атамана Йосипа Гладкого, как об этом утверждал Георгий Коваль, не имея для этого никаких оснований. Потому что это лишь красивая легенда советских времен — связать прекрасное художественное произведение с историческим образом. Который бы еще и  работал в угоду теории о братской дружбе двух народов, на то, что украинцам всегда мило московское ярмо. Что, естественно, было не ярмом, а настоящим счастьем. Как об этом 300 лет трубила Москва. И трубит и сейчас.

Что, к сожалению, и сработало. Даже и в этом оперном варианте.

На самом же деле «Запорожца за Дунаем» следует воспринимать лишь как художественное произведение со своеобразным сюжетом. Где талантом автора действительно прославлены лучшие черты украинцев: их стремление не покоряться врагу, порабощению, непреодолимый патриотизм и всепобеждающая любовь к родной Отчизне.

Потому что пророческие слова:

Там, за тихим за Дунаєм,

На землі є Божий рай...

Україно, рідний краю,

Серцем я тебе бажаю!..

остаются актуальными для украинцев во все времена! І как раз сегодня, когда нам представилась историческая возможность построить, наконец, свободную, независимую, процветающую Украину с богатым, счастливым народом, мы обречены это сделать!.. Чтобы больше не было Задунайских Сечей, Сибирей, Кубаней, операций «Висла», «Соловков» и тому подобное. Чтобы украинцы не бежали с родной земли. А имели Большую Родину — действительно родную мать, свой отчий дом. Который приютит, защитит и обеспечит достойную человеческую жизнь!..

Ольга ОСИПЕНКО, историк, ведущий научный сотрудник Музея С.С. Гулака-Артемовского, г. Городище, Черкасская обл.
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ