В галерее «Хлибня» Национального заповедника «София Киевская» открылась выставка «Сотворение света — витражи Адама Сталоны-Добжанского». Это первая экспозиция польского мастера, которая проходит в рамках празднования 1000-летия основания Софии Киевской и в связи с председательством Польши в Совете Европейского Союза в 2011 году. Впоследствии выставка побывает еще в десяти столицах разных стран мира.
Адам Сталоны-Добжанский (художник, график, реставратор, профессор Краковской академии искусств) родился в Украине. Его мать Анна Коваленко привила мальчику любовь к христианству. Впоследствии он станет художником и создаст свыше двухсот витражей, мозаик и фресок в 50 православных храмах и католических костелах Польши. Но с начала 1960-х имя Адама Сталоны-Добжанского попадет под запрет, и это табу будет продолжаться более четверти века (вплоть до 1989 года, когда в стране окончится эпоха военного коммунизма). В одном из костелов даже снимут его витражи. Их долго будет хранить в своей мастерской внук мастера Ян Павлицкий — художник и архитектор, которого киевляне уже хорошо знают (Павлицкий отреставрировал серебряные царские врата в Софии Киевской).
Поработав в Софии Киевской, господин Ян влюбился в древний Киев. Ему захотелось рассказать украинцам о своем славном деде и привезти в нашу столицу витражи Сталоны-Добжанского. Случилось так, что их случайно увидела генеральный директор Национального заповедника «София Киевская» Нелли Куковальская, которая побывала в мастерской Яна Павлицкого в Кракове. Это окончательно решило судьбу экспозиции.
— Шесть лет мы шли к этой выставке, — рассказывает Ян ПАВЛИЦКИЙ. — После реставрации царских врат Софии Киевской я понял, что выставить витражи своего деда должен сначала именно здесь — в Киеве, на его Родине. Мой дед мечтал, чтобы я стал его последователем. Я часто ему помогал — резал картон, рисовал. Мы работали вместе семь лет. Благодаря общему труду я, наверное, и стал художником и архитектором. Мне нравились работы деда, который создал новое искусство, поставив витраж между живописью и скульптурой. Впрочем, когда деда не стало (мне было тогда 27 лет), понял, что не имею того огня, который зажигал его сердце. Поэтому и не должен продолжать это дело — писать витражи на библейскую тематику...
Думаю, в моей работе над созданием экспозиции помогали ангелы. Среди них мои знакомые и друзья: председатель Синодального отдела УПЦ «Миссия Церковь и культура» игуменья Серафима, директор Музея иконы — отдела музея Варшавской православной митрополии Михал Богуцкий, польский певец Мечислав Свинцицкий, мой сын Адам, который также в настоящее время приехал в Киев, чтобы помочь обустроить выставку, и многие другие.
Организаторами проекта стали министерство культуры и национального наследия Республики Польша, Национальный заповедник «София Киевская» и Украинская православная церковь. Партнер мероприятия — Польский институт в Киеве.
Когда в темном зале включили свет, витражи заиграли всеми цветами радуги. Собравшиеся затаили дыхание от восхищения. Хорошо организованное пространство экспозиции позволило наиболее удачно разместить в двух залах галереи многочисленные экспонаты. Недаром здесь работали архитектор и художники. Витражи объединялись в своеобразные колонны, которые подсвечивались изнутри. Большинство оригиналов имеют размеры до 15 метров. Они представлены в экспозиции цветными фото на стекле. Но два рисунка настоящие — это сцены из жизни святой Екатерины и Матерь Божья с младенцем Иисусом Христом.
Адам Сталоны-Добжанский работал в стиле абстракционизма, кубизма. Но сколько жизненных сил, какие глубокие психологические образы ему удалось создать в этой, казалось бы, сугубо геометрической манере! Как точно он показал нежность Богородицы к младенцу. И все это — в почти абстрактном рисунке. Даже в такой современной манере (к слову, церковные деятели назвали витражи Сталоны-Добжанского каноническими) мастер смог передать и женскую красоту, и святость Богородицы.
Директор Музея иконы в Польше господин Михал Богуцкий провел мастер-класс по созданию витражей. Для этого были заготовлены цветные стекла, которые собирались в рисунок с помощью металлического профиля. Все собравшиеся получили в подарок цветные альбомы с фотографиями витражей Адама Сталоны-Добжанского.