Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Застывшая Вечность

27 июня, 2008 - 00:00

В Украинском доме прошла персональная выставка известного монументалиста, народного художника Украины Людмилы Мешковой, приуроченная к ее 70-летию.

Людмила Ивановна по образованию архитектор интерьера, больше 40 лет проработала в Зональном научно- исследовательском институте экспериментального проектирования сначала в отделе интерьера, затем — в керамической мастерской при институте. Она находила и использовала в работе новые технологические возможности керамики.

Мешкова — основоположник нового направления в керамике — керамической живописи. Ее технология изготовления керамических произведений уникальна. Среди ее работ ведущее место занимают панно. Их темы глубоко философичны: Вечность, тайна Вселенной, место человека в ней. Людмила Ивановна создала в керамике портреты выдающихся мастеров прошлого и современности, в частности, Пабло Пикассо, Мстислава Ростроповича, Марка Шагала, Жерара Филиппа, Валерия Гергиева, Юрия Башмета, Николая Рериха и др. Ее произведения находятся в личных коллекциях экс-президентов Франсуа Миттерана и Рональда Рейгана. Мировую известность принесло художнице керамическое панно размером 55 квадратных метра «Земля. Флюиды жизни и расцвета мирам Вселенной посылай», которое украшает штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже (1987 г.). Работы Людмилы Мешковой экспонируются во всем мире, ее персональные выставки с успехом прошли в Москве, Тбилиси, Париже, Брюсселе, Лейпциге, Вильнюсе. Значительная часть работ мастера украшает Киев: монументальные керамические панно стали неотъемлемой частью архитектурных образов Дома кино, Дома архитекторов, Главпочтамта, гостиниц «Киев» и «Русь»...

— В этот раз на суд зрителей я выставила все, что сделала к 70-ти годам, — рассказывает Л. Мешкова. — Я — свободный художник: есть время и вдохновение — творю. Иногда — быстро, иногда уходят годы. Я не стиснута рамками — могу делать и оставлять, браться за другое, потом — возвращаюсь.

— В ваших работах так много грузинских мотивов, почему?

— Моя сестра была замужем за грузинским архитектором, я часто бывала у них в гостях, много общалась там с интересными людьми, прониклась духом и культурой этого необыкновенного народа и — влюбилась в его эпос, музыку, живопись. В 1982 году в Тбилиси проходила моя персональная выставка. На ней присутствовал тогдашний президент Грузии Эдуард Шеварнадзе, предлагал мне остаться в их стране. Меня звали сотрудничать во французский Народный театр, где работал легендарный Жерар Филипп, но я не могу без Киева.

— Расскажите, как родились ваши портреты Жерара Филиппа и Эдит Пиаф?

— В 1986 году я выиграла международный конкурс и получила право сделать панно в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО. Работала над ним два года в киевской мастерской, а на монтировку ушло три месяца, но уже во Франции. За то время я «пропиталась» парижским духом, а имена Пиаф и Филиппа там у всех на устах...

— Потрясает портрет Федерико Феллини, но он у вас изображен с грустными уставшими глазами, взглядом, полным одиночества...

— Феллини был очень одинок, несмотря на свою мировую популярность и признание. Его все считали в работе диктатором, т.к. он был чрезвычайно требовательным. Но иначе в кинематографе нельзя, и без дисциплины не появились бы его шедевры. Прежде чем приступить к работе, я много прочитала о нем и пришла к выводу, что Феллини был легкоранимым человеком. Кстати, выдающегося дирижера Валерия Гергиева многие считают тираном в работе, но при общении с ним я увидела его глаза — грустные, задумчивые. Таким его и отобразила.

— А Нани Брегвадзе вы рисовали с натуры?

— Я с натуры никогда не рисую — только по памяти и по фото. Но что я рисую — это уже мое видение, каким я понимаю и чувствую этого человека.

— Когда у вас появилась потребность обратиться к иконописи?

— Давно. Мои монументальные керамические иконы можно увидеть на фасадах храмов в Киеве: Андрея Первозванного, Николая Чудотворца; в с. Рудня Черниговской области, Рождества Христова на Оболони. В них отражена часть моей души...

— Как обстоят дела с вашей мастерской (у Мешковой власти отбирают мастерскую на территории «Софии Киевской», требуя 16 тысяч за аренду. — О. Д.)?

— Жду выселения. Душа разрывается — жить в таком состоянии. Недавно прислали уведомление, требуя в августе освободить помещение. На выставке побывал один большой чиновник. Поинтересовался мастерской, я все рассказала, и он пообещал разобраться. У меня немного от сердца отлегло. А надолго ли?

— Какая у вас любимая цветовая гамма? Каждый человек ассоциируется с определенным цветом?

— Определенно любимой цветовой гаммы у меня нет. Каждый цвет рождается по настроению и согласно сюжету, теме. Например, когда я рисовала академика Кундиева, то почувствовала, что не должна выходить из серой гаммы (у него седые волосы, серо-голубые тона, ничего красного или другого быть не должно). Картину назвала «Планета академика Кундиева». А над портретом Феллини когда работала, то решила, что без черного и коричневого не обойдусь. Например, панно на темы, связанные с вечностью, пространством у меня выполнены в голубых тонах...

— В ваших картинах главной темой являются тайны мироздания...

— Ничто никуда на исчезает — одно переходит в другое. Это моя интерпретация, я так чувствую. Уверена, что человек энергетически не покидает нашу Землю, умирает только оболочка, а энергетика не исчезает. И чем дольше работаю над портретами, тем больше в этом убеждаюсь — я чувствую обратную связь, сверхземное дыхание. Поэтому все мои портреты не просто рисунки — это состояние души.

Оксана ДЕНЯКОВА, специально для «Дня», фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ