Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Завещание Ивана Карабица

В Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского прошел вечер памяти выдающегося композитора современности
21 марта, 2008 - 00:00
ТЯЖЕЛО ПОВЕРИТЬ, ЧТО УЖЕ ШЕСТЬ ЛЕТ КАК УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ ИВАН КАРАБИЦ

Фигура Ивана Карабица — особенная в украинской культуре, его имя еще при жизни было хорошо известно не только на Родине, но и далеко за ее пределами. Творческая деятельность Ивана Федоровича многогранна и разнообразна: за свой недолгий земной век (а отпущено ему было Богом всего 57 лет) Карабиц проявил себя как ярко одаренный самобытный композитор, талантливый дирижер, прекрасный педагог и выдающийся музыкально-общественный деятель. К какой бы сфере деятельности ни обратился художник, он везде смог сказать новое слово, открыть новые горизонты и проложить новые пути.

ИЗВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ: ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ И ВЕЧНОСТЬ

Иван Карабиц оставил фундаментальные творческие достижения во всех жанрах. Это три симфонии, две оратории, два концерта для фортепьяно с оркестром, три концерта для оркестра, большие симфоническо-хоровые опусы, среди которых такие жемчужины, как «Сад божественных песен» на стихотворении Г. Сковороды, «Vivere memento» на стихотворении И. Франко, «Заклинание огня», «Киевские фрески», вокальные циклы «На берегу вечности», «Мать» и другие произведения на стихотворении Б. Олийныка, более 50-ти эстрадных песен, музыка к художественным кинофильмам и театральным спектаклям.

Композитор чрезвычайно любил свою малую родину — Донетчину, где родился и вырос, сделал первые шаги на творческой ниве. Любовь к земле, боль за ее раны и, одновременно, гордость за нее проросли в его «Киевских фресках», «Пяти песнях об Украине», поэтории «Плач Екатерины», «Песнях Явдохи Зуихи», оратории «Земля моя по имени Донбасс», Концерте для оркестра №3 «Плач» и во многих других произведениях больших и малых форм. Чувства патриотизма композитор не скрывал никогда. Известный украинский поэт и общественный деятель, друг и творческий побратим Ивана Карабица Борис Олийнык назвал композитора «истинным патриотом Украины, но без экзальтации и разрывания вышитой сорочки на груди».

Активная позиция художника-гражданина, унаследованная Карабицем от своих учителей Бориса Лятошинского и Мирослава Скорика, вызывает к жизни произведения высокой этико-философской направленности и напряженного эмоционального тонуса, но часто и трагедийного пафоса. Композитора привлекали вселенские идеи постижения истории и современности, тайны мироздания и поиска истины, его волнуют извечные философские вопросы жизни, смерти и вечности. Как будто предчувствуя свой непродолжительный возраст, композитор ценил каждое мгновение своего пребывания на этой земле. Думы о вечном никогда не покидали его, а в авторской программе к одному из последних произведений он своей рукой напишет, что произведение возникло благодаря думам «о человеческом, о вечном и наивысшем утешении в единении с природой»...

ТВОРЧЕСКИЕ «ДЕТИ» МАЭСТРО

Карабицу принадлежит большая историческая миссия открытия миру Украины музыкальной, творческой, Украины, как государства с огромными культурными традициями и творческим потенциалом. Для многих имя Ивана Федоровича ассоциируется, в первую очередь, с Международным музыкальным фестивалем «Киев Мюзик Фест», автором идеи и постоянным директором и художественным руководителем которого композитор был от 1990 года и до последних дней своей жизни. Фестиваль появился в трудные времена разрушения советской империи и рождения молодого независимого Украинского государства. Вместе с развалом СССР, разрушались идеологические приоритеты старой эпохи, это было время нестабильности, неопределенности, отсутствия ценностных ориентиров и общего упадка всех сфер человеческого бытия. На этом фоне «Киев Мюзик Фест» предстал как крепкая духовная опора, которая возвращает чувство собственного достоинства и высокого духовно-эстетического измерения украинской музыки, а его стройная, продуманная концепция, выраженная лозунгом «Украинская музыка в контексте мировой культуры», определила пути развития нашей музыкальной культуры на несколько ближайших десятилетий.

Вторым детищем И.Ф. Карабица стал Международный благотворительный фонд памяти В. Горовица, одним из основателей которого композитор стал в 1995 году и Международный конкурс молодых пианистов памяти В. Горовица, бессменным председателем жюри которого также был Иван Федорович. Сам композитор говорил, что он ежегодно обрабатывает две нивы, которыми являются «Киев Мюзик Фест» и конкурс Горовица, и это уже стало стилем и образом его жизни. Он с гордостью подчеркивал, что это предоставляет ему возможность наблюдать, как растет мастерство музыкального исполнения, как каждый конкурс приносит целое созвездие блестящих молодых исполнителей, в т.ч. и украинских, как удивительно и прекрасно видеть взаимообмен культур. Композитор мечтал сделать так, чтобы об Украине знал весь мир.

Талант Ивана Карабица на ниве творческого менеджмента был действительно выдающимся. Он умел не только продуцировать и генерировать идеи, необходимые для нашего культурного продвижения, но и блестяще воплощать их в реальном историческом времени. Он сумел сломать стереотипы, формировавшиеся десятилетиями, и предложить новые творческие формы и модели организации концертной жизни, которые требуют инициативности в художественных идеях. Он не обижался, а, наоборот, искренне радовался, что его идеи подхватывают другие, тиражируют в других украинских музыкальных фестивалях в различных регионах Украины. В современной ситуации, когда украинское искусство стремится выйти в мировое культурное пространство, нам очень не хватает таких талантливых организаторов и менеджеров, каким был Иван Федорович. Это был деятель культуры нового поколения, с современным, широким взглядом на мир и умением распознавать веяния и тенденции времени нового ХХI столетия. В этом виде деятельности он был непревзойденным новатором и гениальным провидцем.

Карабиц был также выдающимся педагогом, который подготовил к самостоятельной творческой жизни целую плеяду ярких молодых творческих личностей, продолжал опекать их после окончания НМАУ им. П. Чайковского. В концертной программе вечера памяти, который прошел в академии впервые за шесть лет после смерти Ивана Карабица, были исполнены камерные произведения выпускников его класса — Анатолия Гончарова, Артема Рощенко, Вадима Ракочи, Елены Ильницькой, Андрея Бондаренко и Назария Яремчука. Это созвездие молодых талантливых и перспективных музыкантов, которые, получив мощный энергетический и профессиональный заряд в классе профессора И. Ф. Карабица, не свернули с тропы искусства, а продолжают плодотворно и творчески работать по специальности, пишут музыку, организовывают концерты и фестивали, преподают, передавая знания и опыт уже следующим поколением музыкантов.

Прозвучали и произведения Ивана Карабица различных лет. Это, в частности, струнный квартет (1973), замысел которого был связан с тяжелым переживанием болезни и смерти сестры композитора Валентины. Чувство великой потери, выраженное в музыке с огромной художественной силой, излились в размышления о вечном противоречии между жизнью и смертью, красотой бытия и неизбежностью разлуки с жизнью. Не случайно вечер памяти Ивана Карабица начался именно этим произведением в исполнении прославленного творческого коллектива — струнного квартета имени М. Лысенко (А. Баженов, О. Серединский, С. Романский, И. Кучер): вся боль сердца, печаль и горечь из-за потери близкого человека, переданные в музыке, наилучшим образом передали тоску за самим композитором всех участников концерта. В интерпретации лауреата Международного конкурса памяти В. Горовица, Андрея Бондаренко, прозвучали фортепьянные Вариации (1964); оригинальное произведение «Музыка» для скрипки соло (1974) блестяще исполнил Анатолий Баженов, а завершила программу вечера пьеса в джазовом стиле для кларнета и фортепьяно «Диско-хоровод» (1981) в выполнении лауреатов международных конкурсов А. Бондаренко и А. Демина...

Елена БЕРЕГОВАЯ, доктор искусствоведения
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ