Наша газета в № 107 уже сообщала о театрализованном действе, которое состоялось в нашей столице по случаю 90-летия со дня основания и 10-летия переименования музея в честь его основателей. Напомним, что один из самых знаменитых музеев Украины, известный ранее под названием «Киевский музей западного и восточного искусства», до недавнего времени экспонировал на постоянной основе только западноевропейское искусство в доме по ул. Терещенковской, 15, а три года назад была открыта постоянная экспозиция искусства Востока (в доме № 17). О прошлом, настоящем и будущем Музея Ханенко рассказала «Дню» его директор Вера Ильинична Виноградова.
— Расскажите, как формировалась коллекция и о новых поступлениях музея?
— В основе музейного собрания — коллекция Ханенко. В 20-х годах в музей поступили произведения живописи и гравюры Нидерландов, Фландрии и Голландии, которые принадлежали известному коллекционеру Василию Щавинскому, украинцу по происхождению, который жил в Петербурге и завещал свою коллекцию киевскому музею. Еще были серьезные поступления, когда национализировали коллекцию Репниных, и ее часть попала в наш музей. Но в 30-е годы происходил передел коллекций киевских музеев по направлениям, в частности наш музей должен был хранить и экспонировать только западноевропейское и восточное искусство. Из коллекций других музеев сюда поступали «профильные» произведения. А работы русских художников и иконопись были переданы в Музей русского искусства. В 60-х годах в наш музей поступила коллекция произведений китайского искусства (в частности живописи) французского дипломата Андре Жаспара, переданная его женой Таисией Жаспар — россиянкой по происхождению, которая после смерти мужа вернулась в СССР и поселилась в Киеве. Это собрание насчитывает около 400 произведений, это самая большая коллекция китайской живописи в Восточной Европе (отдельные произведения представлены в экспозиции «Восточная коллекция», а остальные можно увидеть на временных выставках, поскольку китайскую живопись — хрупкие свитки на бумаге и шелке — нельзя постоянно экспонировать)...
Из новых поступлений — предприниматель и коллекционер Александр Фельдман к 90-летию музея подарил нам 12 произведений японского искусства — окимоно и нецке. Несколько лет назад предприниматель Вадим Яценко подарил произведения искусства аборигенов Папуа-Новой Гвинеи. Юрий Кочубей, украинский дипломат, ученый, передал музею несколько африканских масок. Василий Новицкий, украинец по происхождению, проживающий в Австрии, подарил ритуальную буддийскую чашу — ее можно видеть в постоянной экспозиции. От академика Николая Щербака поступила коллекция буддийского искусства, произведения из которой также сегодня экспонируются. Известный японский каллиграф Рюсеки Моримото в 2002 году проводил у нас мастер-класс и выставку своих работ, которые потом подарил музею. Время от времени мы их экспонируем.
— А какие ценности утратил музей и почему это произошло?
— Первый удар нанес музею Госторг в 20—30-х годах. Комиссия Госторга изымала из музейных собраний произведения, которые потом шли на продажу за границу. Уникальные художественные памятники из коллекции Ханенко таким образом оказались в музеях США, Ирландии, России. Позже из коллекции музея были переданы другим музеям и учреждениям также семейные портреты Ханенко, археологические памятники, украинская и российская живопись, иконы и произведения украинского прикладного искусства, собрание старинного европейского и восточного оружия, коллекция великокняжеского и византийского золота и серебра.
Во времена Второй мировой войны самую ценную часть коллекции директор музея Василий Овчинников эвакуировал в Уфу, она вернулась в музей невредимой. Но значительную часть эвакуировать не успели, и около 25 тысяч произведений были вывезены оккупационной властью. По официальной версии, почти все они сгорели во время пожара в замке под Кенигсбергом. Некоторые вещи попали в коллекцию Эрика Коха, она была захвачена в Германии американскими войсками и позже передана Советскому Союзу. Как нам стало известно, сейчас отдельные произведения этой коллекции хранятся в Эрмитаже...
На сегодня коллекция музея насчитывает около 25 тысяч произведений искусства. Значительная часть представлена в постоянных экспозициях. Произведения, которые хранятся в фондах, исследуются и экспонируются на временных выставках в Украине и за границей...
Мы хотим оборудовать на современном уровне новую постоянную экспозицию искусства Древнего мира (в доме №15), уже отвели под нее два зала на первом этаже, в общей сложности около 150 квадратных метров. У нас небольшая, но ценная коллекция искусства Древнего Египта, Греции, Рима. За свой счет сделали ремонт. Надеемся на поддержку государства или меценатов, чтобы изготовить постоянное оборудование для всей экспозиции. Также у нас во дворе есть двухэтажный домик, хотим отремонтировать его и оборудовать там современные фондохранилища, а на втором этаже — реставрационные мастерские и сделать пристройку — зал для временных выставок.
— Имеются ли сейчас работы в критическом состоянии, которые нуждаются в срочной реставрации?
— В критическом нет. Но реставрация — большая проблема. В Украине не хватает мощностей и средств для масштабных реставрационных работ. И это может исправить только государство, самостоятельно музеи не справятся. Например, мы должны реставрировать портшез — Италия, XVIII век. Это дерево, ткань, кожа, живопись, позолота... Сложная комплексная реставрация. Кто это сделает?
Нам очень необходима климат-система для дома №15, которая стоит около 100 тысяч долларов. На ремонт крыши нужно полмиллиона гривен. Сейчас соседний дом (№13 по ул. Терещенковской) ремонтируют, и все падает на крышу музея, здание трещит, в крыше появляются дырки. Обращаться не к кому, потому что хозяев никогда не видно, а со строителей что возьмешь? Через крышу просачивается вода, портятся художественные интерьеры, заводится плесень, приходится реставрировать настенную живопись. Музею подлатали крышу, и зиму простоит, а потом придется искать средства...
— Расскажите, как расширяете аудиторию экскурсантов?
— Ежегодно музей посещает более 30 тысяч школьников и студентов, для которых нашими работниками разработан ряд тематических экскурсий. В частности, детям младшего и среднего школьного возраста мы предлагаем экскурсию «Боги и герои Древней Греции», на старшеклассников и студентов рассчитаны экскурсии «Библейские и житийные сюжеты», «Античная мифология в искусстве Западной Европы», «Итальянское искусство эпохи Возрождения и Барокко», «Живопись Нидерландов, Фландрии и Голландии (XV—XVII век) в собрании музея» и другие.
К нам и дошкольники приходят. Почти рядом, на улице Терещенковской, находится детсад №78, воспитанники которого посещают наш музей. Знакомство с музеем произвело большое впечатление на детей, и это можно было увидеть в их рисунках акварелью и карандашами, которые были представлены на выставке «Я и музей». Для семейных экскурсий различных возрастных категорий мы подготовили викторины и кроссворды, связанные с темой искусства Западной Европы и стран Востока. Так, для ответа на вопросы в викторинах и кроссвордах дети должны использовать информацию, которая сопровождает представленные в залах экспонаты (этикетаж, аннотации, экспликации). Например, нужно найти ответ на вопрос о том, что символизирует двенадцатиугольная звезда на китайском военном барабане, что такое японские цуба, как назывался сундук итальянской невесты и французский гобелен для простенка, и для чего буддисты использовали ритуальный нож «пурбу». Самые сообразительные получают призы. Такая работа проводится в музее уже второй год.
Есть у нас и аудиогид — за определенную плату посетитель может не только посмотреть экспозицию, но и прослушать аудиоэкскурсию на украинском, русском, английском и немецком языках. Аудиогид есть в обеих экспозициях — и восточного, и западного искусства. Аппаратуру мы приобрели в Прибалтике. В 2006 году в залах музея появились уголки с разнообразными информационными материалами, которые можно брать и читать в самой зале. Это общеевропейская практика — дать посетителю побольше информации. Для совершенствования работы научно-фондовых отделов в 2005 году музей приобрел компьютерную программу автоматического учета коллекций КАМИС, которая обеспечивает решение широкого круга музейных задач — от подготовки текущей учетной документации до создания научных каталогов. Среди культурно-творческих мероприятий, которые проводятся в музее, отмечу «Музыкальные сезоны у Ханенко» — вечера классической музыки. Мы сотрудничаем с училищем им. Глиэра, квинтетом им. Бортнянского, с отдельными исполнителями; в этом году принимали музыкальный коллектив из Нидерландов, который исполнял классическую музыку XVII—XVIII в. на старинных инструментах, с привязкой к живописи того периода.
— С какими странами вы проводите общие мероприятия?
— Мы работаем с посольствами разных стран. Больше всего с Италией. Например, принимали выставки венецианского стекла и майолики, древнеримского детского портрета из музеев Рима, а также выставки итальянской моды. Несколько раз в год проводим конференции, встречи с музейными работниками других стран, например, недавно по инициативе Фонда «Украина-3000» в музее состоялся семинар с участием специалистов Лувра. Мы активно обмениваемся опытом с коллегами, наши работники являются членами ІСОМ (Международный совет музеев) и CODART (центр изучения искусства Нидерландов, Фландрии и Голландии).
— Есть ли у ваших экспонатов свои интересные истории?
— Интересна история византийских энкаустических икон VI—VII веков. Они были найдены в монастыре св. Екатерины на Синае в середине XIX века и привезены в Киев архимандритом Порфирием Успенским. В наш музей они поступили в 1941 г., фактически перед вхождением нацистов в Киев. Их успели эвакуировать, тогда как музеи на территории Киево-Печерской лавры, где раньше хранились эти бесценные творения, были нещадно разграблены. Еще один пример — жемчужину музейного собрания испанской живописи, произведение Хуана де Сурбарана «Натюрморт с мельницей для шоколада» Богдан Ханенко нашел в куче старых картин на чердаке в доме своего знакомого — тот почти случайно вспомнил о них в присутствии Богдана Ивановича. Об этом можно прочитать в мемуарах Ханенко «Воспоминания коллекционера», которые мы издали к 160-летию со дня рождения основателя нашего музея. Подробнее об историях музейных шедевров можно также узнать во время экскурсии. Кстати, о новинках музея можно узнать, если зайти на наш сайт www.khanenkomuseum.kiev.ua.