Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жертвы и злодеи

В театре им. И.Франко состоялась премьера спектакля «Дівка. Українська love story»
15 апреля, 2015 - 11:45
«Дівка. Українська love story»
ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ — НЕ СЛИШКОМ ЗАЖИТОЧНАЯ, НО К СВАДЬБЕ ГОТОВИТСЯ «КАК НАДО, ПО БОГАТОМУ», ЧТОБЫ СОСЕДИ НЕ ВЫСМЕЯЛИ... НА ФОТО: ВЕРА ЗИНЕВИЧ (СВЕТЛАНА) И НАТАЛЬЯ КОРПАН (ГАЛЯ) В СПЕКТАКЛЕ «ДЕВУШКА. УКРАИНСКАЯ LOVE STORY» / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Пьесу молодого буковинского драматурга Веры Маковий «Дівка на відданнє» поставила на Камерной сцене молодой режиссер Елена Роман. Ввиду молодости драматурга и постановщика, к ним в качестве «художественного руководителя спектакля» был приставлен немного старшего по возрасту, но не более опытный режиссер Андрея Май. 

Вера Маковий относится к категории людей, которых называют «баловнями судьбы». Ее первая драматургическая попытка «Разірване коло» была представлена на нескольких фестивалях новой драмы, впоследствии писательница приняла участие в международном конкурсе для молодых драматургов от британского театра Royal Court. После этого у девушки, которая много путешествует по миру, что называется, пошло, поехало. Вторая пьеса «Буна», кроме того, что попала на фестиваль, была переведена на английский, третья, «Дівка на відданнє», как видим, поставлена в Национальном театре... Другое дело, как поставлена. Однако ввиду дефицита профессиональной режиссуры и соответственно плачевного состояния отечественного театра, выбирать в таких условиях не приходится.

«Дівка...», поскольку автор декларирует свое расположение к правде, к документу, является отпечатком современной украинской жизни, какой она предстает, в данном случае, на Буковине. Главная героиня Светлана (Вера Зиневич), вместо того, чтобы делать карьеру в столице, решает выйти замуж за Николая (Ренат Сеттаров), оставшись с ним жить в родном селе. Отец Светланы находится в добровольной ссылке в Сибири, где работает как крепостной без зарплаты, поэтому из-за ее напрасного ожидания на свадьбу дочери не попадает. Денег на громкую сельскую свадьбу катастрофически не хватает, из-за чего мама героини Марахта (Наталия Ярошенко) проклинает и мужа, и свою несчастную женскую судьбу, причитая при этом: «Господи, не дай, моему ребенку такой судьбы, как мне». Но заклинание не действует и Светлана, хотя и убегает из-под венца, все равно обречена на такую же безотрадную жизнь в беспросветной бедности. Ко всему же, «ненормальную» дочку, из-за которой напрасно потрачены деньги, одолженные на свадьбу, которая так и не состоялась, мама начинает принудительно лечить... Вот такая она, история любви по-украински.

Собственно, роковая обреченность жизни, невозможность что-то изменить в том, что написано на роду, что суждено судьбой, должна была бы стать главной темой спектакля. Между тем тема эта здесь не достигает достаточной глубины, поскольку постановщики «Дівки...» соблазняются жанром социальной сатиры, направленной против бедной, примитивной жизни украинского села. А сатира, стеб, который так любит современная молодежь, с философией не дружат. Режиссер и актеры, которые упорно шаржируют своих героев, беспощадно высмеивают всех, кроме влюбленных. Смеются они даже над Священником (Алексей Паламаренко), хотя и отец, и дед драматурга посвятили свою жизнь Церкви и служению Богу. Так что герои, как и их любовь, в обличительном юмористическом контексте спектакля выглядят беспомощными жертвами — социума, политики, религии, наконец, судьбы... Что определенным образом характеризует сознание автора пьесы и постановщиков спектакля, которые, похоже, чувствуют себя жертвами собственного государства, а не его творцами. И их трудно упрекать за этот психологический комплекс, поскольку они и в самом деле являются жертвами нашего культурного провинциализма, который проявляется, прежде всего, в отсутствии хорошего профессионального образования. Правда, Елена Роман проходила стажировку в школе-студии МХТ, где ей должны были бы объяснить, что театральный гротеск и гротеск эстрадный, к которому она прибегает, существенно отличаются между собой. Первый не исключает глубину постижения жизни, а лишь акцентирует на ее болевых проявлениях, тогда как второй имеет целью пустое развлечение. А там, где возникает душевная пустота, нет места ни сочувствию, ни любви. Даруя сочувствие лишь Светлане — а Вера Зиневич, как одна из перспективных актрис франковской труппы, это сочувствие вызывает, — авторы «Дівки...» почему-то выводят за пределы своего милосердия других героев. Между тем они тоже имеют право чувствовать себя в этой обреченной стране жертвами. Потому что вся наша история, хотя она и содержит в себе высокие образцы жертвенного служения Родине, и до сих пор воспринимается нами в жанре мелодрамы как извечное страдание жертв, не способных противостоять злодеям. Спектакль франковцев этот менталитет обездоленных жертв, которым позволили «прикалываться» над своими обидчиками, очень ярко демонстрирует.

Александр ЕФИМОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ