Москвичи познакомили наших театралов со своим легендарным спектаклем «Три сестры», за который коллектив получил две престижные премии — «Золотые маски»: как лучший спектакль и за режиссуру.
В «Трех сестрах» Петр Фоменко понял главное: жизнь творят женщины. И поставил об этом спектакль. Три сестры, родившиеся через сто лет после смерти своего создателя, в спектакле, показанном «Мастерской П. Фоменко», — и есть сама эта жизнь. Контраст между женщинами и мужчинами в «Трех сестрах» Петра Фоменко — как между виртуозной джазовой импровизацией и дисгармонией настраиваемых инструментов. Чеховский бум сегодня — очевидность, пишут «Московские новости». Необычно поставил Чехова Фоменко. Предсказуемо? Пожалуй. Неожиданно? Безусловно. В той мере, в какой неожиданна реальность. Выбор актрис на главные роли здесь — уже трактовка. Чрезвычайно важно, какие они. Эти — Ольга, Маша, Ирина — Галина Тюнина, Полина и Ксения Кутеповы молоды, прелестны, полны нервной энергии, ежесекундно готовы к радости и слезам, словом, перед нами подлинники, не подделки. Ирина (Ксения Кутепова) — центр дома Прозоровых. Впервые понятно, почему к ней тянутся сердца... Андрей Прозоров (Андрей Казаков), старший брат, надежда семьи, сначала предает дух дома, потом закладывает сам дом, проигрывает не деньги, себя. Милейший приживала Чебутыкин (Юрий Степанов), дурной врач, ленивый, безразличный («одним бароном больше, одним меньше...»). Соленый (Карэн Бадалов) — амбициозный мрачный пошляк. В его оскорбительном «цып, цып, цып!», обращенном к барону Тузенбаху (Кирилл Пирогов), темная слепая ненависть ко всему другому. Среди участников спектакля — один всерьез значимый персонаж, оправдывающий все ожидания. Тот, кто остается за кулисами, — постановщик пьесы, Петр Фоменко...
Чехов на современной сцене, как правило, объект острых экспериментов: Някрошюса, Жолдака, Марталера... Фоменко в «Трех сестрах» решился впасть в классическую простоту. Он занимается реконструкцией, вычитывая из хрестоматийной пьесы действительно необходимое современникам. А им — как всегда — нужны свидетельства небанальной внутренней жизни.
Задача постановки укладывается в два слова — «живой театр»: связи, возникающие и рушащиеся, внутреннее движение, жизнь чувств, что искрит на сцене, накрывая волнами зал. Спектакль кажется простым, но эта простота обдуманна и оплачена биографией. Режиссура Фоменко последних лет, как воздух, неуловимо насущна. На афише указан жанр: «этюды на пути к спектаклю». В действие введен Человек в пенсне; его текст — из чеховских писем, а ремарки («Тише!», «Пауза!») — возгласы автора на репетиции. Прием, равный штампу, сознателен: путь к пьесе продолжается; происходящее — не итог, и между словами («так вот целый день говорят, говорят») необходима пауза. Для театра. Взрослея, сестры проходят путь от детской жажды счастья до примиренности. Их финальные реплики — «Неудачная жизнь!» Маши, «Буду работать!» Ирины, «Зачем мы живем, зачем страдаем?!» Ольги — покрывает уходящая с полком музыка, и просроченные надежды отзываются терпким привкусом будущего, вопреки всему...
КОММЕНТАРИИ
— Мы увидели хороший, высокопрофессиональный, ансамблевый театр, — сказал «Дню» актер Русской драмы Валентин ШЕСТОПАЛОВ. — Я видел массу спектаклей, поставленных на чеховский сюжет, но «Три сестры» Петра Фоменко действительно поражают. Самое гениальное, на мой взгляд, было показать дом Прозоровых как вокзал, и это очень впечатляет... Фоменко ставит спектакли на актерский ансамбль, и он в его мастерской есть. Таких крепких актерских коллективов-ансамблей сегодня очень мало. Фоменковские «Три сестры», с одной стороны, романтический, а с другой — психологический театр. Этот спектакль запоминается. Например, один из зрителей сказал, что впервые весь чеховских текст услышал... Каждая постановка Фоменко это творческий поиск, и поэтому его работы интересны не только театральным «гурманам» (критикам, коллегам, театроведам), но и обычным зрителям. Когда я смотрел «Трех сестер», то с первых минут забыл, что смотрю работу патриарха сцены, что это спектакль известного московского коллектива... Рад, что увидел такую необычную трактовку Чехова. Критики пытаются навешать ярлыки: хороший или плохой спектакль. Никто это не знает. Ведь в театре каждый спектакль играется «вживую», и каждый будет непохож на предыдущие. «Три сестры» спектакль сложный, требующий от зрителя внимания, сопереживания. Он идет 3 часа 50 минут, но я забыл о времени: артисты, режиссер, сценограф, т.е. вся постановочная группа меня захватили, и я словно прожил историю, рассказанную в спектакле. В «Трех сестрах» все играли блестяще, при этом актеры особенно не выделялись, а играли в единой команде...
— Мой приезд в Киев был связан с Международным фестивалем театральных школ, который проводил Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого, и я рад, что имел возможность попасть на фоменковских «Трех сестер», — признался «Дню» актер Львовского театра им. М. Заньковецкой Богдан КОЗАК. — Мои предчувствия абсолютно оправдались. Этот спектакль имеет определенную культуру, современность, манеру существования актера на сцене и, вместе с тем, я увидел элементы художественного превращения. В частности, это ярко было передано в игре актеров и структуре речи (в том, как на сцене подается текст). Кстати, в программке отмечается, что педагогом по речи была Вера Камышникова, то есть много было уделено внимания тому, как актеры должны сегодня говорить чеховский текст. Знаете, когда актер на сцене находится в определенном эмоциональном состоянии, играя роль, иногда для зрителей не совсем понятны большие монологи, тирады, а в этой постановке Петра Фоменко они внимательно публикой слушаются. Спектакль очень эмоционально и драматически насыщен текстом: отношениями героев, жизненными коллизиями, конфликтами, и это очень тонко режиссер уловил. Внутренняя структура чеховских образов выразительно подана через мизансцены (очень мастерски созданные). Переданы интересные превращения. Например, финальный выход Тузенбаха (Кирилл Пирогов), который появляется на сцене: в одной руке гражданское пальто и соломенная шляпа, а в другой — военная фуражка и шинель. Он надевает то одно, то второе, балансируя на грани клоунады в разговоре с Ириной (Ксения Кутепова), и этим передана раздвоeнность героя. Очень интересно по-актерски и по-режиссерски передано внутреннее состояние тревоги Тузенбаха. Хочется отметить прекрасные образы трех сестер, блестяще сыгранные актрисами Галиной Тюниной, Полиной и Ксенией Кутеповыми. Даже во второстепенных ролях все актеры играют очень убедительно. Нужно отметить, что все, кто занят в постановке, играют в единой режиссерской стилистике, а драматизм спектакля образно передается языком сценографии (художник Владимир Максимов). Шторы-занавес закручиваются в колонны в стиле барокко, и сразу возникает драматизм, экспрессия действия. Поражает финальная сцена: военные покидают городок (солнечный задник сцены отбивает тени людей)... Прекрасно музыкально оформлена постановка (Оксана Глоба и Владимир Муат). Интересный персонаж в пенсне, читающий пьесу. Репетиция и действие «Трех сестер» совмещены — это важный штрих постановки и камертон спектакля. Актеры и герои пьесы вступают в диалог с чеховским персонажем, делают паузы, а потом идут дальше по сюжету. И это делает акценты постановке, а зрителей захватывает течение жизни героев... Фоменко по-режиссерски очень интересно прочитал Чехова в современной манере. Я считаю, что все, кто побывал на «Трех сестрах», запомнят эту постановку. Очень хорошо, что гастроли «Мастерской П. Фоменко» совпали с фестивалем «Театральных школ», и спектакль смогли увидеть не только украинцы, но и гости из-за рубежа. В частности, очень высоко оценили увиденное театралы из Польши. «Три сестры» вызвали дискуссии среди театроведов Украины. Можно сказать, что спектакль послужил толчком для размышлений театралов и публики. За последнее время это лучшая постановка, которую я увидел. После этих гастролей понятно, что современный театр жив, а в своей основе он является лабораторией человеческого духa...