Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Живой» театр и голос

В Центре современного искусства «ДАХ» состоялись публичные чтения драмы «Щоденники Майдану»
3 апреля, 2014 - 12:02
ДРАМАТУРГ НАТАЛЬЯ ВОРОЖБЫТ ИСПОЛЬЗОВАЛА СОБРАННЫЙ МАТЕРИАЛ В ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ПЬЕСЕ «ЩОДЕНННИКИ МАЙДАНУ» / ФОТО С САЙТА KINO-TEATR.RU

В течение многомесячных акций протеста на киевском Майдане группа молодых драматургов, которые называют себя «украинская новая драма», не только активно участвовали во всех событиях, но и фиксировали историю на камеры и диктофоны. В полевых условиях работали участники и победители фестивалей «Тиждень актуальної п’єси» и «Драма. UA» драматурги Дан Воронов, Ден и Яна Гуменные, Татьяна Киценко, Марыся Никитюк, Дмитрий Левицкий, кинодокументалисты Екатерина Горностай и Андрей Литвиненко, киевские режиссеры театра Андрей Май, Тамара Трунова, Елена Шумейко-Роман, актеры Римма Зюбина, Алина Скорик да еще с десяток других активистов разных специальностей. Драматург Наталья Ворожбыт использовала собранный материал в документальной пьесе «Щоденники Майдану».

В вихре страстей и эмоций, которые до сих пор бурлят вокруг «Революции достоинства», трудно переоценить рассудительную беспристрастность документального театра. Ведь по нормам этого вида искусства здесь важен только факт, свидетельство, «живой голос», которые должны прозвучать без цензурных ограничений и идеологических искажений. «Щоденники Майдану» дают уникальную возможность познакомиться с разными позициями, полярными рассуждениями о преисполненных боли для каждого украинца событий последних месяцев. По словам Натальи Ворожбыт, авторы, собирая материал, общались и со студентами, жестоко избитыми «Беркутом» во время мирного протеста в ночь на 30 ноября, и с казаками из рядов Самообороны Майдана, которые живут по военным уставам Запорожской Сечи; с теми ребятами, которые строили катапульту на ул. Грушевского и отчаянно бросали «коктейли Молотова» в вооруженных военных, с их девушками, которые подносили бутылки с зажигательной смесью; с волонтерами на кухнях и в медпунктах Майдана, которые работали не по времени, а пока хватало физических сил. Также говорили с людьми, которые ненавидят Евромайдан, а участников революции называют «майданутыми». Наталья сознается: «У авторов проекта один недостаток —  мы всеми силами души поддерживаем Майдан и являемся непосредственными участниками событий. Основные наши задачи —  фиксация реальности и мгновенная рефлексия. У пьесы нет финала, как и нет финала борьбы украинцев за независимость и справедливость».

Очень важен тот факт, что открытые чтения текста в Киеве стали уже четвертой публичной репрезентацией «Щоденників Майдану». Напомним, в конце февраля текст был прочитан жителям Херсона на фестивале «Лютий/Февраль», а в начале марта (в рамках проекта «Новая пьеса» фестиваля «Золотая Маска») в московском «Театр.doc» Андрей Май и Наталья Ворожбыт устроили чтение и обсуждение пьесы. В конце месяца в польском городе Гданьск по инициативе местных культурных активистов Европейского Центра Солидарности и городской власти состоялись театральные чтения «Щоденників Майдану» Натальи Ворожбыт и документальной пьесы «Синій бус» Дмитрия Левицкого, также посвященной борьбе украинцев против коррупции и своеволия власти.

Эти путешествия документального театра не менее важны, чем дипломатические миссии высших уровней. Ведь такие художественные акции создают уникальную ситуацию диалога со зрителями, у которых есть возможность в конце спектакля-чтения задать авторам вопрос, выразить свое мнение по поводу услышанного, поделиться сомнениями или размышлениями, провести параллели с собственным опытом и собственной историей. Драматург Татьяна Киценко, которая вместе с другими принимала непосредственное участие в сценических чтениях в Гданьске, рассказывает именно о длительных дискуссиях-обсуждениях в финале. Примечательно, что интересовала поляков не только сама пьеса, но и текущие события в Украине, нынешнее состояние Майдана, прогнозы и перспективы на будущее. И это неподдельное, искреннее любопытство к жизни украинцев, как со стороны поляков, так и со стороны москвичей, более красноречиво, чем риторика политиков. Убеждена, что со временем «Щоденники Майдану», как и остальные художественные проекты, инициированные революцией, будут приобретать новые важные качества и дополнительную ценность. Ведь нам придется еще многим рассказывать обо всем, что случилось и что до сих пор раскатывается эхом в страны. А главное —  самим осмыслить и разобраться в принципиальности тех изменений, которые произошли, прежде всего, в сознании граждан, чьи неповторимые голоса зафиксированы в «Щоденниках Майдану».

Ирина ЧУЖИНОВА, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ