Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жизнь как мечта

30 августа известная актриса Лариса Кадочникова отмечает юбилей
30 августа, 2017 - 10:10
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Фееричная жизнь. Полностью годится для романа. Или фильма, который сама же актриса и сняла («Лариса Кадочникова. Автопортрет»), вместе с режиссером Дмитрием Томашпольским. В этой киноленте, кстати, несколько друзей Ларисы пытаются нарисовать ее портрет. Я в том числе. Ага, нарисуешь здесь. Тем более что идет речь не только об актрисе, но и о художнике: в послужном списке Кадочниковой десятки живописных работ, персональных выставок...

УЛИЦА КИНО, ДОМ №1

Жизнь Ларисы вряд ли могла катиться по какой-то другой колее, ведь ее родители, ее семья — все творческие люди. Мать — актриса Нина Алисова (родом из Киева, кстати), которая еще в 1930-х сыграла главную роль в знаменитом фильме «Бесприданница» Якова Протазанова, а позже и в ряде классических украинских кинолент («Радуга» Марка Донского, «Колодец для жаждущих» и «Вечер на Ивана Купала» Юрия Ильенко). Отец — Валентин Кадочников, кинорежиссер и художник, любимый ученик самого Сергея Эйзенштейна. Его жизнь окончилась неожиданно быстро и трагически, умер в эвакуации во время войны. Может, именно от него у Ларисы талант живописца, пластического мышления. А еще же и брат, один из самых известных российских кинооператоров, Вадим Алисов...

Рождена и воспитана в Москве. Казалось, ничего не предвещало Украину и карьеру в украинском кино. Окончила ВГИК, самую авторитетную киношколу, стала актрисой «Современника» под руководством Олега Ефремова — сверхпопулярного, архимодного тогда театра. И сразу кино. И сразу — его магия, подарок судьбы. Потому что, скажем, первой была роль в фильме «Суриков», жены художника. И разве же не стала такой женой? Бурные романтические взаимоотношения со знаменитым художником Ильей Глазуновым (о них актриса рассказывает и в своей автобиографической книге, и в фильме и интервью, с какой-то безоглядной искренностью). Однако у художника была уже жена, на разрыв с которой он не осмелился. Драматичный разрыв взаимоотношений и... брак с молодым кинооператором (и художником, конечно) Юрием Ильенко. Она станет его Музой, воплощением его самых дерзновенных кинофантазий. Два десятилетия вместе. В кадре также. В начале совместной жизни они сыграли главные роли в фильме «Улица Ньютона, дом №1». Лента выстроена на модном тогда материале, жизни ученых. Ильенко — в роли молодого ученого, которому удается справиться с непростой жизненно-философской дилеммой. Кадочникова — в роли влюбленной в него девушки, которая помогает ему увереннее чувствовать себя в жизни. Романтичная лента, наполненная искренностью чувств, которые несут героев сквозь жизнь, над жизнью, не увязая в ее прозаичных сетях...

В СПЕКТАКЛЕ «НАСМЕШЛИВОЕ МОЕ СЧАСТЬЕ» — 18 ЛЕТ АКТРИСА ВЫХОДИТ НА СЦЕНУ В РОЛИ ОЛЬГИ КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ / ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

И последняя совместная работа в кино — фильм «Мечтать и жить» Ильенко. Сам режиссер сыграет здесь одну из основных ролей. А Кадочникова — роль актрисы, в профессиональной жизни которой — кризис. И надлежит осуществить радикальные перемены в своем существовании, что, по словам поэта, «не читки требует с актера, а полной гибели всерьез». Прекрасная, по моему мнению, роль Ларисы и, как это ни парадоксально, достаточно провальная в целом кинолента (цензоры в штатском своими требованиями нивелировали замысел фильма). И на том их совместные, с Ильенко, мечты закончились, жизнь каждого потекла своим отдельным руслом.

«ЭТО ЖЕ МАРИЧКА!»

Да, не все, далеко не все мечты сбывались в жизни такой будто бы успешной актрисы. Скажем, в 1960-х она пробовалась на роль Наташи Ростовой в фильме «Война и мир» Сергея Бондарчука. Сохранились фото — удивительное попадание в образ толстовской героини. И уже будто бы все решено, впереди огромная картина. И вдруг выясняется — утвердили другую артистку, никому до того неизвестную Людмилу Савельеву. Шок, отчаяние... А потом новый поворот судьбы.

Сергей Параджанов, малоуспешный то время режиссер киностудии им. А.Довженко, приглашает Юрия Ильенко снять фильм «Тіні забутих предків». На одной из московских улиц оператор и его жена встречаются с режиссером, реакция которого абсолютно неожиданна: «Это же Маричка!» — вдруг восклицает он, увидев Кадочникову. Откровенно говоря, до сих пор непонятно, как можно было увидеть в московской красавице, которая так здорово играла характерные роли, что была плоть от плоти мегаполиса, гуцульскую девушку, слепленную из других поднебесных материй. Однако приглашение состоялось, и Кадочникова идет к Олегу Ефремову проситься в творческий отпуск. На год, из «Современника»! Тот посмотрел на нее как на сумасшедшую — чтобы из такого театра убегать в какие-то Карпаты да еще в компании с никому не известным режиссером киностудии, которая тогда имела один из самых низких «рейтингов» в советском кино. Побег из профессии, побег от славы, которая витала над Ларисой. Этого поступка Ефремов ни понять, ни принять не смог.

И в самом деле — зачем было проситься на целый год? Сколько там той роли, когда посмотреть сегодняшними глазами. За неделю можно отснять — и забыть. А Кадочникова, вместе с группой, год работала над фильмом. Живя в Карпатах, среди гуцулов. Опускаясь (и поднимаясь) в глубины верований и обрядов, в глубины народной философии, особенности виденья мира.

И — шедевр. Хотя относительно актерских работ: якобы же обычные сказочные персонажи, сущность которых в мифологической одежке, умении подать «кожу» персонажа, сотканного из горного воздуха и обрядовых действ. Однако же давайте присмотримся — виртуозная работа Кадочниковой. Ее Маричка существует в природной среде, нередко рядом с обычными гуцулками. Здесь не поищешь «зерна роли» и психологических подпорок, и конструкция социальных ролей здесь не дается в потребление. Символика жестов, символика пластики, только такой, которая кажется правдивее самой жизни.

Позже Юрий Ильенко обижался — за Ларису, за Ивана Миколайчука. Как будто бы маловато в их образах актерства; надел костюм, освоил его и двигайся перед камерой, как режиссер скажет. На самом же деле, роль Марички создана из самых тонких движений души и тела, в точном взаимодействии с камерой, которая в этой стилистике также «актерствует», также творит внутреннее временное пространство кадра...

«БІЛА ПТАХА...»

Действительно, актриса владеет искусством быть не просто органической, а еще и супервыразительной, в ансамбле со всем предметно-пластичным внутрикадровым миром. Оставаться живой и спонтанной, и в то же время не выглядеть чужой в кадре, где актер не является центром и фокусом созерцания. Да, не является центром, а равноправным игроком наряду с другими составляющими — это кино, такую стилистику называют Украинским поэтическим (точнее сказать, мифопоэтическим) кино.

Потом будут «Колодец для жаждущих» (как известно, сразу положенная на полку), «Вечер на Ивана Купала» и «Білий птах з чорною ознакою» Юрия Ильенко. В «Вечере...» филигранно точный пластичный рисунок роли Пыдорки, которой придется пережить трагическое путешествие искупления грехов своего мужа во времени и пространстве. Последние обретают универсальность измерений национальной истории, в которой теряются и грехи, и добродетели человеческие.

В «Білому птахові...» Кадочникова играет сверхсложную роль Даны, которую никак не могут поделить братья Дзвонари. Экзистенциональная драма выбора возникает и перед самой героиней, медленно втягивая ее в драматичные перипетии истории. Танец Даны и Ореста (Богдан Ступка) — просто эталонный эпизод актерского мастерства, когда за считанные минуты проживается целая жизнь.

Неповторимое умение актрисы наполнять кадр, ориентированный на почти абсолютную пластичную выразительность, своим личностным теплом и светом, проявилось и в фильме «Черная курица, или Подземные жители» Виктора Греся.

Однако были в актерской биографии Ларисы Кадочниковой и роли другого плана. Скажем, в фильме «История одной любви» Артура Войтецкого (по произведениям Антона Чехова) — насыщенная психологическими нюансами роль женщины, чья любовная лодка разбивается о прозаические жизненные обстоятельства. Еще одна экзистенциональная драма, когда человек не в силах изменить не им прочерченный фарватер судьбы. Или богатая на находки роль жены изобретателя Циолковского в фильме «Взлет» Саввы Кулиша, рядом с необычным человеком, поэтом Евгением Евтушенко...

Кстати, Антон Чехов является одним из тех писателей, кто в творческой судьбе Ларисы Кадочниковой сыграл огромную роль. Достаточно назвать ее роль в спектакле Национального театра русской драмы им. Леси Украинки «Насмешливое мое счастье» — 18 лет актриса выходит на сцену в роли Ольги Книппер-Чеховой!

Три года тому назад ушел из жизни Михаил, муж Ларисы. Он относился к ней как к королеве, оберегая от посягательств судьбы. Казалось, это обрывает саму жизнь... Однако Лариса преодолела и это, продемонстрировав, что человек все-таки может стать хозяином судьбы.

Годы не властны над ней. Счастливый характер, умение не помнить зло и ценить добро. Излучая его на других. «В ней, — написал Михаил Резникович, руководитель Театра им. Леси Украинки, которому актриса посвятила почти всю жизнь, — срабатывала какая-то удивительная отчужденность от всего нетворческого, наносного в театре. Она лишена синдрома средневековой нетерпимости театральных кланов». Прибавлю — и кинематографических также.

В настоящее время Лариса Валентиновна занята репетициями пьесы о легендарной актрисе Саре Бернар. Что-то там точно будет и о своем, о неповторимом, радостном и болезненном. Жизнь продолжается, и она прекрасна!

о прекрасне!

Сергей ТРИМБАЧ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ