Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жизнь в кафе

Поэзия, живая музыка и его величество Случай
26 ноября, 2008 - 19:39
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «КАФЕ «SAX» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КИЕВСКИМ МОЛОДЫМ ТЕАТРОМ

Наша жизнь иногда напоминает скорый поезд: мы спешим, и под грохот колес мимо нас пролетают перроны, люди, судьбы... Кто-то так и остается смотреть нам вслед, а кто-то оказывается рядом — случайный пассажир в случайном вагоне, которому можно доверить сердечные тайны, и позволить себе сантименты, а иногда подарить... частицу своей жизненной истории.

И, несмотря на уже обычные и иногда даже несколько банальные ассоциации, тот самый «пассажир» может оказаться рядом не только в вагоне, но и в тихом кафе, скажем, под названием «Sax» (ибо будет звучать в нем живая музыка). И под джазовые мелодии, музыку в стиле lounge или даже рок-ритма откроется очередная история.

Именно таким пространством для мыслей и возможностью для жизненного диалога является кафе в спектакле Польского театра им. Александра Севрука, который приехал в Киевский Молодой театр из небольшого города Эльблонг. А поводом для постановки Цезария Домагали «Кафе «Sax» стали поэтические тексты Агнешки Осецкой, которую на родине уже считают корифеем песни.

В кафе можно выпить кофе или заказать напитки крепче — эликсир от душевных ран; почитать газету, тайком наблюдая за окружением; под живую музыку погрузиться в собственные мысли. А, возможно, доверить эти мысли кому-то... кто поддержит, поймет, или просто выслушает. В этом кафе все попадают в одну эмоциональную атмосферу, как теперь говорит молодежь — «настраиваются на общую волну». Среди них — Поэтесса (Беата Бжевлоцкая), Разочарованная Женщина (Иоланта Тадля), Пан Чесе (Леслав Осташкевич) и бармен (Марчин Томасик), который, работая в кафе «Sax», является своеобразным медиумом между реальностью и атмосферой кафе. У каждого из героев — своя жизнь: личные радости и заботы, свое сожаление и отчаяние, однако судьбы этих абсолютно разных людей соединяются на общей территории.

Небольшое, по-домашнему удобное кафе, которое в спектакле похоже на пригородный ресторанчик из старого американского кино (сценография Татьяны Квятковской), любила посещать и сама Агнешка, которая, очевидно, и стала прототипом Поэтессы. Стеклянные двери, которые позволяют почувствовать определенную прозрачность, душевную незащищенность, настоящие музыканты, которые не имитируют, а играют такую же живую и честную музыку, — все это навевало мысли и пробуждало чувство...

Кроме того, кафе является тем местом, где можно «исправить» жизнь — подсев к кому-то за столик, так просто начать диалог. Подобные музыкальные диалоги и составляют композицию спектакля. Ведь каждая новая встреча — новая история или эффектное завершение минувших дел... Герои делятся чувствами, утоляют страсти, не стесняются быть откровенными, сентиментальными и даже смешными. Они встречаются и расстаются, зная, что и на следующий день кафе «Sax» приветливо откроет свои двери. Их соединяет не совместный бизнес или семейные отношения — только его величество Случай. А еще — желание быть услышанным и просто быть, как в романе «Одиночество в сети», кстати, опять таки польского автора Януша Вишневского. В нем также волей судьбы встречаются два одиночества. И именно эта встреча определяет смысл и «качество» жизни, где настоящей стрелой Амура является человеческое слово. Ведь именно слово способно проникнуть так глубоко в сердце, даже если это сердце в определенный момент увлечено только чашечкой ароматного кофе...

Елена ВАРВАРИЧ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ