На сцене Киевского театра «Вільна сцена» поставлен спектакль «Женщина из прошлого» по пьесе Р. Шиммельпфеннига. Режиссер-постановщик — художественный руководитель театра Дмитрий Богомазов. В спектакле заняты актеры: Екатерина Качан, Светлана Штанько, Владимир Канивец, Яна Соболевская, Александр Комаренко.
Естественно, любой зритель, осведомленный с режиссерскими работами Богомазова, начиная от его спектаклей в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра, идя в театр «Вільна сцена», ждет интересных сценических неожиданностей и неординарных режиссерских находок, философские сентенции и необычные актерские работы. И последняя работа режиссера в этом смысле не стала исключением.
Спектакль «Женщина из прошлого» по фабуле пьесы мог бы быть поставлен как понятная всем мелодрама, однако при условии... если бы эта работа принадлежала более «традиционному» режиссеру. Сюжетный пласт спектакля вполне обычный: в жизнь супругов, которые в паре уже 19 лет, имеют взрослого сына, врывается странная особа, которая якобы имела отношения с мужем 24 года назад, однако до сих пор помнит обещания любимого и не собирается поступаться своими чувствами. Это происходит, когда супружеская пара собирается навсегда уехать из города. На фоне этой истории — жизнь сына, который влюблен в молодую девушку, однако вынужден прощаться с ней... Далее судьбы героев пересекаются — и вот уже женщина из прошлого имеет отношения с сыном своего бывшего любовника. Через него она мстит всем мужчинам, которые оставляют женщин, и, вместе с тем, ждет возвращения своего любимого, перед которым, как это заведено, стоит важный выбор...
Однако спектакль сделан в специфической театральной эстетике, которую мы можем назвать не иначе, как «богомазовской», хотя в нее и врываются известные течения, приемы, тенденции — от Леся Курбаса до Романа Виктюка… Следовательно, театр, который с каждой новой картиной обретает особую многогранность, сценическую «выпуклость», является театром маски — ироническим, аллегорическим, гротесковым. Зрителя ставят в созерцательную позицию, мгновенно переключая его внимание от одного режиссерского, визуального или актерского изобретения к другому. Реальность пересекается с мистикой, и женщина из прошлого, которая появляется в белом, как в свадебной одежде, и разговаривает неестественным голосом, напоминает или сумасшедшую, похожую на героиню романа Уилки Коллинза «Женщина в белом», или фигуру из несуществующего пространства. Ее появление и содействует разделению мира, изображенного в спектакле, на два измерения — мир реальный, бытовой (с мебелью и подарками, коробками для вещей и специфическими жизненными талисманами), и мир воображаемый, мистический, вымышленный.
Сценическое произведение Дмитрия Богомазова построено ретроспективно: намеренно нарушена временная и пространственная целостность спектакля, и зритель воспринимает театральную реальность отдельными картинками, словно перепрыгивает из современности в прошлое, из прошлого — в будущее. Такой эффект достигается посредством киноприемов — специфического, необычного монтажа, а также элементов визуально-музыкального перформанса. Кстати, при нарушении, так сказать, смысловой целостности, оформляется специфическое визуальное и эстетическое единство спектакля «Женщина из прошлого».
Все в спектакле: время, пространство, персонажи — является условным, носителем отдельных знаков-символов. Кажется, режиссер испытывает зрителя, рассыпая, как бусины, определенные философские сентенции, которые родились еще в работах Дмитрия Богомазова «70 оборотов, или немного вина», «Смерть Тарелкина» и т.д. на сцене Театра драмы и комедии. Имеются в виду в первую очередь проблемы жизни и смерти, смысла человеческого существования. Можно даже говорить, что режиссер пытается создать специфический образ этой жизни. В спектакле «Женщина из прошлого» жизнь понимается, как… коробка, которую мы наполняем, проживая годы, различным «мусором». Причем, чем старше становится человек, тем больше коробка. Впоследствии коробки умножаются, переполняются... И что же дальше?.. Просто вываливается дно. Кстати, коробка как смысловой лейтмотив появляется почти в каждой картине сценического произведения: она является предметом диалогов и вполне материальной вещью, а также геометрической фигурой, нарисованной мелом. Однако каждый может оставить след в этой жизни, даже банальным образом. Именно поэтому один из героев хочет хоть как-то «зафиксироваться» на этой земле, написав мелом на стене свое имя.
Кстати, использование меловых надписей, а также разграфление сцены на отдельные куски в контексте заданной философии опять же вызывают многочисленные аналогии с известными кинолентами — от «Дневного дозора» Тимура Бекмамбетова (символические надписи на стене с целью изменить жизнь) — до «Догвиля» Ларса Фон Триера с его условностью и эпичностью.
Однако рядом с кинематографическими аллюзиями перед зрителем предстает театральная история, выписанная по-режиссерски добросовестно и качественно. И, несмотря на то что в конце концов все коробки, как это и должно быть, в финале отвезет грузовик — или в небытие, или в другое, иллюзорное будущее, такое завершение спектакля «Женщина из прошлого» не воспринимается с трагическим пафосом. Все существует на грани иронии и здорового театрального цинизма, жизненной правды и эксцентрической фантазии. И между всеми этими кусочками зрительского восприятия не возникает конфликта — они легко и органически вкладываются в целостное впечатление или может… в одну из «коробок»…