На прошлой неделе Национальный духовой оркестр Украины представил в Филармонии программу из произведений Фрэнка Синатры. Концерт очень понравился слушателям. Вопреки стереотипам, что духовой оркестр — это марши и «садовая» музыка, этот коллектив играет, можно сказать, все! Не так давно на базе оркестра был создан биг-бенд, так называемый оркестр в оркестре! Как функционирует бенд в рамках статусного коллектива, что играет, когда и для кого — об этом и другом читателям «Дня» рассказал дирижер духового оркестра, руководитель известного джаз-бенда «Drum Art Big Band» Алексей Викулов.
— Играю джаз с самого детства, по сути с 10 лет, — признается А. Викулов.— В Днипре, откуда я родом, у нас был молодежный биг-бенд под руководством Стаса Варшавского, который потом эмигрировал в Германию. Впоследствии я играл уже в профессиональном «Губернаторском» биг-бенд-оркестре под руководством Юрия Паламарчука, это тоже было в Днипре. Позже решил поступить в Киевскую консерваторию, которую закончил как тромбонист. На протяжении обучения джаз фактически не играл... Но пришло время — и организовал собственный джаз-оркестр «Drum Art Big Band».
— Почему возникла идея создать джаз-бенд при Национальном духовом оркестре?
— Идея возникла спонтанно. Духовой оркестр и раньше исполнял произведения из джазового репертуара, но это была несистемная практика, один-два джазовые концерта в год. Кроме того, эти концерты оркестр играл полным составом. А когда я пришел в коллектив, то мы начали играть в классическом формате биг-бенда. На тот момент как раз был заказ оркестра на джазовую программу. С тех пор мы начали заниматься джазом систематически. Фактически биг-бенд на постоянной основе возник год назад.
— Вы начинали как тромбонист этого оркестра, а затем приняли участие в конкурсе на замещение должности дирижера?
— Нет, я начинал как тромбонист Филармонического симфонического оркестра. Параллельно учился на дирижера в Киевской консерватории (в классе Леонида Георгиевича Тихонова). И когда в Духовом оркестре год назад объявили конкурс на замещение должности дирижера, я принял в нем участие.
— Что представляет собой биг-бенд при духовом оркестре?
— Это классический биг-бенд, до 20 музыкантов: 5 саксофонов, 4—5 труб, 4—5 тромбонов, ритм-секция тоже четыре мужчины (рояль, ритм-гитара, бас-гитара и барабаны). Иногда добавляется перкуссия, солисты. В прошлом году была очень большая нагрузка именно на биг-бенд, потому что было много заказов на джазовые программы, в частности состоялась серия концертов «Джаз на пляже» (на Трухановом острове).
— Большинство музыкантов оркестра имеют академическое образование, воспитаны на академическом репертуаре. Не сложно ли им «переключаться» на джаз?
— Вначале было сложно, потому что большинство музыкантов начинали играть джаз с нуля. Фактически 80% людей в оркестре — это классические академические музыканты. И только 20% либо раньше интересовались джазом, либо играли его, им было проще. Большинство музыкантов открыли для себя новый мир джазовой манеры игры и штриховой культуры исполнения. Но когда прозвучала идея джаз-бенда, у всех без исключения было большое желание играть джаз, потому дело пошло относительно легко. В конце концов, все музыканты — профессионалы. Самое главное то, что всем очень нравится играть джаз, по крайней мере на репетициях точно никто не скучает, для нас это своеобразное утешение.
— Джаза не бывает без импровизации. Как с этим справляетесь, ведь импровизировать может не каждый?
— Безусловно. Импровизируют у нас отдельные музыканты, у которых это получается очень хорошо. Но есть и такие, которые учатся, для них джаз — это возможность творческого развития, роста.
— Расскажите о репертуаре биг-бенда.
— Репертуара более чем достаточно. У Духового оркестра достаточно большая библиотека, которая включает в целом около трех тысяч произведений. Бывает, что ноты даю я из своей личной библиотеки. Часто мы обмениваемся репертуаром с другими коллективами или ноты нам дарят. Чрезвычайно большой вклад в расширение нотного материала и репертуара оркестра сделал Алексей Баженов, бывший дирижер Национального академического духового оркестра. Он сделал невероятное количество переложений для нашего духового оркестра, это в частности и переложение джазовых стандартов. Некоторые аранжировки именно джазовых произведений делаю я сам. Но это занимает очень много времени.
— Кто является солистами, которых приглашаете на свои программы?
— На данный момент мы постоянно сотрудничаем с двумя солистами, это Виталий Костенко, который пел в программе «Фрэнк Синатра» (его пригласил к сотрудничеству еще Алексей Баженов) и Маргарита Мелешко, финалистка телешоу «Голос страны-6».
Приблизительно раз в месяц мы выступаем на сцене Национальной филармонии. Джазовые и популярные эстрадные программы очень любит публика, а мы получаем наслаждение от своей работы. До конца сезона планируем представить еще три-четыре программы.