Это уникальное издание знакомит с жизненным и творческим путем большого патриота Украины, скульптора, этнографа, общественного деятеля, заслуженного деятеля искусств, Шевченковского лауреата, народного художника Украины Ивана Макаровича Гончара (1911—1993).
Он действительно был одержим и об этом своем непростом пути в искусство, в широкий мир, о наиболее ярких моментах жизни, начиная с детства, рассказывает в воспоминаниях, написанных легко и поэтически. «Если бы не был художником — стал бы поэтом», — сознался как-то. Сельскому юноше из благословенной Черкасщины, из Шевченковских краев, суждено было выйти на борьбу с безразличием, низостью, подлостью — и победить. Перед нами предстает судьба талантливого человека-патриота на фоне адской эпохи голодоморов, чисток всего национально сознательного, а затем — войны...
Гончар прошел ее ад, штурмовал Берлин, выжил, награжден орденами и медалями, — а потом стремительно поднялся как талантливый скульптор (его этапную работу «Молодой Тарас Шевченко», 1949 г., в которой художник, впервые отошел от сложившегося тогда стереотипа представлении Кобзаря в последний период жизни, показал поэта таким, каким тот возвращался в Украину после окончания Петербургской академии искусств, приобрела Государственная Третьяковская галерея; скульптура принадлежит к лучшим произведениям украинской Шевченкианы; в целом же «Шевченкиана» Гончара достаточно богата: «Тарас-водоноша», 1938 г.; «Тарас Шевченко», 1961 г.; «Т.Г.Шевченко с сестрой», 1963 г.; «Тарас Шевченко», 1983 г.); памятник М. Горькому украсил набережную в Ялте, 1956 г.; Иван Макарович избран главой секции скульптуры Киевской организации Союза художников УССР, членом Художественного фонда СССР. Так, после участия в выставке, посвященной Декаде украинской литературы и искусства в Москве в 1960 г., он удостоен звания заслуженного деятеля искусств УССР; в 1966 г. Украинская студия хроникально-документальных фильмов выпустила фильм «Соната о художнике», посвященный жизни и творчеству И. Гончара). Полностью окунувшись в работу, мастер создает один за одним колоритные и эмоциональные барельефы, бюсты, памятники писателям, труженикам, национальным героям нашего народа...
Еще тогда, проходя во время боев по родной земле и видя, как в огне погибают многовековые творческие достояния народа, он задумал свой домашний музей, чтобы не только сберечь народные сокровища от уничтожения, а вопреки официальной политике унификации и нивелирования всего национального, открыть глаза обществу на красоту народного искусства и его безусловную ценность. А еще — самому как художнику вобрать тот дух, то совершенство, которое аккумулировал в своем творчестве гений народа. Поэтому после длительной подготовки музей в 1959 году открылся — в нововыстроенном по улице Январского Восстания...
А в 1960-е годы Гончар был среди тех, кто, преодолевая многолетнее безразличие и страх, создавал Общество охраны памятников истории и культуры. Во многочисленных поездках по Украине он собирает этнографический материал — по большей части покупает на свои собственные средства, хотя немало экспонатов люди и дарили: «у вас сохранится», — и ведет дорожные заметки. Встречи, знакомства, изучение народной творческой культуры, отважная защита культовых сооружений, которые атеистическая власть обязалась стереть с лица земли, — а там, в храмах, считает художник, народ хранит свои наилучшие творческие творения... Вокруг музея группировалась молодежь, узнавала свои национальные корни, возрождала давние украинские традиции и обычаи; Гончар нарядил в свою коллекцию первозданного народного одеяния, достав его из сундуков, первую ватагу киевских колядовальников, а потом — и хор «Гомон» Леопольда Ященко...
«Бдительные органы», псы системы, видели во всем этом дерзкий национализм, антисоветчину. Поэтому в 1972 г. Гончара после «обработки» исключили из партии с формулировкой причины — «за антипартийную деятельность». Для «главной и направляющей силы» любовь к родному, к родной культуре показалась вражеской. А еще было запрещено принимать посетителей, не давали работы, в прессе началась кампания наговоров, изоляции, запугиваний — т.е. многолетнее моральное изматывание, а точнее — убийство уже немолодого человека. Вокруг усадьбы мастера кружили, как вороны, стукачи, фиксировали всех, кто осмелился, вопреки негласным установкам, наведаться и поддержать хозяина, который хотел не допустить угасание очага национального самосознания. Гончару угрожали сжечь музей вместе с ним. И не раз, выходя на прогулку, он не знал, вернется ли домой. Его не посадили за решетку только потому, что он был слишком заметной фигурой, был Патриархом, как называли Ивана Макаровича в самом КГБ... И только в 1988 году, когда пришла перестройка, наконец открылась первая большая персональная выставка художника, которая всколыхнула не только Киев, а и всю Украину. Потому что творчество Гончара — скульптора и художника — предстало как выдающееся явление, а жизнь его — как подвиг.
Об этих бурных, интересных и сложных годах Иван Макарович рассказал в книге «Как это началось», укомплектовав из своих дорожных заметок, которые вел с середины 50 х годов до начала 90-х годов (они также вошли в издание «Мастер»). «С большим терпением и усилием мне пришлось выстоять этот душевный террор. Как хочется, чтобы он никогда не повторился... В таких условиях дискриминации тяжело было не только создавать, а просто жить, да еще и с подорванным на войне здоровьем. Но я нашел в себе силы и упрямо работал, не покладая рук, и за этот период (15 лет) создал больше, чем за все предыдущее творческое время...» — пишет он, завершая свои заметки. В частности именно в это время художник, взяв за основу свой почти тридцатитысячный творческий сборник, (в котором только рушников свыше тысячи) составил многотомный альбом «Украина и украинцы», который стал очень значимым фактом нашей культуры, достойным большого почета и благодарности всех будущих поколений украинцев.
Возможно, наиболее интригующий раздел «Мастера» — «Голос народа»: выбраны записи из 12 томной «Книгивпечатлений», которую Гончар завел, когда открылся музей. Здесь собраны сотни имен со всех уголков не только Украины, а и мира, здесь безудержный водопад эмоций наивысших градусов. Есть записи откровенные, а есть достаточно завуалированные, потому что за проявление патриотических чувств по голове тогда не гладили, а наоборот. В годы «умеренные» записей много, в годы «давления» — только отдельные или и ни одного. Через просветительское горнило избы Гончара впоследствии прошло много известных людей: изба была как причастие к раю. Хотя может навести на размышление и тот факт, что кое-кто ее обходил стороной...
«Замечательно! Несравненно! Только здесь я увидел, на что способен наш украинский народ. Только здесь я почувствовал, что значит для меня моя Украина. Искренне благодарю Вас, Иван Макарович, за это наслаждение» (22.X.1967 г. С. Павленко); «Выставка поражает богатством национального материала, искренностью и щедростью автора. Иван Макарович Гончар — это гордость нашего народа, хранитель украинских традиций. Дело чести нас, украинцев, — чтобы увидел мир альбом (многотомный) «Украина и украинцы». Спасибо, Иван Макарович, за Ваше большое сердце (23.I.1988 г. Г. Донец); «Это — настоящая Академия украинознавства. Для нее нужен большой музей!» (30.I.1988 г. Б. Ищенко); «Тяжело сегодня назвать человека, который бы сделал столько для спасения национальной культуры своего народа, как Иван Макарович Гончар. Собственно, если взглянуть правде в глаза, — благодаря его титаническому жертвенному труду спасена существенная часть наших духовных корней...» (30.I.1988 г. Правнучка Т.Г. Шевченко Л.А. Красицкая); «Посетила Ваш музей, уважаемый Иван Макарович, это праздник, — он согрел душу во время моего первого пребывания в Украине. Дай Бог, чтобы Вы и Украина дождались создания величественного музея, чтобы украинцы черпали это народного богатства, которое Вы им подарили. Многая лета!» (9.VII.1992 г. Дарья Городицкая, США); «Во-первых, что поражает в музее несравненного Ивана Макаровича, — это гигантский труд. И приходит мысль: «Как это возможно, чтобы один человек мог выполнить такой труд?!» Это украинская национальная и духовная Академия! Когда нации угрожает смертельная опасность, приходит Величие Духа, который спасает ее от гибели. К таким принадлежит Иван Макарович! Счастья Вам Божьего на многие лета!!!» (21.VII.1992 г. Архиепископ УПЦ Киевского Патриархата Владимир (Романюк))...
В книге «Мастер», которую открывает вступительное слово профессора Василия Яременко, также есть ценные записи из дневников И. Гончара с его бескомпромиссными суждениями о сильных тогдашнего мира, сокровенными размышлениями о родной культуре и ее истории, исповедью о своей собственной тернистой дороге как художника и многое другое. Этот голос неутомимого подвижника и патриота, вдохновителя нашего духовного возрождения наилучшим образом открывает нам ту эпоху и становится большой школой любви и верности идеалам для современной молодежи.
Он считал себя счастливым. Он знал свою миссию в этом мире — и выполнил ее до конца. «Если бы пришлось начать жизнь сначала, прожил бы так же», — говорил нам.
...Впервые посетив Киев в конце 1960-х годов и вместе со своей группой с Балтского педучилища побывав в домашнем музее Ивана Гончара, я, как и многие, пережила шок от увиденного — той концентрированной красоты изделий народного искусства. Мы с хозяином познакомились и начали переписываться. Я высылала Ивану Макаровичу фотографии своих родственников, где они были изображены в национальном одеянии. Гончар тогда пребывал в расцвете творческих сил и заслуженной славы. Моя душа еще сном-духом не ведала, что спустя несколько лет стану киевлянкой и буду жить неподалеку от усадьбы Ивана Макаровича, которого на то страшное время — начало 1970-х годов — уже зажмут адские тиски обструкции... Жизнь подарила мне большую возможность — знать Гончара и многому у него научиться. Впоследствии, когда улицу Степана Ковнира снесли, я вместе с семьей переехала на Оболонь, но связь с художником не оборвалась. Наоборот, небольшая горстка людей осталась тогда верна своему учителю и не оставила его в беде...
Идея книги возникла тогда, когда я упорядочивала свой архив и неожиданно отыскала разложенные в различные папки и уже практически забытые странички из своего дневника 1980— 1990-х годов прошлого века. Перечитав, признала их не только интересными, а с культурологической стороны, очень ценными. В них говорила не только моя душа, а также то сумбурно-апокалиптическое время, где вселенной, мерилом всему был Гончар.
Сами по себе заметки небольшие по объему и мало о чем скажут тому, кто не бывал в музее на печерских склонах, не имел счастья близко общаться с Иваном Макаровичем и не познал величия, магии этой личности или, скажем, совсем не слышал о нем. А вот в контексте эпохи со всеми ее перипетиями и еще и с предоставлением голоса самого Гончара это весомо...
Безусловно, без помощи музея И.М. Гончара этого издания не было бы. Потому что, как распорядитель, я все брала из его архивов. Пережила настоящий катарсис, когда перелистала и перечитала все те 12 томов многолетних записей посетителей домашнего музея подвижника. Их стоило бы представить абсолютно все, и когда- то, может, это произойдет, потому что это — летопись нашего прозрения. Однако в данном случае, ограниченная жесткими рамками книжного объема, вынужденная выбрать только наиболее характерные записи.
Скажу честно: было очень приятно работать над этим томом. Я как будто вернулась в свою молодость, как будто снова пережила те свои годы, встречи с Иваном Макаровичем и Аделью Петровной, наши разговоры, дискуссии, открытия, неприятности и надежды.
Не сразу постигла цену этому дару судьбы — близко знать Гончара и общаться с ним, делала свои заметки схематично, от случая к случаю, потому что, если честно, и в моей жизни проблем хватало. Первая найденная запись — аж в 1983 году. Теперь могу только развести руками на ту свою незрелость и недальновидность...
«... Если кто-то приезжает из-за границы, посылают ко мне: «Это художник с национальным лицом». Это для мастера — наивысшая оценка. Потому что он постиг душу народа, знает его культуру, историю, передает ее, характер народа...» (из записи за 3.V.1987).
«...Иван Макарович рассказывает: «Я встал как-то утром, вышел к своей коллекции, — а она светится, светится...И я подумал: если ее заберут, то умру, и это будет моя духовная смерть; а если что-то сделают... Что будет, то будет, а будет то, что Бог даст, как говорил Богдан Хмельницкий. Караюсь, мучаюсь, но не каюсь. И стал тяжело жить...» (из записи за 16.X.1988 г.)...
Не имею никаких амбиций относительно своей роли в выходе этой книжки. Я просто выполнила свой долг, сделала то, что вынуждена была когда-то сделать, потому что называла Гончара своим духовным отцом не ради красного словца, а на самом деле считала и считаю его таким. Собственно, немало из того, что мы делаем теперь, является проекцией его желаний, надежд, завещаний. Или озвученных им каким-то образом, или нет. С расстояния времени многое и в моей судьбе видится по-новому.
Издательство МАУП, кроме прекрасного оформления, представило в книге «Майстер. Терни і лаври Iвана Гончара» много фотографий из архива художника и сделало издание очень величественным и праздничным, за что ему большая и искренняя благодарность.