Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Знаменитый баритон дорожит своими «украинскими корнями»

Дмитрий Хворостовский признался, что у него еще не было такого гармоничного по ощущению публики камерного концерта, как в Киеве
6 июля, 2011 - 20:05
ФОТО АЛЕКСАНДРА КАДНИКОВА

В Национальной филармонии Украины выступил знаменитый баритон Дмитрий Хворостовский. Этот концерт должен был стать бонусом от организаторов фестиваля «Лестница к Небу» (Сходи до Неба), гала-представление которого с участием выдающегося певца планировалось провести в формате open-air 28 июня на Европейской площади. Но, как писал «День» №111, из-за непогоды шоу пришлось перенести на август, поэтому сольный концерт Хворостовского вместо послесловия к фестивалю, как задумывалось организаторами акции, превратился в предисловие к нему.

Напомним, в последнее время украинская публика, благодаря организаторам фестиваля «Сходи до Неба», встречалась со всемирно известным баритоном уже дважды — во время мартовского турне (Донецк, Одесса и Львов) и на мастер-классе, прошедшем под эгидой форума, накануне сольного концерта Дмитрия Хворостовского в Национальной филармонии Украины. Он был рассчитан на студентов-вокалистов НМАУ им. П. Чайковского, впрочем, на встречу пришли многие педагоги и просто поклонники творчества певца. Первое, что отметил Хворостовский, — это необычайная искренность украинской публики, жажда внимать каждому слову, жесту, взгляду артиста. В то же время удовлетворить такую аудиторию — труднейшая задача! С ней нельзя заигрывать, шутить. Ее можно только искренне любить.

Кстати, ситуация с концертом 1 июля оказалась сложной: для организаторов — из-за пробки на киевских дорогах, затянувшейся аж на пару часов; для зрителей — оттого, что, придя на концерт Дмитрия Хворостовского, они неожиданно попали и на показ... коллекции вечерних платьев известного модельера Ольги Симоновой (модели дефилировали под джазовые записи в фойе Колонного зала им. Лысенко, а дефиле сдабривалось стихами о Женщине и Красоте в исполнении автора — президента феста «Сходи до Неба» Владимира Симонова); и для Хворостовского начало концерта оказалось нелегким — он встретился с несколько взвинченной аудиторией (суматоха возникла из-за рассадки гостей, т.к. вход по пригласительным билетам не предусматривал конкретных мест). Впрочем, как только зазвучал бархатный голос Дмитрия Хворостовского, слушатели позабыли обо всем, очарованные вокалом и харизмой артиста. Программа концерта состояла из классических шедевров. В первом отделении прозвучали романсы Петра Чайковского, во втором — Сергея Рахманинова.

С первого номера Хворостовский попробовал кокетничать с залом, интонируя фразу «как я страдал» в романсе «Нет, только тот, кто знал» Чайковского с улыбкой, неожиданно сменившей серьезное выражение лица... Дмитрий демонстрировал прекрасное профессиональное дыхание, легкую вокализацию, безупречную технику, выразительную мимику и актерское мастерство, превращая каждый романс в своеобразный моноспектакль. После четвертого или пятого романса, в том числе «Подвига» на стихи Хомякова, Хворостовский поразил слушателей глубиной проживания образа, и это сочинение прозвучало как напутствующая речь сурового, мудрого седого учителя своим ученикам; с теплотой и отцовской нежностью был исполнен и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг» на стихи Фета.

После антракта, во втором отделении концерта, невидимой грани между артистом и публикой уже не существовало, это было как будто одно целое. Искусные романсы Сергея Рахманинова Хворостовский мастерски исполнял на одном дыхании, как будто бы atacca, словно это не отдельные произведения, а вокальный цикл. Удивительна способность певца, перевоплощаясь в тот или иной художественный образ, одновременно быть открытым публике (такое вот качество «интро-экстравертности»), а также умение не только концентрировать на себе внимание, но и манипулировать им, заставляя слушателя затаить дыхание на тянущемся, прозрачном, тихо угасающем звуке. Следует отдать должное концертмейстеру Хворостовского, профессору Эстонской консерватории, пианисту Ивари Илья, по сути, доставшемуся певцу «в наследство» от блистательной оперной певицы Ирины Архиповой. Пианист собран, интеллигентен, по-эстонски сдержан, он обладает редчайшей способностью концертмейстера быть своего рода тылом певца и в то же время как бы растворяться в нем. Ведь Дмитрий Хворостовский исполняет очень свободно-эмоционально, его интерпретации зачастую базируются на игре с музыкальным временем, в т.ч. ритмом и динамикой. Однако Ивари Илья очень хорошо чувствует партнера, он, как всякий талантливый концертмейстер, — и ведом, и ведущий...

После продолжительных аплодисментов по окончании программы Дмитрий дважды вышел на бис — с Ивари, исполнив итальянскую арию, и один, с песней «Прощай, радость». Это было не совсем академическое исполнение народной песни, но пение вполголоса, напевание, в котором было что-то родное — и светлое воспоминание о родине (особенно трогательно на диалекте прозвучало слово «пясочек», вместо «песочек»), и глубокая печаль, и страсть, и славянская отчаянность...

После концерта Дмитрий Александрович Хворостовский признался, что у него никогда еще не было такого камерного концерта — такого же гармоничного и целостного по ощущению публики, — как в Киеве. И нет причин ему не верить...

Знаменитый баритон подчеркивает, что дорожит своими «украинскими корнями» (его родной дядя живет в Киеве, а дед Хворостовского родом из Винницкой области, в 1937-м он переехал в Пермь, там родился отец будущей мировой звезды).

Гастрольный график артиста очень насыщенный. Страны и континенты мелькают, словно в калейдоскопе. В рамках гастрольного турне Метрополитен-Опера по Японии Дмитрий выступил с партией Родриго в опере Верди «Дон Карло», а 30 июля певца ждут на фестивале Viva Musica в Братиславе (Словакия), 31 состоится его сольный концерт в Юрмале на «Новой волне» (Латвия). Кстати, в новом сезоне Дмитрий как солист выступит в лондонском Ковент-Гардене (это будет его возвращение в знаменитый театр). Хворостовский исполнит роль Валентина в опере Ш. Гуно «Фауст». В спектаклях, первый из которых состоится 18 сентября, а заключительный — 10 октября, заняты звездные исполнители: тенор Витторио Григоло в главной роли, сопрано Анжела Георгиу (Маргарита), бас Рене Папе в роли Мефистофеля, а Эвелино Пидо дирижирует оркестром в Королевском оперном театре. Этой осенью Дмитрий также выступит с сольными концертами в двух европейских культурных столицах: в Лондоне и Берлине. 21 октября баритон возвращается в лондонский Barbican Hall с программой, состоящей из произведений Листа, Форе, Танеева и Чайковского. А 30 октября Хворостовский выступит с этой же сольной программой в Камерном зале в Берлинской филармонии. Аккомпанировать Дмитрию будет его давний коллега, эстонский пианист Ивари Илья.

СПРАВКА «Дня»

Всемирно знаменитый русский баритон Дмитрий Хворостовский родился и учился в Красноярске. В 1989 году Дмитрий стал победителем престижнейшего конкурса «Певец мира» в Кардиффе, Уэльс. С самого начала зрители были поражены его утонченным голосом, врожденной музыкальностью и естественным легато. После оперного дебюта на Западе в Ницце в опере Чайковского «Пиковая Дама» его карьера стремительно развивалась. Дмитрия стали приглашать участвовать в признанных оперных фестивалях и выступать в лучших мировых оперных театрах, таких как Роял-Опера-Хаус, Ковент-Гарден, Метрополитен-Опера в Нью Йорке, Опера Парижа, Государственная Опера Баварии, фестиваль в Зальцбурге, Опера Ла Скала в Милане, Венская Государственная Опера, Лирик Опера Чикаго.

Обширная творческая биография Дмитрия Хворостовского включает в себя как сольные концерты, так и главные партии в мировых операх. Кинодебют Дмитрия состоялся в фильме «Дон Жуан без маски», в партиях Дона Джованни и Лепорелло. Фильм, снят на основе оперы Моцарта «Дон Жуан», получил награды, выпущен фирмой Rhombus Media. Дмитрий успешно сотрудничает с популярным эстрадным композитором Игорем Крутым (с успехом прошли их совместные концерты в Москве, Петербурге и Киеве — моношоу «Дежа Вю»: синтез двух жанров: классического вокала и популярной музыки). Ныне готовятся к выпуску записи концерта Хворостовского и Рене Флеминг в Санкт- Петербурге (DVD), а также два CD с сольным исполнением песен Чайковского и песен на стихи Пушкина.

Олеся НАЙДЮК, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ