Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Золотые» медитации

«Шедевры классической музыки (ретроспектива хитов от И.С. Баха до М. Скорика)» подарят киевлянам флейтист Юрий Шутко и пианист Юрий Кот
21 февраля, 2013 - 12:21
ЮРИЙ ШУТКО / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО, «День»

Концерт состоится 24 февраля в Колонном зале им. Н. Лысенко. О программе и своем замечательном инструменте «Дню» рассказал солист Национальной филармонии Юрий Шутко — уникальный исполнитель, талантливый педагог и автор научных работ о музыкальном искусстве, которого меломаны называют «Золотой флейтой Украины». Кстати, музыкант играет на уникальном инструменте, изготовленном из золота, — причем это не прихоть богемы (все всемирно признанные мастера флейтового искусства признают только золотые или платиновые инструменты). Так, стандартные серебряные флейты, как правило, используются музыкантами в оркестре. А еще их мастерят из дерева, стекла, камня и даже хрусталя!

— Флейта — один их самых древних музыкальных инструментов, которому приписывают множество магических качеств. Со времен Древнего Востока к нам дошли изображения Бога Кришны с флейтой в руках. Известно, что фараон Египта, отец знаменитой Клеопатры, играл на этом инструменте до самозабвения. Существует немало легенд о египетских жрецах, которые играли во время ритуальных церемоний, об индийских заклинателях змей с неизменным атрибутом — флейтой, о средневековых крысоловах, которые заманивали звуками животных,  — рассказывает Юрий ШУТКО.   — Flauto с итальянского языка переводится как «дыхание», «дух», «душа», поскольку звукоизвлечение напрямую связано с вдыханием в инструмент воздуха. Известно, что огромную популярность он получил в XVII—XVIIIвеках, когда звучал при королевских дворах Европы. Искусным флейтистом был прусский король Фридрих Великий. Но больше всех флейтой восхищались французы. Кстати, именно в Париже этот инструмент (по спецзаказу Наполеона III) был изготовлен из горного хрусталя и подарен выдающемуся виртуозу того времени Луи Друэ, который с 16 лет давал уроки игры на флейте брату французского императора королю Голландии Людовику I.

— Сегодня вы — единственный музыкант в нашей стране, который играет на золотой флейте, а где вы ее купили?

— Раньше у меня не было такого инструмента, от чего страдало качество исполнения, поэтому 13       лет назад я собрал все свои сбережения и поехал в Лондон. Там есть один из крупнейших в мире магазинов по продаже флейт, а в нем отдел японской фирмы Sankyo, которая производит из специального сплава золота фантастические по своему качеству флейты.

— От чего зависит качество флейты?

— Показателем качества инструмента является богатство и сила извлекаемого из него звучания, зависящего от металла, из которого он изготовлен. Чем больше его плотность, тем богаче тембровая палитра. Золотая флейта имеет сильный звук и по тембру приближается к скрипке, а платиновая напоминает человеческий голос.

Однажды со мной произошел удивительный случай. Проходя стажировку во Франции, я утром выходил на берег реки Дордонь, чтобы полюбоваться рассветом и поиграть на флейте в одиночестве. Исполняя пьесу «Сиринкс» Клода Дебюсси, увидел, как к берегу начали подплывать косяки рыб. Их обуял какой-то странный танец, во время которого они переворачивались на брюшко и обратно. Это продолжалось на протяжении звучания всего произведения! Наверное, великий Моцарт знал о необычных свойствах этого инструмента, поэтому и назвал свою последнюю оперу «Волшебная флейта».

— Будет интересно, если 24 февраля во время концерта в Национальной филармонии слушатели станут свидетелями волшебства...

— Экстрасенсорных сеансов не обещаю, а эстетическое наслаждение от прослушивания шедевров классической музыки, которые я буду исполнять вместе с одним из лучших пианистов современности Юрием Котом, вы непременно получите. В программе прозвучат много хитов классической музыки. Среди них есть и такие шедевры, возникновение которых связано со знаменитыми историческими личностями. Речь идет о Вариациях на тему «Зеленые рукава» неизвестного автора XVI века. Несмотря на анонимность композитора, создание баллады часто приписывают английскому королю Генриху VIII. Он якобы адресовал ее своей возлюбленной Анне Болейн, ставшей его второй женой и первой королевой в истории Англии, которая была публично казнена за измену.

Очень известной в музыкальных кругах считается пьеса из оперы композитора-романтика Жюля Массне «Таис» под названием «Медитация». Прообразом для ее написания послужила история знатной куртизанки, которая под конец своей жизни решила прийти к Богу. Нынче ее знают верующие христиане, как святую Таисию Египетскую. Окутана мифической канвой и композиция французского композитора Альбера Русселя «Пан» из сюиты «Игроки на флейте». Она посвящена древнегреческому богу Пану, который, согласно легенде Вергилия, стал создателем первой флейты. А вдохновила на это его печальная история любви к прекрасной нимфе Сиринкс, которая была превращена богиней Геей в тростник. Неутешительный Пан, тоскуя по утраченной возлюбленной, смастерил из него свирель, которая получила название флейты Пана. Она и стала прародителем современного инструмента... И это  — далеко не все произведения, которые прозвучат на концерте. Будут исполнены хиты украинских композиторов Мирослава Скорика, Станислава Людкевича и других композиторов. На вечере слушатели смогут мысленно путешествовать по прекрасному миру немецкой, французской, итальянской, венгерской, русской и украинской музыки.

Александра ТИМОЩУК, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ