Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Звезда по имени Соломия Крушельницкая

Музыкально-мемориальный музей легендарной оперной певицы и педагога отмечает свое 20-летие
10 ноября, 2009 - 20:05

Львовская улица Соломии Крушельницкой — одна из длинных и узких, на которой робко ютятся старые каменные дома и завистливо смотрят на парк Костюшко, который смело раскинулся напротив них. На фасаде одной из камениц под номером 23, висит мемориальная доска (работа львовского скульптора Э. Мысько): «В этом доме с 1903 по 1952 годы проживала выдающаяся украинская певица Соломия Крушельницкая», а слева — табличка «Музыкально-мемориальный музей Соломии Крушельницкой» (он находится на втором этаже дома).

Трехэтажный каменный дом, построенный в 1884 г. по проекту Якуба Кроха, Соломия Амвросиевна Крушельницкая купила в 1903 году для себя и семьи. Хотя бывала в нем достаточно редко, потому что постоянно гастролировала по различным странам: Италии, Португалии, Египту, Алжиру, Испании, Аргентине, США и Канаде. В 1939 г., после смерти своего мужа Чезаре Риччони, певица переезжает к родным в Галичину и поселяется на постоянное место во Львове. В этом же году дом Крушельницкой был национализирован советской властью, а ей предоставили четыре комнаты, в которых Соломия Амвросиевна жила, работая профессором кафедры сольного пения Львовской государственной консерватории имени Лысенко (с 1944 по 1952 гг.), и до последних дней своей жизни, — а это почти 50 лет! Но нужно отметить, что ее преподавательская деятельность только начавшись, чуть было не закончилась. Во время «чистки кадров от националистических элементов» ей инкриминировали отсутствие консерваторского диплома. Позже диплом был найден в фондах Городского исторического музея. Живя и занимаясь преподавательской работой в Советском Союзе, Соломия Амвросиевна, невзирая на многочисленные обращения, долгое время не могла получить советское гражданство, оставаясь подданной Италии. Наконец, написав заявление о передаче своей итальянской виллы и всего имущества советскому государству, Крушельницкая стала гражданкой СССР. Виллу сразу продали, компенсировав владелице мизерную часть от ее стоимости. В 1951 г. ей присвоили звание Заслуженного деятеля искусств УССР, а в октябре 1952 года, за месяц до своей кончины, Соломия Крушельницкая наконец получила звание профессора. 16 ноября перестало биться сердце великой певицы. Ее похоронили во Львове на Лычаковском кладбище рядом с могилой друга и наставника — Ивана Франко...

Переступив порог музея, попадаешь в плен атмосферы музыкально-светской жизни начала XX века.

— Сегодня посетители приходят в музей не за информацией, потому что ее достаточно в современном информационном пространстве, а за ощущением и аутентичностью. Именно это они находят в нашем музее благодаря художественной концепции художника Ореста Скопа — создание «мемориальности» и интерьера во всех семи экспозиционных залах, — рассказала директор музея Галина Тихобаева. — Музей им. Соломии Крушельницкой начал свою работу в октябре 1989 года как отдел Львовского литературно-мемориального музея им. И. Франко, с весны 1991 г. получил статус «Музыкально-мемориального музея имени Соломии Крушельницкой», а с 1995 г. стал самостоятельным государственным учреждением, в этом же году был открыт и его филиал — «Мемориальный дом-музей имени Станислава Людкевича».

Основателями и инициаторами создания Музея Крушельницкой во Львове была Одарка Бондривская — племянница, дочка старшей сестры певицы — Осипы, которая сумела сохранить личный архив своей знаменитой тети; а также исследователи ее творчества — выдающийся киевский искусствовед Михаил Головащенко, который еще в 80-х годах передал в музей часть своего архива о Крушельницкой, большинство экспонатов из него сейчас представлены на постоянно действующей выставке, и Иван Деркач — автор первой книги о певице.

Основную экспозицию музея составляют оригинальные материалы конца XIX начала XX веков, связанные с оперным творчеством Соломии Крушельницкой (1872 — 1952 гг.). Еще при жизни она была признана самой выдающейся певицей мира. Среди ее многочисленных наград и знаков отличия, в частности, звание «Вагнеровская примадонна» XX века. Петь с Соломией Крушельницкой на одной сцене считали за честь Энрико Карузо, Титто Руффо, Федор Шаляпин. Итальянский композитор Джакомо Пуччини подарил примадонне свой портрет с надписью «Самой прекрасной и самой великолепной Баттерфляй»!

Музейный фонд знаменитой певицы составляет: личный архив, оригинальные фотографии из частной и оперной жизни, нотная литература, воспоминания, эпистолярное наследие, ее собственные театральные костюмы, афиши, концерты, отзывы музыкальных критиков в прессе, личные вещи, а также пластинки с записями ее голоса. В музее также собрана наибольшая подборка документальных материалов о пребывании Крущельницкой во Львове еще в начале своей карьеры, когда она в 1891 — 1893 годах училась сольному пению у профессора Валерия Высоцкого в консерватории Галицкого музыкального общества, а в 1893 г. на сцене Театра Скарбика (ныне Театр им. М. Заньковецкой) состоялся ее дебют в опере Г. Доницетти «Фаворитка», и в 1903 г. — выступления на сцене Городского театра (теперь Львовский театр оперы и балета имени Соломии Крушельницкой).

В 2008 — 2009 годах основная фондовая подборка музея пополнилась второй частью ценных материалов из личного архива М. Головацкого, которую по завещанию отца подарил его сын Тарас.

— На сегодня в музее насчитывается 20 тысяч сохраненных единиц, — прокомментировала главный хранитель фондов музея Ирина Криворучка. — Но кроме основного фонда Крушельницкой в музее хранятся экспонаты, связанные с другими украинскими выдающимися певцами, которые жили за границей: материалы из личного архива и два художественных портрета, написанные в Вене в 20-е годы XX века всемирно известной концертной пианистки Любки Колесы, Мирослава Скала-Старицкого — оперного и камерного певца (тенор), Иванны Синенькой-Иваницкой — известной украинской певицы лирико-драматического сопрано, Иры Маланюк — выдающейся оперной вокалистки второй половины XX века, блестящей и непревзойденной исполнительницы вагнеровского репертуара. Внук Модеста Менцинского, обладателя титула «Каммерзингер» — подарил музею ценные биографические документы своего деда и его личное фортепиано, которое находится в Музыкальном салоне. Пополнила музейные экспонаты уникальная коллекция львовского скрипача Ярослава Грицая — более двух с половиной тысяч оригинальных грампластинок первой половины XX века, выпущенные ведущими фирмами звукозаписи. Однако из-за нехватки помещений многим людям приходится отказывать в принятии их архивных документов и коллекций. Так было со Степаном Максимюком из США, который предложил музею наибольшую в мире коллекцию грампластинок украинских исполнителей начала XX века, — и это огорчительно.

Нет в музее ни выставочного, ни концертного залов, которые очень нужны, а в филиале — Музее Людкевича, где работает вдова композитора, кандидат искусствоведения Зиновия Штундер, не хватает смотрителя.

Десять тысяч посетителей ежегодно приходят в Музыкально-мемориальный музей Соломии Крушельницкой, известный во Львове как культурный центр, который сотрудничает с музыкантами Австрии, Германии и Швеции. На музыкальные вечера, научные чтения, концерты в Музыкальный салон собираются композиторы, музыковеды и оперные певцы, а также родственники Крушельницкой — профессор ЛНУ им. И. Франко Андрей Содомора, композитор Мирослав Скорик, почетный директор научной библиотеки НАН Украины им. Стефаника Лариса Крушельницкая. Они приходят, чтобы побыть, почувствовать ту атмосферу, в которой творила непревзойденная исполнительница более чем пятидесяти оперных партий — Мадам Баттерфляй, Аида, Электра, Брунгульда. А сама примадонна величественно смотрит на них с портрета Богдана Сойки, который является настоящим украшением музея.

Любовь ДОЛИД
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ