Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Боеспособна ли украинская «медиа-армия?»

Владимир РИЗУН: «Никто не может сказать, сколько Украине нужно специалистов в сфере журналистики, потому что это не исследуется. Соответственно, нет нормального распределения государственного заказа»
5 августа, 2013 - 10:01
ВЛАДИМИР РИЗУН: «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ДОЛЖНА УГЛУБЛЯТЬСЯ В СУТЬ СОБЫТИЯ, ИСКАТЬ ПРИЧИНЫ. НО ВСЕ РАВНО ДОЛЖНА БЫТЬ ЖУРНАЛИСТИКА ДАННЫХ, НАДО ОПЕРИРОВАТЬ ФАКТАМИ, А НЕ ПРОСТО СВОИМ ВИДЕНИЕМ И ПОНИМАНИЕМ»

Уменьшение количества выпускников школ за последний год (в сравнении с 2012 годом — на 6%) не отразилось на стремлении абитуриентов учиться профессии журналиста. Даже наоборот, на некоторых журфаках конкурс достигает астрономических 30—40 лиц на место. Например, конкурсный отбор в Институт журналистики Киевского национального университета имени Т.Шевченко был одним из самых многочисленных в течение нынешней вступительной кампании. По направлению «Реклама и связи с общественностью» на место претендовали 42 абитуриента, а на «Издательское дело и редактирование» — на десять абитуриентов меньше.

И это притом что, профессия «репортер», по версии рейтинга ресурса CareerCast.com, является одним из наихудших рабочих мест, в частности для американцев. Ведь в этой профессии присутствует совмещение стресса с низкой зарплатой, жесткие дедлайны, необходимость работать в любых условиях для получения информации. «Абитуриенты просто не ориентируются в реалиях медиа-сферы, им нужно поступить и попасть в университет, потому они выбирают то, что больше по душе», — объясняет причины заинтересованности профессией директор Института журналистики профессор Владимир РИЗУН.

По мнению специалиста, который уже около 30 лет готовит профессиональных журналистов-вещателей, сегодня в журналистике происходит «кризис профессии». Она связана с падением уровня профессионализма и профессиональной культуры. Причина в том, что в медиа-отрасль пришло очень много людей, которые имеют косвенное отношение к журналистике. Они часто профессию воспринимают на уровне общественной деятельности: «Это такой публицист, на передовой с флагом, в советском понимании этого слова. Возможно, на волне общественной активности они занизили профессиональный уровень журналистики», — отмечает ученый. И напоминает, что в «этой профессии нельзя забывать об определенных технологиях и стандартах, нужно пытаться воспроизводить события более-менее объективно».

«Никто не говорит, что аналитическая журналистика не должна углубляться в суть события, наоборот, она должна искать причины, — продолжает профессор Ризун. — Но все равно должна быть журналистика данных, нужно оперировать фактами, а не просто своим виденьем и пониманием. Другая причина кризиса профессии — топ-менеджмент».

Вместе с тем школы журналистики в Украине не только не угасают, но и широко разрастаются. Специалистов в отрасли журналистики и информации готовят, кроме традиционных альма-матер, заведения инженерного или авиационного профиля. Также в этом году в Институте филологии КНУ имени Т.Шевченко открыли новое отделение — медиа-лингвистика, которое также предусматривает подготовку специалистов в сфере журналистики. В целом, СМИ декларируют количественный диапазон подобных кафедр от 50 до 82, а цифра самих выпускников, по данным ОБСЕ, достигает 10 300 ежегодно. Правда, директор Института журналистики скептически относится к таким расчетам и приводит собственную статистику, согласно которой в Украине существует 39 учебных заведений, дающих подготовку журналистам, а также — лицензированный объем на уровне бакалаврских программ в пределах 7032 получателей дипломов.

Впрочем, даже при скромном подсчете выпускников — это армия. К слову, весенний призыв 2013 года реально соизмерим с журфаковским дембелем. Квалифицированные журналисты Украины за один год количественно могут компенсировать третью часть всей медиакорпорации Би-би-си, заменить пять редакционных коллективов радиокомпании Deutsche Welle, или шесть коллективов газеты The New York Times. Кстати, новоиспеченными журналистами можно 44 раза омолодить всех сотрудников на телеканале «Интер». Но подобным трансформациям, как и переходу количественных изменений в качественные, противостоит украинская система высшего образования, не имеющая четкого планирования.

«Никто не может сказать, сколько нужно специалистов того или иного профиля, по крайней мере журналистов, потому что никто не исследует эти вопросы и, соответственно, нет нормального распределения государственного заказа», — сетует директор Владимир Ризун. Для примера он привел Данию, в которой на первый курс набирают столько абитуриентов, сколько требуют работодатели. Следовательно, уже с самого начала обучения студент закреплен за конкретной редакцией, он знает, где будет работать и какие дисциплины для этого нужно освоить. Соответственно, там практически нет нетрудоустроенных выпускников журфаков. Зато в Украине культура медиа-бизнеса, по словам профессора Ризуна, только зарождается.

Традиционно, эффективность университетов оценивается по количеству выпускников, работающих по специальности. Опрос рекрутинговой компании HeadHunter, проведенный в 2011, показал, что 37,4% опрашиваемых респондентов в Украине трудоустраиваются не по специальности, 25,7% — в сфере, близкой к полученной профессии, и всего 36,6% — непосредственно по специальности. Заместитель начальника отдела госцентра занятости Валентина Плачинда заявила, что «ежегодно в службу занятости обращается 5—7% выпускников учебных заведений. Это значит, что по окончании обучения роботу не получили 93 тысячи выпускников». Кстати, такую же численность имеют сухопутные войска Украины. Армия квалифицированных безработных пополняется из-за стремительного сокращения рабочих мест, часть которых — из медиа-сферы.

СМИ сообщают, что украинский рынок труда на сегодняшний день переполнен в первую очередь выпускниками вузов с экономическими дипломами и специалистами в отрасли менеджмента — именно им теперь сложнее всего найти работу. Но все же если проводить сравнение между дипломированными «акулами пера» и не менее квалифицированными «акулами бизнеса», то ситуация на рынке труда, пусть даже косметически, выглядит более привлекательной для руководителей хозяйственной деятельности. В соответствии с международными показателями, Украина за последний год поднялась на 15 позиций и переместилась с 152 на 137 место в рейтинге благоприятности деловой среды Doing Business-2013, который ежегодно составляет Всемирный банк и Международная финансовая корпорация. Состояние же рынка труда в медиа-сфере для молодых людей не такое обнадеживающее. К тому же эксперты делают акцент на неблагоприятных условиях работы: безнаказанность преступлений против свободы прессы, в частности рекордный 2012 г. с 324 случаями нарушений прав журналистов.

О том, зачем так много молодежи идет учиться на журфаки и выпускников медиа-отрасли какого профессионального уровня страна ежегодно получает тысячами, разговор, безусловно, не окончен.

Константин ГОНЧАРОВ, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ