Как донести тему культуры популярно через радийных ретрансляторов? Что помогает удержать внимание аудитории? И, наконец, имеет ли радио будущее? На эти и другие вопросы участниц ЛШЖ ответила радио— и телеведущая на «Общественном» Галина Бабий. Отойдя от формата интервью, спикер сразу настроила на теплый атмосферный разговор. И начала этот диалог с рассказа о своем «Дне»:
«По пятницам я покупаю выпуск газеты «День» и всегда ее читаю от первой до последней страницы, поскольку считаю, что это всеобъемлющая газета, которая не имеет въедливости или сарказма, освещает главные вещи, исповедует позитив и добро для того, чтобы дать каждому мировоззрение со знаком «+». Отсутствует черная краска, разочарование, цель что-то или кого-то уничтожить. Наблюдается приглашение мыслить критически, смотреть на ситуацию с обеих сторон: одобрительной и сомнительной, но всегда находить «золотую середину». Как преданный читатель «Дня», я чрезвычайно уважаю Ларису Алексеевну Ившину и коллектив, который она создала. Для меня это среда, которую называют «все свои!». Но это не значит, что мы избегаем людей с другим мировоззрением.
Я не являюсь сторонником баталий, которые приводят к фатальным результатам. Мы об этом неоднократно говорили с Ларисой Алексеевной и сошлись на том, что обе поклонницы игры в долгую — тяжелого, нудного, но системного труда, который приводит к эволюционному развитию, потому что имеет в основе своей критическое мышление, накопление знаний, переосмысление, выстраивание своей философской системы и ценностей. Если бы определенные политические силы не руководствовались однодневными и личными потребностями, общество, возможно, развивалось бы в нужном направлении и не попадало бы в кризисные ситуации, когда нужно выходить на Майдан. В значительной мере популистские позиции и лозунги доводят как раз до таких вот гражданских столкновений. «День» пропагандирует ежедневную системную работу над собой, как следствие — постоянное системное влияние на общество ради совершенствования себя и социума».
«ТЕЛЕВИЗИОННОЕ И РАДИЙНОЕ СОЧЕТАНИЕ СРАБОТАЛО»
Пани Галина поделилась и вызовами собственной работы: «Я музыковед, занималась в основном культурными программами. На радио я с самого начала пришла в музыкальную редакцию, куда раньше брали работников только с высшим музыкальным образованием. Уже потом, когда радио стало реформироваться и журналистов начали воспитывать как универсалов, пришлось сначала освоить социальную сферу. Сейчас я уже веду политические программы, хотя их подготовка требует значительно больше времени, чем те темы, с которыми я много лет работала. Мне необходима большая концентрация: умственная, интеллектуальная, и даже физическая. Но я понимаю: если мне это доверяют, должна доверие оправдать.
Программа, которую я веду, — это эксперимент. «РадиоДень» — телерадиопрограмма в эфире Украинского радио, которое, как государственный вещатель, стало базой для создания «Общественного». Это первая программа, которую начали транслировать еще и на телевидении. То есть синтетический двухчасовой эфирный отрезок, который является и радийным, и телевизионным контентом. Это тоже было испытанием. Мы с Романом Колядой начали работать для радиослушателей как телеведущие. Постоянно работать на камеру. В одном ухе слышать телевизионного режиссера, а в другом — радийного. Кроме того, я считаю, что «на камеру» нельзя читать с бумажки. Также считаю, что общение с гостем должно быть «глаза в глаза» и, соответственно — тут же на камеру со зрителем или слушателем. Такие стандарты я выработала для себя, так и работаю.
Мы являемся тем невидимым «крючком», который должен держать человека около радиоприемника. А к экрану часто человек прикипает только из-за картинки, которую он видит. Здесь работает визуальный «крючок», может, даже неважно, что человек говорит. Итак, нужно было решиться на то, чтобы тебя видели. 30 лет проработав «за ширмой», понимая, что все твои ранее наработанные «радиокрючки» не очень трогают. Но впоследствии оказалось, что таки трогают, когда нам сказали, что наши рейтинги в некоторых случаях были выше, чем телевизионный контент. И это при том, что программа выходит в обеденное время — с 13.00-15.00. Телевизионное и радийное сочетание сработало. У нас аудитория существенно увеличилась.
У меня есть также авторская программа «Династии» на Радио «Проминь», которая посвящена украинским семьям, передающим свое дело из поколения в поколение. Моя цель — исследовать феномен крепкой семьи, которая является школой для любой профессии. Программа звучит по четвергам, а в субботу в повторе на 1 канале Украинского радио. И тоже имеет хороший рейтинг.
Возможно, радио скоро станет всего лишь «кирпичиком», вмонтированным в медийный процесс. В так называемую мультимедийную журналистику, в которой сочетается и звуковая, и vision-журналистика.
Поскольку национальная телерадиокомпания, которая сейчас стала базой для создания «Общественного», имеет коллективы — симфонический оркестр, академический хор, оркестр народной и популярной музыки, то мы все, в частности я и мои коллеги, имеем опыт ведения прямых эфиров непосредственно с коллективами, из дома звукозаписи. Это когда концерты транслируются вживую и в радиоэфире и снимаются для телевидения. Это тоже сложные многомерные проекты, с которыми мы справляемся, и это в действительности особенность «Общественного». Ни одна телерадиокомпания не может себе этого позволить, не имея такого художественного ресурса. У нас взаимодействие с коллективами обязательно.
Кроме того, наши коллективы являются базовыми для наполнения украинского художественного фонда. Они же и концертную деятельность осуществляют как имиджевую для «Общественного». Поэтому профиль нашей деятельности — очень широкий.
«ИНТЕРЕС МЕДИАСФЕРЫ К ТВОРЧЕСКИМ СОБЫТИЯМ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ»
Владислава ШЕВЧЕНКО, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
— В этом году в украинской музыкальной сфере произошло много знаковых событий. Уже вспоминали «Бах-333» в Харькове, и сейчас проходил во Львове «LvivMozArt». С вашей точки зрения, адекватно ли освещают эти события в медиасфере Украины и почему плохо или хорошо? И как можно изменить эту ситуацию?
— Как по мне, такие события освещаются намного лучше, нежели это было год или два года назад. Это все было в немножко меньшем масштабе, чем в этом году. Сейчас я точно знаю, что «UA:Культура» — телеканал, где мои коллеги выходят в прямой эфир с концертных площадок, готовят репортажи с фестивалей, делаются записи концертов. Это касается «Общественного». Но и в целом мне кажется, что интерес медиасферы к творческим событиям увеличивается. Сами события делаются намного ярче. Например, фестиваль «LvivMozArt» также пошел по пути разработки мощной промокампании, потому медиа проявили к нему интерес. Вообще больший интерес к тому, что ярче. С другой стороны, пусть не обижаются на меня журналисты, но такие события хорошо комментируют или освещают именно профессиональные критики и обозреватели. Другое дело, что у нас исчезли профессиональные издания... Журналисты или боятся браться за освещение культурных событий, или пользуются общими фразами из пресс-релизов. Но, повторюсь, мне кажется, что больше и больше медиа обращаются к культурной сфере.
Дарья ЧИЖ, Киевский университет Бориса Гринченко:
— Недавно появилась угроза закрытия уникального колледжа кобзарского искусства. Каково отношение к таким процессам и к кобзарскому искусству? Как можно повлиять на выбор молодежи этих учебных заведений, ведь закрываются они именно из-за недобора?
— Как по мне, вопрос сложный. Я была свидетелем, как эта школа возобновлялась, как туда пошел работать преподавателем Владимир Кушпет, как проходил первый набор... Все тогда делалось для возрождения всего национального. Выпускники этого колледжа работают в Национальной капелле бандуристов, в коллективах, которые показали новый рост кобзарского искусства, те же «Шпилясті кобзарі»... Я не говорю, что такой колледж должен быть масштабным, но... бандуры нет больше нигде в мире. Литовцы, например, имеют канклес, который с любовью культивируют и пропагандируют. А мы имеем бандуру, этот серебряный звук струн... Это очень локальные инструменты, но они дают нам наши неповторимые «стежочки» на мировой культурной «вышивке».
Для того, чтобы что-то жило, нужно прилагать много усилий, популяризировать, охранять. Если сейчас закроют Стритовскую школу, то через несколько лет опять будем говорить, что нам нужны бандуристы, потому что кто ж мы такие, о нас в мире не знают. Будет досадно, если школу закроют, ведь все делалось для сохранения уникальности и неповторимости.
Ирина ЛАДИКА, Львовский национальный университет имени Ивана Франко:
— Пани Галина, когда вводили квоты на украинскую музыку, были слышны опасения, что не будет чем заполнять эфир. Однако такие предсказания не исполнились. Является ли квотирование украинской музыки шагом к преодолению стереотипа о «нижчості» украинской культуры?
— Знаете, на Украинском радио с начала 90-х годов была доминанта украинской музыки. Всегда это было украиноязычное радио. Поэтому мне даже не очень близка эта полемика коммерческих станций. Хотя, с другой стороны, понятны. Их владельцы, часто — иностранные, пропагандировали свой контент, и им было не до украинской музыки. Тем более, что украинская музыка, как и украинская культура, является составляющая нашей политики. Если есть украинская музыка, то есть и украинская нация, если нет — то кто мы такие? А вот сейчас квоты — позитивная вещь, потому что даже удалось возродить музыкальную телевизионную премию «Золотая жар-птица»!.. Она недавно была вручена каналом «М-2» во дворце «Украина». Роман Муха, его продюсер, говорил у нас в эфире: «Квотирование положительно влияет на заполнение украинского коммерческого радиоэфира и телеэфира». То есть появились новые клипы на новые украиноязычные песни. Это стало стимулом для исполнителей писать и записываться в студиях. Мне кажется, что все двигается в правильном направлении. Главное — системность. Если это будет и дальше системно внедряться, то это будет позитивная динамика. Возможно, квотирование в будущем не будет и нужно. Зачем нам что-то искать, если есть свой качественный контент? Опять же, я отмечаю, что это мое мнение.
Христина САВЧУК, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко:
— Можно встретить мнение о том, что радио — устаревший формат, и, например, ежегодный опрос в рамках проекта «State media (Государственные СМИ)», который показал, что газеты и радиостанции остаются непопулярными и уровень доверия к этим СМИ составляет 2%. Как вы думаете, имеет ли перспективы этот вид СМИ в будущем?
— По последним данным, радио выходит на очень хорошие показатели по интересам аудитории. Радио первым «пошло» в интернет. Радио есть в разнообразных программных приложениях, девайсах, нас слушает молодежь. Радио сейчас переходит на цифровую платформу, а кабельные радиоприемники начинают постепенно исчезать. Хотя и они еще работают! Радио в интернете доступно где угодно и когда угодно. К сожалению, аудитория, которая не имеет доступа к интернету, проигрывает. А что сделаешь? 1977-й или 1995-й годы уже не вернутся. Поэтому мы не возлагаем надежды на возрождение кабельного радио. Технологии сейчас владеют миром, и если ты хочешь быть информированным, то должен быть в том информационном измерении, в котором живет мир.
— Х. С.: — Я сама из западноукраинского села. У меня всегда дедушка слушал радио, то есть речь идет и о старшем поколении.
— Вот это проводное радио, которое было всегда. Оно имело еще и функции оповещения в случае техногенной или природной катастрофы. Но эта функция сейчас под вопросом, ведь как МЧС или другая структура сработает в этом направлении, неизвестно. Но общенациональная система оповещения, очевидно, должна быть.
Также радио имеет очень большой сегмент аудитории, когда есть подкаст. Он доступен для любой аудитории в любое время. А недавно нам сообщили социологические данные, которые свидетельствуют, что нас во время прямого эфира слушает одновременно 36 тысяч человек! Мне кажется, что это очень большая аудитория.
«ЧТО ДЕЛАТЬ ГАЗЕТЕ?»
— А можно, я задам вам вопрос? — обратилась Галина Бабий к «летнешкольницам». — Как вы думаете, в каком формате должна дальше существовать газета, чтобы она была интересна аудитории? Мы знаем, что сейчас людей приучают к чтению маленьких колоночек, «Твиттер» становится авторитетным, каждому важно первому запостить новость. Так что делать газете?
Эвелина КОТЛЯРОВА, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко:
— Я думаю, что спрос на аналитику никогда не уменьшится. Газета «День» пишет именно такие материалы. Здесь задействован феномен человеческого стремления к осведомленности и заинтересованность. Просто нужно давать больше контента в интернет. Тот аналитический формат, который есть, пусть остается без изменений, просто он должен быть доступным и в интернете.
— Недавно я была в Седневе, а перед тем на Винничине. Во многих селах закрывают «Укрпочту», даже если она одна на несколько окружающих сел. Как нужно воспитывать нацию, чтобы она имела какие-то такие небольшие вещи в виде «клея», который держал бы нас вместе? — задает вопрос пани Галина Бабий. — Вот британцы любят газету. У них, несмотря на то, что это страна очень современная, технологическая, присутствует привычка иметь утром газету. Это что-то такое, как... наша бандура. Это держит их в рамках своей неповторимости. У нас редко сейчас увидишь человека с газетой. Такие люди нынче для меня воспринимаются, как люди-интеллектуалы. Поэтому мне кажется, что газета должна быть признаком цивилизованности человека, особенно такая газета, как «День».
Анастасия КОРОЛЬ, Донецкий национальный университет имени Василя Стуса:
— Также, видимо, нужно разделять, о каких газетах мы говорим. Возможно, если мы говорим о местных «желтых» газетах, то на бумагу, на которой они печатаются, жалко тратить деревья. Это как сравнивать брутальный роман и «Анну Каренину». Издания интересные и качественные — вне конкуренции...
«ВАШ ПРИХОД В ЭТУ ШКОЛУ — ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ СТАРТ»
Во время встречи Галина Бабий поинтересовалась и ознакомленностью «летнешкольниц» с Библиотекой газеты «День». Особенно она отметила старт нового фотоконкурса «Дня».
— Каждый раз, когда такие фотоконкурсы стартуют, на выставку приходит огромное количество народа. Самое интересное, что такие мероприятия охватывают разные возрастные категории: и пенсионеров, и молодежь, и богему, и политиков — абсолютно все, потому что это событие. Я всегда стараюсь быть на открытии и всегда говорю, бывая в Летней школе журналистики газеты «День», что эта среда постепенно превращается в культурный миссийный центр, который внедряет светлое и высокое в обществе. Мне кажется, что ваш приход в эту школу — очень хороший старт. И это очень важно еще и в том, что назревают очень много конфликтов на почве недоразумений поколений. С возрастом это чувствуешь сильнее, потому что все дети получают разное образование по качеству, разное воспитание и, соответственно, разное мировоззрение. Есть такие дети, которые приходят с более разрушительной целью в этот мир и говорят: «Наконец, я его сделаю таким, каким он еще никогда не был». А есть дети, которые понимают, что можно от каждого поколения взять что-то хорошее. Разрушительного в каждом из нас должно быть меньше, а познавательного, желания что-то почерпнуть для своего развития, своего мировоззрения, должно быть больше. Мне интересно слушать ваши идеи, а вам интересно слушать опыт того же Леонида Кравчука или Евгения Марчука...
Критическое мышление — это то, что дает нам возможность воспринять, «профильтровать», переосмыслить и подать информацию с позиций своего времени. Необходимо реальное изображение мира, но необходимо также и умение слышать другого, находить общий язык, системно работать. Это всегда даст хороший и качественный результат.
Летняя школа журналистики проводится за поддержки Центра информации и документации НАТО.