Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хобби: промоутер элитарной музыки

Игорь РОМАНОВ — о том, почему в Румынии концерт высококлассного западного музыканта посещают тысячи, а в Украине хоть бы сотня набралась
29 июля, 2013 - 10:49
УКРАИНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ ИЗ ГРУППЫ «АСТАРТА» ВМЕСТЕ С АВСТРАЛИЙСКИМ БАС-ГИТАРИСТОМ КОЛИНОМ ЭДВИНОМ (ПЕРВЫЙ СПРАВА) И АМЕРИКАНСКИМ ГИТАРИСТОМ ДЖОНОМ ДЮРАНТОМ (ВТОРОЙ СПРАВА) ВПЕРВЫЕ ВЫСТУПИЛИ НА ОДНОЙ СЦЕНЕ НА ФЕСТИВАЛЕ «КРАЇНА МРІЙ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ИГОРЕМ РОМАНОВЫМ
Игорь РОМАНОВ

До недавнего времени среди западных исполнителей Украину посещали с гастролями только «пенсионеры», чье звездное время давно прошло. Несколько лет назад нашу страну начали вносить в списки своих туров звезды мирового мейнстрима. О том, есть ли в нашем обществе интерес к прогрессивной, экспериментальной музыке, какая ситуация складывается на рынке гастролей и что нужно для того, чтобы организовать в Украине выступление небанальных западных артистов, «День» решил поинтересоваться у Игоря Романова — продюсера проекта Astarta/Edwin, а также человека, благодаря которому в Киеве побывали такие исполнители, как Тони Левин и Пэт Мастелотто (екс-King Crimson), Колин Эдвин (бас-гитарист Porcupine Tree), Тим Боунесс (No-Man), Джон Дюрант, Маркус Ройтер, Ник Берч и др.

Вы работаете оператором на телевидении и реализовали себя в основной профессии. Когда возникла мысль заняться организацией концертов?

— Главная причина — мое давнее увлечение музыкой. Еще после школы я начал слушать разных интересных исполнителей — старый британский прогрессивный рок (King Crimson, Emerson, Lake & Palmer и т. п.), пытался коллекционировать диски, систематически изучать всю доступную информацию по этой тематике. Тогда это все было трудно найти. Когда появились финансовые возможности, начал ездить на концерты за границу. Где-то в 2003 году представители прогрессивной сцены начали приезжать в Москву. В том же году в России состоялся концерт музыкантов из оригинального состава King Crimson. Но мне было мало самих концертов, я начал знакомиться с музыкантами, хотелось быть еще каким-то образом причастным к их миру. Непроизвольно начали возникать разговоры об Украине, где мои новые знакомые никогда не были. К счастью, интерес к украинской аудитории у западных исполнителей остается, даже несмотря на то, что заработать здесь на продажах дисков невозможно. К тому же гонорары, на которые они рассчитывали, оказались полностью приемлемыми. Где-то в 2009 году я понял, что нужно попробовать. Начинать было немного страшно, потому что не было у кого спросить совета. Конечно, я не какой-то там великий промоутер, который каждый месяц кого-то привозит. Для меня это в значительной степени хобби. Мне интересно пропагандировать классную западную музыку здесь.

Не было ли у музыкантов, с которыми вы сотрудничали, предвзятого отношения к Украине?

— Они не очень понимали, что здесь и к чему. Как раз поэтому ответственность была большой — если бы что-то не удалось, пострадала бы репутация Украины в целом. Все эти люди хорошо знакомы между собой, поэтому неизвестно, согласились ли бы они когда-то опять ехать сюда. Собственно, пригласить в Украину Колина Эдвина меня в значительной степени побуждало стремление компенсировать негативное впечатление, которое он получил от неудачного сотрудничества с другими людьми из нашей страны. Когда мы обсуждали детали возможного концерта Гэвина Гаррисона (барабанщик Porcupine Tree), он не верил, что в Украине удастся собрать необходимую ударную установку. На самом деле проблем с этим нет.

Развит ли в Украине гастрольный бизнес? Можно ли здесь заработать на прогрессивной музыке?

— На прогрессивную музыку спроса, к сожалению, нет. Очень мало людей ею интересуются. На концерте пианиста Ника Берча было только около 100 человек, в соседней Румынии на него ходят тысячами. Мне казалось, что на выступление Тони Левина может прийти больше людей ввиду того, что музыканты из King Crimson никогда раньше не играли в Украине. Это, по-видимому, ошибка всех, кто чем-то увлекается. Только потом я понял, что все связано с бизнесом, деньгами, какими-то сложными отношениями, что перед тем, как кого-то приглашать, следует все очень детально просчитать. Мои знакомые промоутеры меня предупреждали, что получить прибыль от не мейнстримной, не попсовой музыки очень трудно. Теперь я понимаю, что без посторонней поддержки организовывать какие-то гастроли абсолютно утопично.

Вы преимущественно приглашали разнообразные сайд-проекты. Можно ли когда-то ожидать приезда в Украину грандов прогрессивной сцены? Или украинская аудитория пока не созрела для этого?

— Спрос, честно говоря, небольшой. В той же Польше Porcupine Tree собирают залы наподобие нашего Дворца Спорта. Организаторам их концерта в Москве, как я слышал, заработать не удалось. Пока еще я не вижу каких-то коллективов, которые бы вызвали адекватный интерес в Украине.

Какова в Украине ситуация с концертными площадками и техническим оснащением?

— Плохая. У нас нет нормального большого клуба, куда можно было бы привезти группу уровня Porcupine Tree. Есть одно-два заведения подобные тем, которые я видел в Германии или Испании, но там слишком дорогая аренда — выступления исполнителей, которых мы приглашаем, там не окупятся. Со звукорежиссерами ситуация лучше, хотя на первые концерты я приглашал своего знакомого из-за границы. В идеале, конечно, было бы лучше сотрудничать с человеком, который разбирается именно в такой музыке.

Один из ваших проектов дал плоды в виде сотрудничества австралийского бас-гитариста Колина Эдвина с украинскими музыкантами из группы «Астарта»? Расскажите, как это произошло.

— У меня давно была идея сделать симбиоз украинской и западной культуры. Но не какой-то попсовой (у нас такого своего много), а чего-то действительно настоящего, интересного, чтобы на концерте мурашки бегали по спине. Мне кажется это важным, потому что украинские музыканты преимущественно варятся в одном котле — поэтому им трудно развиваться. Хотелось забросить сюда что-то свежее, какие-то абсолютно новые взгляды на музыку. Так произошло, что на концерте Колина Эдвина в Киеве оказался Эдуард «Диля» Приступа — продюсер этно-группы «Астарта». Его очень заинтересовала музыка, которая звучала в тот вечер, и он попросил познакомить его с Колином Эдвином. Так возник этот проект. Когда мы послали Колину вокальные дорожки девушек из «Астарты», и он, используя этот материал, написал свои треки, я понял, что получилось что-то совсем нетипичное для Украины, хотя основой там является украинская народная музыка. К проекту Astarta/Edwin мне удалось привлечь западных музыкантов очень высокого уровня — Пэта Мастелотто (екс-King Crimson), Стива Бингама (No-Man), Джона Дюранта. Чтобы донести до них содержание народных песен, пришлось просить помощи у профессионального переводчика. Все они, кстати, остались очень довольны уровнем профессиональности украинских коллег. Творческий процесс происходит с помощью Интернета — каждый исполнитель записывает свою партию и посылает ее другим. Сейчас у нас уже почти готов альбом, несколько месяцев назад отсняли клип. Недавно на «Країні Мрій» состоялось первое полноценное выступление. Благодарим за приглашение Олега Скрипку — с моей точки зрения, все прошло на достойном уровне. В целом же мы больше ориентируемся на европейские фестивали. В Украине, к сожалению, преимущественно хотят все делать «на халяву», в лучшем случае накормят, а я считаю, что за качественную профессиональную работу нужно платить деньги. Да и вообще интерес к нашему проекту пока проявляет довольно ограниченный круг людей. СМИ обратили на нас внимание только тогда, когда во время съемок клипа на Киевском водохранилище наш радиоуправляемый вертолет с камерой всполошил противовоздушную оборону усадьбы Президента. Тогда все о нас написали. А тот факт, что украинской культурой заинтересовались высококлассные западные музыканты (тот же Колин Эдвин был дважды номинирован на «Грэмми»), информационным поводом стать не смог. Это неинтересно утренним эфирам на каналах. Какие-то скандалы — да, а творчество никому не надо. Складывается довольно обидная ситуация.

Какие вы видите пути для того, чтобы изменить ситуацию в культурном пространстве страны? Должна ли быть государственная поддержка?

— Почему бы и нет. Музыканты в Швеции или Норвегии поддерживаются государством. Моим эстонским знакомым министерство культуры выплатило деньги за самолет и проживание, чтобы они могли съездить на гастроли. Мы с «Астартой» тоже хотели бы куда-то поехать. Думаете, нам кто-то даст деньги? Да никогда в жизни. Я пытался наладить какие-то контакты с украинскими культурными центрами за рубежом — это ни к чему не привело. Намного реальнее договориться о каком-то содействии с зарубежными представительствами в Украине относительно гастролей их исполнителей здесь.

Роман ГРИВИНСКИЙ, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ