Общественное вещание в Украине считается чем-то очень новым и не до конца понятным. Теперь нам уже рассказали, что такое телевидение по-общественному. Это вещатель, деятельность которого оплачивает население. Правда с ответами на другие замечания никто не торопится. Утром – деньги, вечером – стулья? Общественные проекты возникают друг за другом, а добровольный чек какого продукта предлагается оплатить украинцам – неизвестно.
В сентябре планируется выход в эфир проекта Hromadske.tv. Кампания по сбору средств со всех небезразличных граждан Украины начнется уже с августа. На сегодня, как рассказывает один из инициаторов проекта Марьяна Почтарь, по вопросу финансирования независимого общественного интернет-вещателя ведутся переговоры с международными фондами, представителями крупного, среднего и малого бизнеса.
Чуть меньше двух месяцев до старта проекта и чуть меньше месяца до начала кампании по сбору средств. В это время инициативная группа Hromadske.tv занимается разработкой концепции, прописыванием форматов программ, стратегии деятельности и написанием бизнес-плана. Параллельно журналисты подыскивают офис.
Индикатором честности, объективности и независимости на интернет-канале должен стать наблюдательный совет. Список кандидатов на членство в нем еще формируется. В целом, если считать, что идея – это половина успеха, то у команды Hromadske.tv – неплохие шансы. Но относительно всего прочего – конкретики мало: все в планах, все на этапе поиска, в состоянии формирования. А между тем день запуска проекта приближается.
Недавно, 4 июля, еще одна команда журналистов презентовала очередной проект общественного вещателя под названием GROMTB. Обещают отличаться от других инициатив совершенством своей работы: «Мы не только показываем проблему, мы решаем ее в процессе. Мы работаем в команде с общественными организациями, то есть, ведем до конца все», — рассказывают в редакции интернет-вещателя, постоянно употребляя настоящее время. И недаром, команда GROMTB уже успела представить потенциальным работодателям, то есть украинцам, несколько сюжетов собственного производства.
У этого вещателя уже есть офис, где проводилась презентация проекта. Похоже, представленный позже всех GROMTB, имеет наиболее четкую и понятную концепцию, которая не планируется, а уже начинает выполняться. Команда предлагает обществу такого вещателя, который бы не только показывал проблемы, но и решал их.
Третий проект-близнец назвали «Спільнобаченням». Невзирая на одинаковые схемы финансирования – оплачивать работу новой медиа-платформы аналогично предлагается всем заинтересованным – здесь планируют делать интернет-телевидение не просто для людей за их деньги, но и вместе с людьми. То есть, граждане смогут принимать участие в создании контента канала. Кроме того, финансирование будет осуществляться по паевому принципу: за сделанный денежный взнос — право на партнерство владения медиа.
На сегодня программа, стратегия и идеи функционирования интернет-вещателя расписаны очень подробно и последовательно. Однако, до сих пор, а уже прошло два месяца с момента презентации общественной медиа-платформы, не было предоставлено никаких визуальных доказательств полноценности канала и его возможности «выживать» в современной медиа-среде.
Все три проекта воплощают аналогичные идеи, однако методы ведения редакционной политики отличаются. Поэтому говорить о полном слиянии или объединении еще не до конца сформированных платформ не стоит. Здесь остается поставить три точки и ждать. Ведь проекты будут делить одну и ту же аудиторию, на плечи которой лягут все финансовые расчеты. Поэтому небольшому кругу общественности, которая заинтересуется новыми инициативами, придется выбирать среди представленных вариантов своего единственного гонца в телевещании. Другими словами, общественный отбор решит, кому из вещателей жить, а кому – остаться в прошлом, так и не родившись.