Протестантами принято называть участников религиозно-общественного движения, выступавших за церковную реформу католической церкви в XVI веке. Это движение, называемое Реформацией, возглавил немецкий проповедник Мартин Лютер (1483— 1546 гг.). Он изложил свое вероучение в 95 тезисах. Каждый христианин, по его мнению, имеет право обращаться к Творцу лично, в индивидуальном порядке, и общение с Богом, вызванное глубокой душевной потребностью, не нуждается в гигантских соборах, пышных облачениях священнослужителей, иконах, драгоценной утвари и посредничестве римского престола. В Советском Союзе фактически запрещалось изучать историю Реформации. Дело в том, что вопрос о Реформации естественным образом выводит на тему, раскрытую немецким социологом Максом Вебером в книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г.). Исследуя историю протестантского вероучения, Макс Вебер пришел к выводу, что между системой религиозных убеждений протестантов и успехами капиталистического развития стран Северной Европы существует прямая связь. Один из догматов протестантской церкви гласит: человек может спасти свою душу и добиться жизни вечной лишь в том случае, если будет честно и добросовестно исполнять свой каждодневный долг, свои обязанности перед семьей, обществом и государством. Призвание каждого человека предопределено для него Богом, и поэтому кем бы человек ни был по профессии, он обязан успехами в своем деле доказать, что он божий избранник. Только честным, упорным трудом по умножению частной собственности, а также благонамеренным поведением можно добиться спасения души, достичь вечного блаженства после смерти.
Это был новый, более человечный, более оптимистичный и обнадеживающий взгляд на отношения человека и Бога. Получив представление о причинах Тридцатилетней войны (1618—1648), мы приходим к пониманию протестантской этики как духовного наследия Реформации, лежащего в основе экономических успехов Западных стран, того удивительного благосостояния, которое отличает Западную цивилизацию от остального мира. Счастье Запада заключается в том, что он выработал ценности и усвоил уроки Реформации, а наша беда в том, что мы восприняли в ХХ веке марксизм, наследие большевистской революции, и, согласившись на отмену частной собственности, приучившись по-колхозному относиться к труду, разорили народное хозяйство. Когда народ лишен собственности, в нем утверждается традиция воровства, и он теряет моральное право бороться против распродажи природных ресурсов страны.
Полезно вспомнить о том, что психологические предпосылки успешной национально-освободительной борьбы украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого против католической Польши, были созданы именно Тридцатилетней войной и связаны с успехами протестантов. Напомню: будущий гетман Украины был одногодком короля Густава-Адольфа, современником полководцев Тридцатилетней войны. Как личность он развивался в духовной атмосфере той эпохи. Успехи протестантов на полях сражений вдохновляли Хмельницкого и все запорожское казачество на борьбу с национальным и религиозным гнетом. Тридцатилетняя война еще не успела завершиться подписанием Вестфальского мира (24 октября 1648 г.), а запорожское войско наносит поражение полякам под Желтыми Водами. (27 мая 1648 г.). Утверждение православной веры в Украине, прекращение униатской экспансии католицизма и возвращение православной церкви ее государственно-образующей роли связывалось в сознании украинцев с надеждой на освобождение от крепостной зависимости, нищеты и духовного гнета. Борьба Украины вызывала у шведов сочувствие и восхищение. Спустя 60 лет из этой симпатии родился союз Мазепы и Карла ХII. История Украины, таким образом, является органической частью европейской истории. То, что сегодня называют политикой возвращения Украины в Европу, следовало бы назвать политикой возвращения Украины к себе домой, в европейскую историю. Религиозные войны проходят, а конфессии остаются и могут мирно соседствовать в рамках светского государства, что мы и наблюдаем в современной Германии.
Появление в газете «День» статьи о Фридрихе II Великом также следует отнести к разряду показательных публикаций, глубокомотивированных политическими реалиями нашего времени. Прусский король, прозванный Великим еще при жизни — это фигура, достойная самого пристального внимания. Он создал основы государства, которое взяло на себя задачу объединения Германии в ХIХ веке и блестяще разрешило ее под руководством Бисмарка. Творчески усвоить уроки прусского короля, овладеть его опытом, по крайней мере, в теоретическом плане, чтобы идти дальше на собственных ногах — задача каждого, кому небезразличен вопрос о надлежащем уровне национальной элиты.