Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как Василий Комендар нарциссы спас

В мае в Закарпатье зацветают хрупкие свидетели ледникового периода
27 апреля, 2007 - 00:00

Это — дикорастущие, высокогорные по происхождению, нарциссы узколистые. Несколько десятилетий назад их спас и сохранил в Долине нарциссов закарпатский ученый Василий Комендар. Но и сегодня его усилия нужны как для сохранения этого уникального уголка природы, так и для сохранения форпостов жизни — лесов, а также… украинского чая.

ЦВЕТЫ НАРЦИССА

В период цветения Долины нарциссов — естественного памятника мирового значения, любоваться на чудо-цветы, особенно в выходные, приезжают до тысячи неравнодушных, в том числе — и из многих стран мира. Маленькие белые звездочки, пьянящий аромат которых может даже усыпить человека навсегда, встречаются нынче разве что на альпийских лугах, на высоте 900 м над уровнем моря, а в долину тихотекущей речушки Хустец, которая находится всего лишь на высоте 200 м, говорят, попали, спасаясь от ледника, много тысяч лет назад. В советские времена здешний колхоз решил пополнить хозяйство землями Кирешского урочища, к которому относятся и 2 га Долины нарциссов, и производил здесь мелиоративные работы, активно вносил удобрения. Сейчас заповедная территория зарастает ивами и страдает от браконьеров, которые свой восторг цветами выражают, вырывая их охапками, вместе с луковицами. В борьбе за сохранение этого массива, где наряду с нарциссами, занесенными в Красную книгу, растут еще около 400 видов растений, профессор, преподаватель Ужгородского национального университета Василий Комендар часто использует силу печатного слова.

«Когда после окончания аспирантуры, еще в хрущевские времена, я вернулся из Киева в Закарпатье, нарциссы росли не только в нынешней Долине, а и, например, вблизи другого села на Хустщине — на околице Изы в урочище Белые Млаки. Там они росли на сфагновом мхе, и ученые доказали, что это мигранты из тайги. Их уничтожили, проводя мелиорацию. А я три года боролся, чтобы признали, что нарциссы в Киреше — мигранты из ледниковой эпохи. Здесь же нашел и петушки сибирские — их было 17 особей. Изучение стабильного признака — количества хромосом — в Ленинграде, а также коллеги из Томска подтвердили, что эти растения аналогичны тем, что растут в тайге.

На тех землях когда-то был колхоз, и руководил им награжденный Орденом Ленина Василий Симканич. Он решил внедрить, в том числе в урочище Киреш, травопольную систему. У меня же там были «агенты» — студенты следили, чтобы он не принялся пахать, жечь траву, вносить гербициды. И вот в деканат биологического факультета пришла телеграмма без подписи (ее дал работник Хустского райкома партии): нарциссы в опасности. Я немедленно написал статью и отнес ее в тот же день, в пятницу, в ведущую тогда областную газету «Закарпатская правда». Там заместитель редактора, сам из Хустщины, Николай Ришко прочитал, но ведь, говорит, газета уже готова к печати, а чтобы статью поставить в номер, нужно утвердить ее в обллите. Однако, осмелившись, произнес: «Беру все на себя». Текст быстро дали в печать и подвальную статью в номере заменили моей. Там было написано, что председатель колхоза, орденоносец, является губителем природы. Он написал на меня жалобу, и секретарь обкома партии Юрий Ильницкий дал указание провести пленум Хустского райкома, чтобы решить, что же делать в Кирешским урочище, — пахотные земли или заповедник. Пленум решил, что все-таки нужно сделать заповедник. Сейчас он входит в Карпатский биосферный заповедник. А в прошлом году я написал очень критическую статью, что у нас нет Долины нарциссов, а есть долина ив. Меня сразу пригласил нынешний председатель Закарпатской облгосадминистрации Олег Олодарович Гаваши, дал поручение немедленно сформировать комиссию, и Долину нарциссов начали очищать. Знаю, что там хотят сделать музей. Необходимо, чтобы в области было побольше таких участков, ведь Закарпатье — туристическо-рекреационный край. Это бы подняло и экономику, и уровень жизни людей».

ВЫГОДА ПОБЕДИЛА ЕКЗОТЫ

Зато другое закарпатское чудо — уникальный дендросад, который с 1896 года на участке 0,3 га в центре Ужгорода высадил учитель городской гимназии Иштван Лаудан, спасти не удалось. Из экзотических растений, которые, путешествуя по разным странам, Лаудан привозил домой и высаживал в своем саду, нынче доживают век на территории городской детской больницы: гингко двулопастный, тис ягодный, сосна черная австрийская, магнолия Суланжа, кипарис болотный и криптомерия японская. С первых лет советской власти строения постепенно вытесняли чудо- растения. На чужеземные ели и сосны «вживую» прибивали электрическую и телефонную проволоку. Уже во времена независимой Украины с Далекого Востока приезжали дендрологи, хотели взять семена акклиматизированных деревьев и очень удивились, что не нашли по описаниям известный далеко за границами Закарпатья сад.

Многие годы Василий Комендар просил руководство университета взять под опеку сад Лаудана, сделать его частью Ужгородского ботанического сада. Нынче еще один ученый- ботаник — Адальберт Ришко — делает на оставшемся крошечном островке очень многое, научился размножать болотный кипарис, гингко. Но негде уже этого делать.

ЛЕСА — ФОРПОСТЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ

Много статей напечатал Комендар, на многих, в том числе международных форумах доказывал, что леса — основа нашей жизни и благополучия, а варварские вырубки стали причиной катастрофических наводнений, в частности, в Закарпатье. «В лесном хозяйстве, — утверждает Василий Иванович, — хаос — рубят где хотят и запрещенными способами. Даже буковые леса, где категорически запрещены сплошные вырубки. Говорят, наводнения повлекли миллионные убытки, а на самом деле речь идет о миллиардах, потому что грунты на склонах гор формировались тысячелетиями, закреплялись лесами и криволесьями, а теперь после вырубок происходит вымывание грунта и камней, формируются оползни и селевые потоки. Гослесхоз — хозяин, и сам себя контролирует. Я писал о том, почему у нас увеличивается количество наводнений и пересыхают колодцы. Швейцария зарабатывает на туристическо-рекреационной отрасли. Но там срубленную древесину транспортируют вертолетами — не жалеют денег, но оберегают природу. А у нас в лесу работают мощные тракторы, причем идут они и там, где горные потоки, форелевые хозяйства, перестроенные еще в советские времена».

Еще одна боль Комендара — чай. В конце сороковых, Сталин решил доказать, что на базе диалектического материализма, марксистско-ленинской философии ученые СССР могут изменять законы природы, перемещать северные растения на юг, а южные — на север. Создали авторитетную комиссию, которую возглавлял академик с мировым именем, выделили средства. Так в Закарпатье появился чай, плантации которого заложили в нескольких районах области в различных климатическо-географических условиях. «Опорный пункт» образовали на Красной горе вблизи Мукачева. Ученые Ужгородского университета провели немало исследований, защитили диссертации. Уже после смерти Вождя народов ужгородцы побывали в Грузии, в Институте чая и выбили средства на продолжение работ.

Василий Комендар: «Позже я обратился с аргументированием в Министерство образования, и нам выделили средства, чтобы на плантации на Красной горе построить домишко, где бы жили охранники участка, пололи, выкорчевывали ежевику, ухаживали за чаем. Тогдашний руководитель лесхоза, дочь которого училась у нас, помог с железным вагончиком, который с трудом доставили в лес, где находится участок. Я мечтал сделать там лабораторию. Однако финансирование вдруг прекратилось. Пытался привлечь инвесторов, искать средства, но впоследствии мизерных зарплат не хватало даже на бензин, чтобы доехать до участка. Поэтому мы редко там бывали, а как-то пришли, а от вагончика не осталось и железки — все растащили. Участки же заросли кустарником — самый большой враг чая в тех местах — ежевика и акация, только кое-где из-под них пробивались чайные веточки. На фактически спрятанный в лесу двухгектарный участок повадились и люди — рвали растения как просто красивые цветы, цветущие в октябре—ноябре, как лекарства, в том числе — и от онкозаболеваний, выкапывали с корнями для перенесения на приусадебный участок, не зная, что выкопанный чайный куст никогда не приживется.

Когда-то в эту культуру государство вложило миллионы, и мы добились высоких результатов — чай цвел и давал плоды и семена, в середине 80 х его собрали немало, высеяли, кусты пошли в рост. Жаль, что они не выжили из- за подкормки слишком концентрированным раствором. Закарпатье — самый северный регион, где чай можно выращивать в промышленных объемах. У нас мог быть украинский чай, мы могли бы зарабатывать немалые средства. После моей очередной вопиющей публикации на эту тему нынешний председатель облгосадминистрации Олег Гаваши издал распоряжение, направленное на то, чтобы спасти эту культуру. Однако для этого нужны немалые средства, и я верю, что найдется человек- меценат, настоящий патриот, который не позволит кануть в небытие уникальным закарпатским растениям, потому что если мы их лишимся, потомки нам этого не простят».

СПРАВКА

Нарцисс, Наркисс

Нарцисс, Наркисс, в греческой мифологии прекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы (вариант: Лириоэссы, Eustath. I 1). По наиболее распространeнной версии мифа, родители Нарциссa вопросили прорицателя Тиресия о будущем ребeнка и получили ответ, что Нарцисс проживeт до старости, если никогда не увидит своего лица. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, Нарцисс отверг еe страсть. От горя Эхо высохла так, что от неe остался только голос. Отвергнутые Нарциссом женщины потребовали наказать его. Богиня правосудия Немесида вняла их мольбам. Возвращаясь с охоты, Нарцисс заглянул в незамутнeнный источник и, увидев в воде своe отражение, влюбился в него. Он не мог оторваться от лицезрения самого себя и умер от любви к себе. На месте его гибели вырос цветок, названный нарциссом (Ovid. Met. Ill 341-510; Paus. IX 31, 7). Этот этиологический миф возник, чтобы объяснить происхождение распространeнного в Греции красивого, но холодного цветка. Судя по имени героя, миф о Нарциссe — догреческого происхождения; народная этимология сблизила имя Нарцисс с греч. глаголом «цепенеть», «столбенеть», и это сближение, возможно, послужило одним из источников мифа. В вариантах мифа версия о нимфе Эхо не упоминается. Стремясь осмыслить миф рационалистически, историю Нарциссa излагали следующим образом: у Нарциссa была любимая сестра-близнец. Когда девушка неожиданно умерла, тоскующий без неe Нарцисс увидел своe отражение в источнике и, приняв его за образ сестры, стал постоянно глядеть в воду и умер от горя (Paus. IX 31, 8). Известен вариант мифа о смерти Нарциссa, посланной ему в наказание за то, что он отверг любовь юноши Аминия, из-за этого покончившего с собой. Нарцисс влюбился в собственное отражение и, понимая безнадeжность этой любви, закололся. Из капель крови Нарциссa выросли нарциссы. Вероятно, Нарцисс — древнее растительное божество умирающей и воскресающей природы (цветок нарцисс упоминается в мифе о похищении Персефоны; его возлагали на умерших). Возникновение же мифа связано с характерной для первобытной магии боязнью древнего человека увидеть своe отражение (отражение является как бы двойником человека, его вторым «я», находящимся вовне).


Лариса ПОДОЛЯК, специально для «Дня», Ужгород
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ