О том, что сегодня театрам живется трудно, знают все. Даже те,
кто нечасто заглядывает в храм искусства. Но наступает осень, начинается
новый сезон, и театры вновь распахивают двери. Ценой каких усилий? Об этом
я решила поговорить с человеком осведомленным — генеральным директором
Национального академического театра им. Ивана Франко Михаилом Захаревичем.
Когда же переступила порог театра, то никаких следов упадка и запустения
не обнаружила. Напротив — зрительный зал скорее напоминал строительную
площадку, на которой вовсю кипела работа. Было видно, что Михаил Васильевич
вполне органично чувствует себя в этой производственной стихии.
— Почему вы, человек творческий, решили стать администратором?
— Именно потому, что я творческий человек. Я видел те недостатки,
которые были в театре, и хотел изменить ситуацию к лучшему. Удалось ли
это мне сделать, не могу сказать. По-видимому, не все, о чем я мечтал,
осуществилось. Но приглашение работать в Киеве я получил после того, как
наладил работу в Запорожском музыкально-драматическом театре им. Н. Щорса.
Театр им. И. Франко я возглавляю уже девятый год. За это
время наши поступления увеличились в шесть раз. Со- хранился коллектив.
Это 455 человек, из них творческих — около 200. Свою задачу я вижу в том,
чтобы обеспечить для них нормальное существование и вовремя выдавать заработную
плату. Ежегодно мы выпускаем то количество премьер, которое запланировано.
На все праздники работники театра получают материальную помощь. Хотя должен
сознаться, что ставки небольшие. За границей наши артисты получали бы в
десятки раз больше, поэтому мы культивируем звезд, разрешаем им иметь свободное
время, поскольку не имеем средств их содержать на том уровне, которого
они заслуживают. Согласовываем планы, и артисты имеют возможность принимать
участие в различных проектах. В театре работают такие прекрасные мастера,
как Богдан Ступка, Степан Олексенко, Анатолий Хостикоев, Богдан Бенюк,
Наталья Сумская, Марина Герасименко, и можно продолжать этот список долго.
У нас более 30 ведущих актеров, на имена которых ходит публика. Кроме того,
даже в сложных экономических условиях мы находим средства, чтобы отремонтировать
театр.
— Так может, наконец, сдвинется с места вопрос о малой
франковской сцене?
— Он стоит много лет. Мы обратились по этому поводу к премьер-министру
Виктору Ющенко, но пока что вопрос не решается. При этом мы нашли резерв
и за собственные средства «законсервировали» малую сцену — построили крышу.
Городской голова Александр Омельченко помог отремонтировать фасад театра.
Сейчас решается вопрос о реконструкции площади Франко. Я у Александра Александровича
учусь умению хорошо хозяйствовать. У него очень хорошая команда. У меня
в театре тоже очень хорошие помощники. Сергей Данченко занимается творческими
вопросами, ремонтом — Владимир Опарин, зрителями — Петр Данчук... Я стараюсь
создавать Сергею Владимировичу все условия, чтобы он мог плодотворно работать,
ставить новые спектакли.
— Ваш театр достаточно стабилен, нет громких скандалов,
которые так присущи творческим коллективам. Как вам удается обходить острые
углы?
— Театральные взаимоотношения можно сравнить с семейными.
Когда в семье мужчина не унижает женщину недоверием, а существует взаимопонимание,
то можно многие вопросы решить. Мы сегодня подписали контракты со всеми
сотрудниками. Никаких жалоб и недовольных нет. Помню, когда коллектив только
переходил на контрактную систему, я сумел убедить людей в ее преимуществах.
Мы так работаем уже пятый год. Никто ничего не потерял, а наоборот, наши
работники стали больше получать. У нас есть тарифные ставки, а также мы
находим возможности материального поощрения коллектива. Я не считаю правильным,
когда например, такой мастер, как Богдан Ступка и молодой актер, который
только делает первые шаги на профессиональной сцене, получают оплату с
разницей в 40 гривен. И потому мы стараемся подойти к этому вопросу дифференцированно.
Для того, чтобы контракт работал нормально, нужно иметь средства заранее
на год. Мы же не знаем, сколько дотации получим. А без помощи государства
театр в сегодняшних условиях не выживет. Зрители не способны платить за
билеты по 80 гривен. У основной массы украинцев нет средств, а те, у кого
они есть — придут два, три, пять раз. А что потом? Поэтому закон формирования
цены имеет в театре большое значение. Мы четко следим за ценообразованием.
На отдельные спектакли устанавливаем разные цены: на премьеру и аншлаговые
спектакли билеты более дорогие, а потом действуем в зависимости от спроса
и зрительского интереса к нашим постановкам. Это очень большая работа экономической
части нашего театра. Ибо театр не только творчество — это достаточно сложный
экономический механизм. За шесть месяцев франковцы заработали почти полтора
миллиона гривен. Это много. Но мы с каждой гривни платим 78 копеек различных
налогов. Если бы нам хотя бы частично их оставили, то мы могли бы заработать
еще два миллиона. Тогда и дотация не нужна была бы. Мы платим большую сумму
авторских, НДС, чернобыльские, перечисляем в инновационный фонд и другие.
Считаю, что пока не примут новый закон о налогах, с места мы не сдвинемся.
— 6 октября театр им. И. Франко открывает свой 81-й
сезон. Появятся ли новые актерские имена на ваших афишах?
— После открытия сезона мы проведем отбор. Как правило,
на него приходит очень много претендентов, а мы можем взять не более двух-трех
человек, — штат не резиновый. Своих народных артистов-пенсионеров мы не
будем выбрасывать на улицу, даже если они не заняты активно в репертуаре.
Поскольку жить на 74 гривни пенсии страшно — это фиаско для человека, который
прославил Украину! Артист — «штучный товар». Сегодня на него нет спроса,
а завтра режиссеры начнут записываться в очередь. Мы своих коллег бережем
и беспокоимся о них. В этом сезоне пригласили работать молодого режиссера
Андрея Приходько, он имеет определенный опыт творческой работы, работал
в московских театрах. Его жена Полина Адамова — художник. И эти супруги
будут работать вместе в спектакле «Маркиза де Сад». Премьера планируется
на декабрь. Как правило, менее пяти премьер за сезон мы не выпускаем. Сейчас
режиссер из Донецка Юрий Кочевенко заканчивает работу над спектаклем «Лев
зимой» (премьера 14 октября). Потом выйдет спектакль «Пигмаллион», а для
детей подготовим сказку «Остров сокровищ». Оригинальную новую версию для
нас написали Владимир Быстряков и Давид Черкасский. Перед закрытием прошлогоднего
сезона показали новую работу нашего коллектива «Брат Чичиков». Большинство
зрителей этот спектакль не видели, поскольку он прошел только два раза.
А летом театр выезжал на гастроли. Мы принимали участие
в Днях культуры Украины в Польше и вывозили четыре спектакля в Севастополь.
Мне приятно, что публика очень одобрительно отнеслась к этим работам. Помогли
поехать на гастроли спонсоры. В театре работает опекунский совет, в который
входят известные бизнесмены. Мы с ними советуемся, встречаемся, приглашаем
на свои премьеры. Например, 80-летний юбилей франковцы провели исключительно
за средства меценатов. Кстати, спектакли «Лев зимой» и «Пигмаллион» ставятся
также за их средства. Сейчас идут переговоры с одним банком (не буду его
называть, а то кто-нибудь перехватит), чтобы он стал генеральным спонсором.
С другим договариваемся о долгосрочном кредите. Имеем президент- ский грант
для молодых творческих работников в области культуры и искусства. Один
из лауреатов — Александр Мирошниченко. Этот молодой режиссер уже поставил
в театре «Алхимию счастья» и будет работать над произведением Леси Украинки
«Адвокат Мартиан». Наш художественный руководитель Сергей Владимирович
Данченко любит доверять молодежи и приглашает к работе разных постановщиков.
Не боится экспериментов. Например, «Три сестры» Андрея Жолдака и «Брат
Чичиков» Александра Дзекуна очень отличаются от манеры и стиля Данченко.
— Еще во времена советской власти в каждом област- ном
центре создавали театр. Сейчас многие из тех коллективов только прозябают.
Как вы относитесь к предложению реформировать театральное дело и помогать
единицам — лучшим из лучших, поддерживать только приоритетные проекты?
— Таких «реформаторских» подходов было уже очень много.
Когда-то мы разрушали церковь и строили клубы. Теперь разрушили клубы и
отстраиваем церковь. Я против «революционных» преобразований. Считаю, что
нужно дать возможность любому учреждению культуры жить. Те театры, которые
сегодня не смогут существовать, которые хронически заболели, сами умрут,
и не нужно их подталкивать к пропасти. В Украине приблизительно 130 театров.
Из них финансируются из государственного бюджета — 100. Я считаю, это мало.
Но, если посмотреть на экономическое положение государства, то, может,
и многовато для дотаций. Нужно попробовать иметь нерепертуарный театр,
антрепризные труппы. До революции существовали коллективы со всего несколькими
спектаклями. Как только касса не наполнялась, их снимали и ставили другие.
Зритель способен сам решить, что ему интересно смотреть. Большие национальные
театры будут флагманами в хорошем понимании, т.е. лучшими из лучших. Другое
дело, что необходимо искать пути разгрузки бюджета государства, привлекать
меценатов к организации культурологических проектов. Работая в Министерстве
культуры, я все делал, чтобы защитить театры. Как первый заместитель министра
занимался вопросами искусства, культпросвещения, клубной работы, финансов,
экономики и юридическими вопросами, подбора кадров и четкостью выполнения
поручений сотрудниками аппарата министерства.
А о приоритетах могут говорить люди, далекие от культуры
и искусства. Ведь сейчас мы скажем, что приоритетны музеи и никому не нужны
библиотеки. Такой подход неверный. Все направления в искусстве важны, но
поддерживать нужно интересные проекты. Есть хорошая идея у Данченко, Резниковича,
Кужельного, Стригуна, значит, их нужно поддержать. Но здесь нужно обходить
личные амбиции. У нас, к сожалению, существует такое, когда дело оценивают,
исходя из дружеских взаимоотношений, а не профессионального подхода. Я
считаю, что должны быть лишь моральные обязательства друг перед другом.
Если я отказываю, то все равно остаюсь товарищем: «Платон мне друг, но
истина дороже».
Наша самая большая проблема сегодня — слабая законодательная
база. Сейчас ее готовят преимущественно не специалисты. Работники министерства
достаточно высоко квалифицированны, но далее, когда начинается согласование
проекта по различным министерствам и ведомствам, все упирается в исправную
цифру в бюджете. Поэтому надо создать структуру, которая бы системно занималась
созданием законодательной базы в сфере культуры и искусства. Например,
принят Закон о местном самоуправлении. Там средства утверждаются на сессии
облсовета, и Министерство культуры вмешиваться туда не имеет возможности.
Хотели сделать как лучше, а вышло плохо. Столько дров нарубили. Хорошо,
что мы хотя бы смогли сберечь библиотечную и культпросветительскую системы.
Пусть не помогли финансово, но отстояли их помещения. Через 10 лет, когда
мы станем богаче, в каждом селе обязательно должен быть какой-то очаг культуры.
— Много говорилось о том, что очень нужен закон о гастрольной
деятельности. В Верховной Раде обсуждали, а на деле имеем то, что имеем:
иностранные гастролеры налогов не платят, а со своих государство три шкуры
дерет. Как вы думаете, когда- нибудь сдвинется этот «воз»?
— Еще года три назад мы подготовили Проект закона о гастрольной
деятельности, но до сих пор он не принят. Видно, сомневаются, стоит ли
собирать налоги с гастролеров, которые продают билеты по 500 гривен. Не
хочу огульно обижать весь наш депутатский корпус, но мне кажется, что кто-то
там лоббирует интересы людей, занимающихся этим бизнесом. Здравый смысл
говорит о том, что когда человек приехал, собрал определенную сумму средств,
то нужно заплатить из них налог. Но кто-то в этом не заинтересован, а кто
— я не знаю. Мы потом доработали этот проект совместно с Комитетом по вопросам
культуры и духовности, но перед обсуждением в сессионном зале Верховной
Рады появились еще пять альтернативных, значительно худших, которые ничего
практически не решали, и именно их начали обсуждать, а наш отложили.
— Богдан Ступка возглавляет Министерство культуры и
искусств. Сможет ли он решить самые наболевшие вопросы? Вам стало легче
работать, когда свой, франковец, сидит в высоком кресле?
— Один человек почти ничего не решает. Все зависит от команды.
А от того, что Богдана Сильвестровича назначили министром, мне легче не
стало. Потому что теперь я не могу у него просить деньги. Даже когда работал
сам в министерстве, было трудно решать дела театра. Я не мог себе лишнюю
копейку перечислить и всегда на копейку меньше давал.
— Давайте поговорим на личные темы. У вас в семье два
начальника. Супруга — режиссер Национальной радиокомпании, а вы — директор
театра. Как уживаются два лидера?
— Если уж я находил общий язык с разными режиссерами, то
с женой — сам Бог велел. С Сергеем Данченко мы работаем не первый год,
пре- красно уживаемся, а свою Елену я еще и сильно люблю. Мы с ней познакомились,
когда она делала обо мне документальный фильм «Трудно ли быть директором?»
С той незабываемой встречи и началась история нашей супружеской жизни.
У нас хорошие взаимоотношения в семье. Уважаем друг друга. Я ей могу сделать
тактичные замечания, что-то подсказать по работе, сказать правду, какой
бы неприятной она ни была. Поскольку имею определенный опыт и считаю, что
это пойдет только на пользу делу. У нас выросли хорошие дети, уже есть
внуки. Дочка окончила университет, романо-германскую филологию. Когда была
в декретном отпуске, окончила еще и экономический факультет этого университета
и теперь имеет два высших образования. Сын окончил Политехнический университет,
он компьютерщик, а сейчас тоже учится на экономическом факультете. У меня
американский принцип воспитания. Я считаю, что когда ребенку больше 18
лет, то он должен на ноги становиться сам, иначе до пенсии будем содержать.
— Правда ли, что вы играете на многих музыкальных инструментах?
— На десяти. Было время, даже руководил оркестрами. Как
говорили родители, я родился с балалайкой в руках. Мой отец играл в духовом
оркестре на домре и балалайке. В 1953 году, когда мой дядя пришел из армии,
он сделал мне малюсенькую балалайку и научил играть несколько мелодий.
С шести лет я уже выходил на выгон и играл довольно хорошо. Потом начал
учиться игре на баяне, кларнете, трубе, и так набралось десять инструментов.
Сейчас из-за нехватки времени забросил эти занятия. В школе хорошо учился,
пел в хоре, занимался спортом, играл в оркестре. После школы год я работал
в Винницком кукольном театре на должности ученика актера. Через два месяца
начал сам играть на профессиональной сцене. А потом поехал в Харьков поступать
в институт искусств имени И. Котляревского, взяв с собой только 35 рублей.
Вступительные экзамены у меня принимали такие выдающиеся театральные личности,
как Валентина Чистякова (жена Леся Курбаса), Даниил Антонович, Евгений
Бондаренко, Лесь Сердюк — известнейшие актеры, работавшие в «Березиле».
На одно место претендовало 40 абитуриентов. Помню, как Ольга Гребенюк показывала,
что с пением у меня все нормально и не нужно волноваться. Обучение в этом
институте дало мне возможность научиться актерской профессии. Поэтому,
работая директором театра, я прекрасно понимаю актерскую душу, психологию
режиссера, поскольку и сам играл на сцене, делал по- становки. Экономические
знания дают возможность нормально работать театру. Театр — мой мир, моя
семья, и главный в нем не директор и художественный руководитель, а актер.
— 26 сентября у вас день рождения. Как вы относитесь
к юбилеям?
— Мне даже не верится, что скоро исполнится 50, что я уже
добежал до этой даты. Я считаю, что на днях рождения проверяется качество
человека и сколько у него есть друзей. Не приятелей и знакомых, которые
появляются, когда ты занимаешь высокую должность, и исчезают, когда у тебя
какие-то неприятности. По количеству гостей я понимаю, правильно ли прожил
год.
СПРАВКА «Дня»
Михаил Захаревич — генеральный директор Национального академического
драматического театра им. И. Франко. Заслуженный деятель искусств Украины.
Родился в селе Сосонка на Виннитчине. Окончил актерский факультет Харьковского
государственного института искусств им. И. Котляревского и Всесоюзный институт
повышения квалификации работников культуры — курс финансов и менеджмента.
Творческую биографию начал в 1967 году как актер Винницкого областного
театра кукол. Потом работал актером в Запорожском областном музыкально-драматическом
театре им. Н. Щорса. Сыграл ряд ведущих ролей в спектаклях. Среди них Збышек
(«Мораль пани Дульской»), Малахов («Остановите Малахова!»), Люсиндо («Влюбленная
затейница»), Валерик («Третья патетическая») и еще более 50 ролей. После
12-летней актерской деятельности становится заместителем директора областного
Театра кукол в Запорожье, с 1984 года возглавляет Музыкально-драматический
театр им. Н. Щорса. В 1992 году Михаила Васильевича приглашают в Киев на
должность директора Национального академического украинского драматического
театра им. И. Франко. Четыре года был первым заместителем министра в Министерстве
культуры и искусств.