Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Город «изысканных деталей»

О золотом времени и аристократическом шарме Винницы, сохранившемся до сих пор
25 мая, 2018 - 10:06

Винницу я люблю и хорошо знаю, но была поражена точной формулировкой Ларисы Ившиной, с которой недавно мы имели возможность пройтись по улицам во время Дней «Дня» в городе. Она сказала, что Винница — город «изысканных деталей». Таким образом родилась тема нового материала.

Винница не имеет большого количества архитектурных достопримечательностей или дворцов, которые в свое время «выросли» на Подолье. Но до сих пор хранит ощутимую аристократическую привлекательность начала ХХ века — так называемой эпохи серебряного возрождения, когда городу наконец удалось «прыгнуть выше головы» и осуществить прорыв во всех смыслах — экономическом, культурном и архитектурном.

В книге «Вінниця: історичний нарис» речь идет о том, что активное развитие города началось с сооружения железной дороги. В 1871 году сдали в эксплуатацию Киево-Балтскую линию, и Винница оказалась на одной из важнейших железнодорожных артерий страны, которая соединяла Одессу с Москвой и Киевом. В 1873 году открыли движение Козатин — Здолбунов. Это связало Винницу с западными городами и дало возможность вывозить сельскохозяйственную продукцию с Подолья к портам Балтийского моря.

Но настоящее золотое время для города наступило, когда Винницким городским головой был избран Николай Оводов — «титулярный советник со старшинством». Новоизбранный председатель в 1900 году пригласил на должность городского архитектора гражданского инженера Григория Артынова — молодого, но уже опытного служащего Главной казарменной и строительной комиссии Генерального штаба империи. Темпы и объемы строительства, начавшиеся в городе, поражали. Артынов не только возводил новые сооружения, большинство которых сохранилось до наших дней, но и реконструировал старые, придавая им новый изысканный вид.

«Большинство экскурсий, которые начинаются в нашем городе, стартуют от башни Артынова, потому что это сердце города. Она принесла архитектору и славу, и трагедию, — рассказывает искусствовед Татьяна ЖУРУНОВА. — Сооружение имело техническое назначение — обеспечение города водоканалом, но было построено в стиле средневекового замка-ратуши с часами. Даже сейчас, через сто лет, она выглядит стильно и нарядно. Но возведение этого важного для города сооружения у самого Артынова ассоциировалась с трагическими воспоминаниями. На строительство часто наведывался младший сын архитектора, хотел быть с отцом. Однажды мальчик сильно простудился и не выздоровел, умер».

Благодарность от горожан Григорий Артынов получал как при жизни, так и после смерти. Через сто лет, в 2010 году, около башни установили памятник архитектору. Бронзовый Артынов сидит на скамье и будто любуется городом. Автором и главным скульптором произведения композиции стал архитектор из Львова Владимир Цисарик. По-видимому, излишне говорить, что это одна из самых популярных селфи-зон в центре города, а еще — прекрасная возможность, удобно присев около Артынова, детально разглядеть бывший особняк врача Вилинского, расположенный напротив башни. Он содержит классический орнамент, античную декорацию, цветные вкрапления плитки и роскошные рельефные композиции. Кстати, подобные детали, волнообразную архитектуру и криволинейность в декоре также можно встретить на доме генерала Брусилова, который дружил из Артыновым, время от времени даже сдавал ему свой дом в аренду. Но характерными особенностями стиля Артынова стали башенки или купола, сохранившиеся на многих домах в центре города. Кроме художественной составляющей, они имеют и интересное практическое приложение.

«Больше половины населения Винницы были евреями. Более бедные люди жили на Ерусалимке, это особенный район города, а более зажиточные — на центральной улице. Первые этажи они отдавали под магазины, мастерские или ателье, а второй и третий — в аренду для жильцов, оставляя себе часть помещений, которые, собственно, и имели такие башенки, — комментирует Татьяна Журунова. — Все они имели съемные поверхности. И когда евреи праздновали праздник Суккот, то, по обыкновению, должны были ночевать под открытым небом, смотря на звезды. В небольших городках Винничины (Тыврове, Шаргороде) для этого возводили деревянные галереи к домам, чтобы вся семья могла выполнять обряды и традиции. В городе для этого использовали башенки с подвижными частями, что позволяло обитателям соблюдать свои обычаи».

Кроме того, что все свои помещения сдавали в аренду евреи, в городе действовало немало буржуазных гостиниц, имевших спрос среди коммерсантов и зажиточных туристов. Они приезжали в Винницу на отдых, поскольку город отличался хорошим климатом, ландшафтом и доступностью с точки зрения логистики — не был оторван от всего мира и в то же время в нем не чувствовалось безумного темпа (как, собственно, и сегодня). Анатолий СЕКРЕТАРЕВ, известный винницкий бард и краевед, в исследовании «Савой» против «Франсуа» подает историю конкуренции этих гостиниц на основе рассказов исследователя винницких предметов древности Павла Карлинера.

«Иностранные капиталы — французский, английский, а главное, немецкий — широкой рекой текли тогда в нашу подольскую глухомань (дореволюционную Винницу)», — пишет Анатолий Секретарев. В Виннице и на ее околицах много влиятельных людей и землевладельцев принадлежало к пронемецкой партии. Среди противников германофилов была профранцузская партия. Именно с соперничеством этих двух партий связана интересная история одновременного строительства двух самых величественных гостиниц Винницы — «Савой» и «Франсуа». К сожалению, в настоящее время ни одна из них не выполняет свою функцию. «Франсуа» заселили офисами, а «Савой» отдали в долгосрочную аренду Винницкому апелляционному административному суду. И хотя внутри интерьер уже не восстановить, первозданного его уже нет, успеть полюбоваться экстерьером пока еще можно...

Особенностью Винницы можно назвать и особняки с садами и палисадниками, которые возводили во времена Артынова. Создавали их в центре города (только не на центральной улице, а на второй или третьей линиях), а также вдоль реки. На противоположном берегу от центра в начале ХХ века усадьбы часто покупали зажиточные жители других городов, в частности киевляне, которые облюбовали это место. Небольшие усадьбы с ландшафтным дизайном можно и теперь встретить с обеих сторон узеньких дорог Винницы — ты как будто и в городе, но чувствуешь себя, как на даче. Эти дома выныривают на разных улицах. Достаточно повернуть от центра вверх или вниз — и вас будут встречать уютные палисадники живших здесь прежде зажиточных горожан.

«Настоящую Винницу невозможно почувствовать, посетив светомузыкальный фонтан, ставку Гитлера или Музей-усадьбу Пирогова. Атмосфера уюта, простоты и открытости прячется в улочках, просто нужно знать время, чтобы по ним прогуляться, — говорит директор центра истории Винницы Александр ФЕДОРИШЕН. — У нас есть немало интересных маршрутов разной тематики. Их можно смешать, а можно создать свой. Если есть время и желание, то я советовал бы туристам просто побродить, а не строить себе четкие маршруты, потому что в этом случае можно открыть город таким, каким его не видели даже сами винничане. Это будет собственное знакомство с Винницей, которая сразу становится своей. Многие мои друзья, которые приезжают в наш город впервые, говорят: «Как классно и уютно, я бы здесь жил». Винница — это город, где турист всегда чувствует себя как дома. И не важно, приехал ли он сюда впервые, или посетил в очередной раз. Это город, который дарит вдохновение и уравновешивает одновременно».

Коренные винничане говорят: «Чтобы почувствовать и познать настоящую Винницу, с ее шармом и благородным аристократизмом, — здесь нужно прожить жизнь. Она радушно встретит вас в гости, поразит своим светомузыкальным фонтаном, поделится секретами на ставке Гитлера, заставит поразмышлять в музее Пирогова. А в завершение — обязательно соблазнит и очарует своим уютом, компактностью, утонченными деталями и величественной простотой. Приезжайте в Винницу, чтобы убедиться в этом.

Олеся ШУТКЕВИЧ, Винница, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ