Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Магнетизм Горянской ротонды

По комплексу росписей ужгородская жемчужина относится к трем самым выдающимся памятникам древнего церковного искусства Украины
6 июля, 2018 - 10:36

Среди многочисленных природных, исторических, архитектурных, духовных и художественных шедевров, создающих Ужгороду его неповторимый шарм, делают туристической Меккой для эстетически прихотливых путешественников, ярчайшей жемчужиной, безусловно, является Горянская ротонда. Она сконцентрировала в себе целый ряд уникальных особенностей, которые невозможно обойти вниманием.

Горянская ротонда — второй после Софии Киевской по возрасту и единственный в Украине действующий храм такой ранней постройки и самое давнее каменное церковное здание на Закарпатье. Место, где находится ротонда, в научной литературе определяется как одно из возможных мест расположения славянского городища, захваченного венграми на рубеже ІХ— Х вв. Признанный знаток сакрального искусства, профессор Закарпатской художественной академии Михаил ПРИЙМИЧ говорит, что строительство самой ротонды, как замковой часовни, датируется ХІІІ в., а пристройки —  ХV в. Два похожих храма находятся на территории Венгрии, еще один представляет армянскую церковь на нынешней турецкой территории в г. Ани.

Издавна Горянская ротонда была известна как костел Святой Анны и церковь Святого Николая, однако самое первое посвящение храма совершено в 1409 году в честь Святого Иоанна. В настоящее время храм, в котором находится церковь Покрова Пресвятой Богородици Мукачевской греко-католической епархии, состоит из двух построенных в разное время частей: собственно ротонды (ХII—ХIII вв.), и более позднего нефа (XІV—XV вв.).

СЕГОДНЯ ЗДАНИЕ ВЫГЛЯДИТ СОВСЕМ ПО-ДРУГОМУ, ЧЕМ НА ВРЕМЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Ротонда (с итальянского — круглое строение) перекрыта куполом, опирающимся на шестиугольный барабан с шестью окнами. В толщину стен (2—2.5 м) врезаны шесть апсид. Внешне барабан украшен кирпичным орнаментом, который является реконструкцией архитектора Отто Стегло. Толща стены сооружения также прорезана двумя окнами, из которых аутентичным является лишь восточное.

Сегодня здание имеет совсем другой вид, чем при постройке. Приблизительно в ХІV в. из самой ротонды сделали святилище, а в достройке — нефе — молились верующие. Собственно ротонда построена из кирпича, а храм — из камня. В ХVІІ в. в римо-католическом обряде появляются высокие престолы. Такой был и в ротонде. Для этого пришлось «срезать» стены и сделать крючки для иконы во фресках. На престоле стояла икона, закрывавшая окно, именно поэтому пришлось прорубить окно сбоку. В 1959 году в храм попала шаровая молния и убила людей. Ротонду закрыли из-за аварийного состояния, советские атеисты сделали из нее склад, а фрески забеливали! В 1991 году ротонду предоставили в пользование местной громаде и с тех пор здесь проводят регулярные богослужения.

Но самая большая ценность храма, отмечает доктор искусствоведения  Михаил Приймич, — его комплекс настенной живописи, датирующийся ХІV — ХV вв. Сегодня можем констатировать, что фрески Горянской ротонды являются единственным на территории Украины экземпляром проторенесансной живописи, сохраняющим «постджоковский» период. Горянской ротондой в ХІІ — ХІІІ веках владела семья Другетов. Поскольку они были итальянцами, фрески создавал тоже кто-то из итальянской школы художников. Если сравнить эти фрески с фресками этого же периода Северной Италии — Тосканы или с базиликой Св. Франциска, то увидим большое сходство. Внутренние стены расписаны в ХІІІ в. художниками в стиле итальянской раннеренесансной школы Джотто.

Первые упоминания о фресках  в ротонде приходятся на 1892 год. Тщательное исследование сооружения, в частности первые расчистки живописи, здесь сделал Отто Стегло в 1911 году. С тех пор реставрационные работы в Горянской ротонде продолжались при всех властях, которые только были на Закарпатье: в 1911—1912 годах при Австро-Венгрии, в 1926 и 1932 — при Чехословакии, в 1960—1962 — при СССР. Последние реставрационные работы со значительными тонировками живописи в нефе прошли уже при независимой Украине в 1992—1994 годах.

На двух ярусах фресок ротонды  вместились самые важные сюжеты из Евангелия. Изображения нанесены в два рядя, каждый из которых имеет начало и завершение. Сюжеты передают эпизоды земного существования и жизни Иисуса Христа: Тайная вечеря, Христос перед Пилатом. На каждом из абсид вверху строения изображены по два апостола, поэтому вместе их 12. Внутри купола должен был быть изображен Христос, но сегодня в ротонде этого изображение уже не разглядеть. Посредине центральной стены ротонды изображен Христос, который держит в руках книгу с надписью «Я есть свет».

Главный специалист по вопросам охраны культурного наследия департамента культуры Закарпатской ОГА Томаш СОПКО говорит, что Горянская ротонда по комплексу росписей относится к трем самым выдающимся памятникам давнего церковного искусства Украины — наряду с Софийским собором и Кирилловской церковью в Киеве. Статус памятника национального значения присвоен в 1963 году. Одной из угроз уникальным фрескам Горянской ротонды до недавнего времени было чрезмерное увлажнение стен. Чтобы избежать этого, с разрешения Министерства культуры Украины, в прошлом году был сделан дренаж с отводом от фундамента памятника грунтовых вод и заменена цементная штукатурка, которой покрыли внешние стены ротонды в ХХ веке, традиционной известковой. Уже сегодня виден результат этих работ — внутренние стены высохли, исчезла плесень, а фрески стали выглядеть более выразительно. Работам предшествовали археологические раскопки около сооружения, которые выполняла археологическая экспедиция УжНУ на основе соответствующих разрешений Министерства культуры Украины и Института археологии НАН Украины. В 2014—2017 годах раскопки средневековой церкви проводила археологическая экспедиция УжНУ под руководством кандидата исторических наук Владимира Мойжеса при поддержке Фонда Ласла Телеки, который занимается поддержкой сохранения и восстановления памятников культурного наследия за пределами Венгрии.

ЕСТЬ ОСТРАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ОБРАБОТАТЬ КУПОЛ ЦЕРКВИ ЗАЩИТНЫМ РАСТВОРОМ

Сегодня купол церкви перекрыт гонтом, который постепенно разрушается под действием атмосферных явлений. Поэтому есть насущная необходимость обработать его защитным раствором. Настоятель храма отец Ярослав Савула говорит, что прихожане хотят заменить жестяной купол гонтовым, который отвечал бы статусу памятника. Заменены входные двери, передающие дух прошлого. Такую же замену планируют сделать и с окнами. Ротонда гордится и современной святыней — копией Чудотворной иконы Римской Богоматери, которую привезли сюда 24 июня 2012 года после аудиенции и с личного благословения Папы Бенедикта ХVІ.

Уникальное сооружение на сегодняшний день находится в подчинении государства. Верующие Горян собственными усилиями установили в ротонде «умное» отопление, управляемое электроникой. Сегодня к сохранению ротонды намерены приобщиться и венгры, у которых есть похожие храмы, а также опыт таких работ.

На сегодняшний день ротонда — единственный храм в Горянах. Своим духовным и художественным началом она притягивает верующих, которые приходят сюда за Божьим Благословлением, туристов, которые хотят притронуться к ее древним стенам и рассмотреть фрески, ученых, исследующих сегодня уникальный памятник архитектуры и сакрального искусства, который посчастливилось иметь именно закарпатцам.

Василий ИЛЬНИЦКИЙ, Ужгород. Фото автора
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ