Вся неделя после Пасхи называется Светлой. Считается, что тогда Небо особенно открыто для человеческих молитв. В эти дни церкви разных конфессий организуют одно-двух-многодневные поездки по святым местам. Впрочем, если у кого-то не получится проделать паломническое путешествие сразу после Пасхи, приближаются майские.
Из собственного опыта могу сказать, такие поездки — очень полезны. Как для души, так и для тела. Очевидно, иногда каждый чувствует, что, как писала Лина Костенко, «...час не наша власність». А это как раз возможность вырваться из суеты, ежедневного круга обязанностей — чтобы обрести равновесие, найти себя и даже исцелиться. Относительно последнего, то таких случаев известно немало. Правда, здесь, как отмечают священнослужители, нужна вера. Иначе говоря, «когда будет у вас вера, как зерно горчичное... ничего не будет для вас невозможного».
Наконец, посещения православных и католических святынь будут интересными и для людей неверующих. Ведь большинство тех исторических памятников стали доступными для осмотра только в годы независимости, а некоторые, находящиеся на реставрации, — и совсем недавно. Кроме того, они — центры гармонии и благодати. Один знакомый психотерапевт-атеист советовал моей приятельнице, кстати, тоже атеистке, пойти в церковь, мол, место намоленное... К слову, современные туроператоры различают эти два понятия — паломничество и религиозный туризм. Первое предусматривает поездку с духовной целью, второе — с познавательной, да еще и с комфортом. Мы все-таки будем говорить о паломнических маршрутах.
МАНЯВСКИЙ СКИТ
Те, кто любит Карпаты, данное место знают наверняка. Село Манява Богородчанского района Ивано-Франковской области расположено в 25 километрах от железнодорожной станции Надворная, как будто спрятано подальше от человеческого глаза в горном ущелье удивительной красоты. В тамошнем лесу, где, кажется, солнце не пробивается сквозь полувековые смереки высотой в несколько метров, на скале над рекой сохранился Манявский Кресто-Воздвиженский монастырь. (В народе — Манявский скит. — Ред.) Ныне он принадлежит УПЦ КП. Сооружение ХVII века. Хоть сама святыня основана в XIII в. — монахами Ионикием и Пахомием, которые бежали после опустошения Киево-Печерской лавры монголо-татарами. Обитель своим суровым уставом была подобна афонским, из-за чего названа Руським, то есть Украинским Афоном. По преданию, туда за благословением приезжал сам князь Данила Галицкий.
— Ныне — это один из самых любимых маршрутов наших паломников, — рассказывает иерей Андрей МАРТЫНЮК, клирик прихода Преподобного Николая Святоши в Киеве. (При этом храме действует паломническая служба УПЦ КП. — Ред.) — Конечно, после Почаевской лавры на Тернопольщине.
— Мы прежде всего посещаем православные святыни. Причем обоих патриархатов. Даже в Грузию ездили. Еще и в Россию — на остров Валаам, Соловки... В греко-котолические монастыри также заезжаем. Например, в Свято-Успенскую Уновскую лавру (с. Унов Перемышлянский р-н Львовская обл. — Ред.) или Креховский монастырь (с. Крехов Жовковский р-н Львовская обл. — Ред.), где есть уникальный храм — в стиле византийско-итальянского барокко.
Далее церковнослужитель возвращается к разговору о Манявском ските. От него узнаю, что когда-то эта обитель, покровителем которой, к слову, стал киевский митрополит Петр Могила, была не только мощным духовным православным, но и развитым культурным центром. Именно там в конце ХVII — начале XVIII веков белостоцкий (из-под Луцка) художник Иов Кондзелевич создал шедевр украинской живописи — так называемый Богородчанский иконостас, который сейчас хранится в Львовском национальном музее. А одна часть старопечатных книг из большой тогда библиотеки теперь находится в Вене, другая — в том же городе Льва. Между прочим, многочисленные источники свидетельствуют, что там похоронены гетман Иван Выговский с женой Ольгой.
Спрашиваю о практической стороне дела, мол, где можно перекусить и заночевать. Выясняется, что в монастыре могут накормить до 20 человек. Столько же — переночевать. Но отец с паломниками большей частью останавливается в Верховине — в гостинице. На следующий день обычно заезжают в Криворивню, где, кстати, любил отдыхать Иван Франко. В местном православном храме есть чудотворная икона «Воплощение творческих замыслов», на которой Матерь Божья изображена в гуцульской одежде. Этот образ считается покровителем всей Гуцульщины.
— В паломническое путешествие вместе с нами может отправиться человек любой конфессии или даже веры, — очевидно, таким образом священник приглашает к общению. — И среди нас он не будет чувствовать себя чужим. Никакой духовной подготовки — пост или что-то вроде этого — непосредственно перед поездкой проходить не нужно. Наибольшая наша проблема — жизнь в грехах. Поэтому самое важное, чтобы после паломнической поездки она изменилась к лучшему.
Здесь, по-видимому, следует назвать телефон паломнической службы, которая действует при приходе Преподобного Николая Святоши в Киеве: 096 124 62 96. А еще сайт: www.svyatoshi.kiev.ua
В завершение нашего разговора отец Андрей рекомендует посетить Свято-Гегоргиевский мужской монастырь. По дороге из Манявского скита. Или выбраться отдельно — в село Пляшева Радивиловского района Ровенской области. Он сразу начинает вдохновенно описывать это место — чтобы таки туда поехать:
— В 1651 году там произошла битва казацкого войска с войском польским. К сожалению, мы ее проиграли. Наших тысяч тридцать полегло. Святыня уникальна еще тем, что иконостас стоит посредине двора. Поэтому на большие праздники службы Божьи проходят под открытым небом, собирая сотни местных жителей и приезжих.
ЗАРВАНИЦА
В реестре Патриаршего паломнического центра УГКЦ (www.pilgrimage.org.ua) — 79 «своих» объектов (чудотворные иконы, святые мощи, чудотворные источники, захоронения святых или блаженных Церкви...). Еще есть, конечно, православные (обоих патриархатов) и римско-католические святыни.
Среди «своих» объектов мы с председателем Патриаршего общества Святого Владимира Еленой ГАНЦЯК-КАСКИВ выбрали Зарваницу — маленькое село (всего 300 жителей) в Теребовлянском районе на Тернопольщине. Ежегодно его посещает более миллиона паломников отовсюду! Весной, летом и осенью там проходят всеукраинские и региональные богомолья — для молодежи, взрослых, детей с физическими и психическими недостатками, профессиональные (для военнослужащих, учителей...)
Я тоже не раз бывала в Зарванице. Один приезд до сих пор помнится очень остро. Врачи «списали» моего отца. Мне в это не очень верилось, однако не знала, что делать дальше. Я долго молилась перед Чудотворной иконой Зарваницкой Матери Божьей. Вдруг в церковной тишине послышался мягкий голос. С отцом Дмитрием говорили обо всем. И словно между прочим, о золотой короне Пречистой Девы, которую подарила одна пожилая немка — на этом святом месте она вымолила себе выздоровление от рака. «Потому что у нее была вера!» — сказал отец. Помню, как эти слова сильно подействовали на меня. Возвращаясь домой, еще не понимала, как надо действовать, но чувствовала, что ситуация будет меняться. Ситуация изменилась. Мой папа жив. Бог говорит разным способом...
— Согласно народным преданиям, возникновение села связывают с явлением во сне Богоматери одному монаху, — рассказывает Елена. — Он, уцелев после нападения татар на Киев в 1240 году, искал прибежище в месте над рекой Стрипой. Долину, где его «зарвав» сон, назвал Зарваницей. Там у колодца и построил часовню, прикрепив на ней икону Богородицы. С тех пор туда начали приходить люди и поселяться. А впоследствии появилась церковь и монастырь.
— В ХVII веке село опустошили турки и татары — сожгли церковь и монастырь, однако чудотворный образ удалось спасти, — продолжает моя собеседница. — До ХХ века они еще несколько раз будут разрушаться и, в который раз отстраиваться. В советское время, когда была уничтожена деревянная монастырская церковь, сам монастырь и часовня, а целебный источник огорожен колючей проволокой, подпольные богослужения проводились недалеко — в лесу или по домам. И только в 1989 году, после 50-летнего перерыва, в местном храме была отслужена первая литургия.
За сравнительно короткое время в Зарванице восстановлен дом для паломников, построена большая трапезная, гостиница, певческое поле и реколекционный дом (то есть дом, в котором читаются лекции)... Это я опять о практической стороне дела. Но, по-видимому, важнее все-таки — атмосфера. Там как-то медленно идет время. Будто остановилось. Его иногда вспугнет только церковный звон. Там тебя не покидает ощущение мира и покоя. Ощущение вечности. Собственно, туда за ними люди и идут отовсюду. Например, в этом году уже в шестой раз пройдет Международное десятидневное пешее богомолье семей мигрантов из города Самбора на Львовщине в село Зарваницу на Тернопольщине (общее расстояние 240 км). «Каждая встреча была такой желанной и в то же время неожиданной, — Елена зачитывает впечатление паломников того же богомолья 2008 года. — По-своему искренней и откровенной. Мы шли по тем районам, которые едва лишь приходили в себя от страшной беды — наводнения. Как знать, может, груз боли и вселил в человеческие сердца немного разочарования, но те, кто встречал нас, оставили свои заботы, чтобы нести радость паломникам. (Эти паломники берут с собой самое необходимое, ночуя и питаясь по дороге у людей, с которыми организаторы договариваются предварительно.) Паломники, что называется, со стажем, то есть с опытом, знают, что во время таких путешествий происходит немало памятных трогательных моментов.
— Во времена кризисов, работая сверхурочно, под еще большим стрессом, человеку тем более нужно находить время на отдых, — подытоживает Елена Ганцяк-Каскив. — Необходимо куда-то поехать. Так легче отвлечься. Наконец, так быстрее восстанавливаются силы. Но куда отправиться? Времени мало, да и средств не так много. В этом случае подойдет тот же религиозный туризм. Человек, пытаясь убежать от ежедневного стресса, попадает в необычное приятное место, где узнает много интересного, заводит новые приятные знакомства и обновляется духовно. И в завершение: путешествуйте по нашим святым местам туристами, а возвращайтесь домой паломниками!