Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Келья солнца

19 августа, 2010 - 18:38
ВЕНЧАНИЕ / ФОТО СУСАННЫ КОСМАЧ ПЕЙЗАЖ КОСМАЧА ОЧЕНЬ ЖИВОПИСЕН ФОТО ЮРИЯ БИЛАКА ГУЦУЛЬСКАЯ СВАДЬБА — ЭТО ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ЗРЕЛИЩЕ ФОТО ЮРИЯ БИЛАКА ЖЕНИХ И НЕВЕСТА, ДРУЖКИ И БОЯРЫ, ВСЕ В ГУЦУЛЬСКИХ НАРЯДАХ ЕДУТ НА КОНЯХ, С ГОР СПУСКАЮТСЯ И СЪЕЗЖАЮТСЯ К ЦЕРКВИ ФОТО ЮРИЯ БИЛАКА

Космач — село Косовского района Ивано-Франковской области. За сжатой географической формулой — местность с богатейшей культурой, о которой можно написать не одну книгу. И пишут немало, однако лучше все же услышать о Космаче из первых уст, расспросив человека, часто бывавшего в нашей «гуцульской столице», — руководителя фольклорной группы «Божичи» Илью Фетисова.

— Когда ты впервые оказался в Космаче?

— В 2002 году мы приехали по приглашению известного фольклориста, профессора кафедры фольклора Ровенского гуманитарного университета Богдана Яремко. Богдан Иванович с 2000 года проводил в Космаче школу традиционного народного искусства имени Василия Могура. Могур — виртуозный скрипач, его имя было широко известно в СССР, даже «Мелодия» выпустила его пластинку, кроме того, он еще выпестовал целую плеяду музыкантов. Идея школы заключается в том, что молодежь приезжает в Космач, ее селят по домам, и селяне учат гостей разнообразным народным промыслам, игре на музыкальных инструментах и народному пению.

— Такое впечатление, что речь идет скорее о целом фольклорном городке.

— Во-первых, это огромное село, оно является самым большим в Украине, и, возможно, одним из самых больших в Европе: по территории 84 км. кв., 6000 жителей, и состоит из 32 приселков; один приселок — это поселение, ограниченное реками — то есть от одной реки до другой. Также Космач уникален тем, что там сохранились абсолютно все существующие гуцульские промыслы. Искусство изготовления писанок, вышивка, ткачество, ковроделие, изготовление лаптей, изготовление бочек всяческих размеров, плетение корзин из расщепленных ветвей орешника, керамика, изготовление разнообразных народных костюмов, резьба по дереву, это также Клондайк и в плане музыки. Мы были поражены тамошним богатством культуры. Недаром Космач называют столицей Гуцульщины.

— С кем первым вы завели знакомство?

— В 2002-ом нас поселили у человека, который оказался самым значительным резчиком в Космаче, его зовут Юрий Семчук. Он своими руками вырезал целый иконостас местной греко-католической церкви, сам происходит из прославленной семьи резчиков, его отец — сотник УПА, который за это был арестован и отправлен в Сибирь. К сожалению, резьба — очень трудоемкая работа, она требует много времени, да и нет в Украине заказчиков на нее, поэтому Юрий Никитович переключился на столярку. Но он остается гениальным мастером, которого еще ждет признание.

Вот у него мы поселились в летней кухне, и первый сеанс был у уникальной певицы Параски Багрийчук, к сожалению, уже покойной. Она столько песен знала — странно, как все они вместились в ее памяти, причем много песен младшими космачанам уже неизвестны. Там каждая песня длилась не менее 15 минут. Мы несколько раз к ней приезжали и ее записывали. А ее сын — Василий Багрийчук — очень хороший скрипач, у него своя гуцульская капелла.

— Место, в котором живут такие люди, тоже должно быть красивым.

— По-другому и быть не может, ведь горы обступают Космач со всех сторон. Центр села как будто на низине, на высоте около 700 метров, но оттуда тянутся дома, влезают очень высоко в горы, есть дома на высоте более тысячи метров. Параска Дмитриевна жила высоко на горе, в приселке Медвежьем, и когда мы взобрались на тот приселок, увидели умопомрачительный пейзаж. Тогда был февраль, но стояла по-весеннему теплая погода, ходили в футболках. Там еще и климат уникальный. В тех местах часто бывают ураганы, ненастье, но благодаря горам погода очень сильно отличается, и даже если вокруг тучи и дожди, там тепло, солнечно. Вообще, Космач — последнее село, за ним горы вплоть до Румынии. Там даже 3 года тому назад местный житель заблудился, так и пропал, даже тела не нашли. Позвонил по мобильному, описал, где он находится, но никто по описанию не понял, где это было.

Там я впервые увидел гуцульские танцы. Они очень интересны, и по философии отличаются от восточноукраинских.

— Чем?

— В гуцульских танцах есть команды. Есть человек, ведущий танец, и он во время танца командует, какую фигуру нужно исполнять. А в танцах Восточной и Центральной Украины фигуры продуманы и идут по порядку. Мы танец «Голубка» много лет учили, наконец-то мне выпало им командовать, и мне сказали: «Ты уже лучше наших знаешь».

— Да, это настоящее признание.

— Мы влюбились в Космач, ездим туда ежегодно. Идею проведения школы мы подхватили и проводим ее каждый год в октябре, свозим молодежь со всей Украины, особенно из Восточной, потому что они там не имеют возможности познакомиться с гуцульской культурой. И каждый год Космач открывается для нас новыми лицами, потому что мы встречаем новых исполнителей, узнаем о новых промыслах.

— Какие из них тебе больше всего по нраву?

— Очень интересный промысел — лепка из сыра. Специальный сыр, гибкий, а когда застывает, то сохраняет форму, а к тому же еще и съедобный. Но это такая красота, что есть не хочется: лошадки, птички, сырные торты. Кузнечество там хорошо сохранилось — несколько кузнецов в селе. Много мастеров делает музыкальные инструменты: фуярка, флояра, трембита, цимбалы, скрипка, дрымба (варган), бубен, джоломига — двойная свирель. Есть также рога — рождественский инструмент, на котором играют колядники. Есть еще духовой инструмент най — «ребро» его еще называют. Богатство этого села невероятно, даже есть идея присвоить ему статус заповедного, ведь оно заслуживает этого.

— А что тебя там больше всего удивило?

— Там полно интересного... Например, в Космаче особое гуцульское время — оно на три часа отличается от общеукраинского. Часы у людей, живущих в горах, идут по этому времени. Они часы по украинскому времени не ставят. Это еще со времен Австро-Венгрии осталось.

— Невероятно!

— У кое-кого из старых людей еще висят на стенах портреты Франца-Иосифа, потому что он был другом Космача.

— Как это случилось?

— Когда-то космачане отправили к нему делегацию с просьбой снизить им налоги. И они привлекли его своей одеждой — она очень яркая, оранжевые цвета, такая же вышивка, и платки очень яркие, почти красные — в отличие от остальных гуцульских сел. Вот они пришли к Францу-Иосифу, он заинтересовался их нарядами, начал расспрашивать, что у них там есть, а они похвастались своей свадьбой.

— Почему именно этим?

— Потому что это фантастическое зрелище. Жених и невеста, дружки и бояре, все в гуцульских нарядах, едут на конях, с гор спускаются и съезжаются к церкви, это очень красиво. Девушки в сорочках, а на коне сорочку нужно задирать, поэтому ноги голые у девушек, они как настоящие амазонки выглядят. Вот гуцульская свадьба Францу-Иосифу так понравилась, что он Космач вообще освободил от налогов. Так его портрет за это ставили рядом с иконами в домах.

— Ты на свадьбе был?

— Я запомнил то, что когда мы подошли к дому, где играли музыканты, нам сказали: «Быстро убегайте, чтобы вас и близко не было» — потому что это был, оказывается, обряд заигрывания хаты. Всех людей со двора загоняют в хату, хату закрывают, и музыканты ходят вокруг хаты и заигрывают ее, чтобы хата была веселой.

В первый приезд нам сказали, что вскоре будет чья-то свадьба на 300 человек, мы удивились, но оказалось, что по местным масштабам это маленькая свадьба. Обычно — 500—600 гостей. Однажды зашли в дом, смотрю — в большой, где-то на 30 метров, комнате весь пол серый, оказалось — это сплошной торт, порезанный на куски. Когда они крем для такого торта делают, то мешают его дрелью со специальной насадкой, потому что миксер не тянет. Для нас, кстати, это было удобно, что там умеют готовить для большого количества людей, потому что нас много жило в одном доме.

— У других обрядов тоже такой гаргантюанский размах?

— На Рождество колядуют почти месяц, отдельно дети, отдельно парни, отдельно девушки, есть и смешанные группы. У каждой группы свое название и свой репертуар. У них есть колядки очень длинные, называются «жеканки»: каждая строка начинаются со слога «же», а тогда уже слова. Одна такая колядка раньше могла длиться до часа. А колядуют месяц, потому что перед домом поют колядку, потом поют, когда уже заходят в дом, потом, когда выходят, тоже поют. Так что за день максимально получается навестить 2—3 дома. А нужно ведь всех обойти. На каждом приселке своя группа. Причем музыканты не могут заходить на чужую территорию, там есть четкие границы, все их знают. А в конце месяца — «розколяда» — проводы коляды. Приглашают много людей, родственников, соседей, сходятся в один дом и там поют, прощаются с колядой.

— Что после Рождества?

— Меланка на Старый новый год — ходят мужчины, переодетые, страшные, водят, поют меланку, при том очень дебоширят, если кого-то видят на улице, то не принимают во внимание, кто ты, в снег толкают, могут одежду порвать, даже опасно ходить, надо договариваться с кем-то, чтобы не трогали.

— Как там хоронят?

— Если похороны происходят по обычаю, то гроб провожают трембитари — идут за ним, «трембитают», и на могиле тоже. Раньше, после войны, еще был обряд «грушка» — игры над покойником. Говорят старожилы: чем веселее был покойник, тем более веселыми должны были быть и поминки. Слышал там такую историю: два соседа жили рядом, ссорились все время. Один из них умер. По гуцульскому обряду все соседи должны были прийти поцеловать покойника. Люди знали, что они враждовали, и подвязали покойному руку. Вот один сосед пришел прощаться, они за веревку дернули, и тот ему пощечину дал. Удивился сосед — вот так, при жизни ссорились, а еще и после смерти продолжаем. Или, бывало, когда девушки приходили, парни поднимали покойника из гроба, девушки пугались, убегали и падали в предварительно выкопанную яму в сенях. Такие вот игры были еще после войны. А теперь только лишь название сохранилось.

Один этнограф, который с нами ездил, записал обычай коронации змеи. Деталей не знаем, но настоящую змею в лесу ловили и короновали — такое язычество.

— История, очевидно, там не менее богатая.

— Космач всегда был в центре внимания выдающихся людей. Можно назвать Филарета Колессу, Владимира Шухевича. Там в 1930-х знаменитый западноукраинский художник Алекса Новакивский открыл свою рисовальную школу, куда постоянно приезжали художники, писали пейзажи. Так же в Космаче родился блаженный Емельян Ковч — он погиб в Майданеке в 1944 году, причислен к блаженным Иоанном Павлом ІІ. Именно в Космаче погиб Алекса Довбуш. Уже нет того дома, но есть памятный знак на том месте, где Довбуш пришел к своей любовнице, а ее муж его застрелил. А когда Параджанов снимал «Тени забытых предков», не там, в другом селе — он все-таки взял иконостас из космацкой церкви. И в фильме гуцул поет, так вот это гуцул из Космача. Там многое снималось.

Село известно с 1940-х как столица УПА. Космач очень долго не могли советские войска взять. Было много боев. Там скрывался Тарас Чупринка. Даже в 1944 году была провозглашена Космацкая республика, которая никому не подчинялась.

— А из более древних времен что-то известно?

— Дата основания — 1412 год, но известно, что там и до того было поселение еще во времена Киевской Руси, и говорят, что в советские времена нашли пергаментный свиток на староболгарском языке, но глава сельсовета его уничтожил. Правда, перед этим пригласили женщину, знающую много языков, и оказалось, что там описано нападение татар на Космач во времена Киевской Руси. Кстати, бытует легенда, что «Захар Беркут» Ивана Франко написан по космацкому преданию. Раньше там лес сплавляли таким образом — перекрывали реку, много воды собиралось, а тогда открывали кляузу — так плотина нам называется, — деревья бросали, и их смывало на низину сильным потоком. Так тогда гуцулы перекрыли речки, а когда татары зашли на низину, они открыли эти кляузы и затопили центр села. Это очень правдоподобно, потому что центр села находится словно в яме.

Село очень древнее и малоисследованное. На горах Лысина и Грегот найдены языческие капища, каменные комплексы ритуальные. Космацкая писанка — одна из самых совершенных, это очень мелкая техника, и они тоже оранжевые. Даже у каждого узора свое название, и эти названия совпадают с названиями узоров на вышивке, и там их до 50 разных типов.

— Люди там осознают, какая у них история?

— Они простые и в то же время очень гордые, есть у них свое достоинство. Есть свои правила, из-за чего бывают жестокие конфликты. Ехал я как-то на машине, меня везли в другое село. Обсуждали новость — убили бубенщика за то, что гулял с чужой женой. Так вот говорили следующее: если бы изнасиловал, надо было убить, а если гулял только по любви, то нужно было ее убить, а его-то за что? Там очень суровая мораль. Очень большая любовь к селу и гордость, что они — космацкие. Почему они и во времена УПА держались так долго — потому что сильно преданы своему селу, своим обычаям.

— На чем держится экономика?

— Основными занятиями гуцулов всегда были соль и лес. Космач удивителен еще тем, что там есть разные источники. Например, нефть выходит на поверхность с водой и образуется лечебная, очень вкусная вода. Есть железная вода — если положить в нее металл, то он сразу ржавеет, и, например, камни возле того источника — красные. И есть еще соленая вода — «сыровыця», в раскопах еще 3 тысячелетия до нашей эры найдены остатки солеварни. На 10 литров воды выходит 4—5 килограммов соли. В настоящее время уже мало варят, проще купить, но раньше Космач этим славился: говорят даже, что название гуцул происходит от «гут соли», «гут» — это мера веса. Соль была своя, в Крым не ходили, и это было важно для их экономики.

Там даже в советское время не было колхоза. Просто нет земли. Сейчас капитализация, погоня за деньгами привела к тому, что в Космаче вырубили очень много леса. Из села смотришь — как будто все красиво, а заходишь в горы — все лысое. Ну и, конечно, промыслы. В любой дом зайдешь — и действительно кто-то что-то умеет. Такого на востоке или в центре нет.

— Напоследок — на что похож Космач?

— Его невозможно ни с чем сравнить. Их песни очень светлые, когда я слушаю их, то есть ощущение солнечного света. В самом деле, там очень красиво солнце встает из-за горы; однако и сама форма села такая — оно круглое, есть центр, и от него идут лучи по горам. Все 8 лет, что мы туда ездим, солнце — это первое, что нас встречало. Даже филологи говорили, не знаю, правда, из какого это языка, что Космач значит «келья солнца».

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ